nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Часть 1:
О несерьезном

Удивительно несерьезное отношение властей Азербайджана к арцахско-азербайджанскому конфликту. Начиная с 1988 года они так и не научились разговаривать с армянским Арцахом. Да что там говорить, даже само армянское название этой древней провинции Армении – Арцах – на них действует как красное полотно тореадора на разъяренного быка. Они, лидеры Азербайджана, добились успеха только в одном: в оболванивании и обмане собственного народа. Уж в этом они точно преуспели.
Судите сами, весь цивилизованный мир знает одну мировую историю и ее поступательный ход развития, а азербайджанскому народу его горе-историки и всякие кормящиеся из рук власти пропагандисты втолковывают совсем другую историю. Весь мир смотрит одни карты и знает одну картографию, а эти горе-историки своему народу подсовывают другие карты и другую картографию, отличную от первой. Да что там карты, весь цивилизованный мир знает Армению и армянский народ, как одно из древнейших государств мира и один из древних народов мира, а власти и историки Азербайджана с пеной у рта рассказывают своему народу, что Армении как страны в мире никогда не было, тем более на той территории, на которой находится современная Армения.
И что эта территория называется Западный Азербайджан, а армяне это и не армяне вовсе, а пришлые индийские цыгане, и что даже смешно говорить об их древнем происхождении. Все дело в том, что эти индийские цыгане пришли к азербайджанцам в гости в древний азербайджанский город Эриван, то есть в тот самый современный город Ереван. Их там приняли хлебом-солью, пожалели-приютили, и вот теперь эти неблагодарные цыгане-армяне говорят, что это их столица – Ереван. Да что там Ереван, эти неблагодарные цыгане-армяне теперь и наше Карабахское ханство считают своей вотчиной и называют Арцахом. Неблагодарные гости, эти цыгане из Индии, которые себя почему-то называют хайами, в своей неблагодарности и хамстве дошли до того, что наш Эриван переименовали в Ереван, а Карабах в Арцах. Но и это не все: оккупировав 20% нашей территории, эти хайи стали менять на свой хайский лад наши древние города.
Так, наш древний город Агдам, где готовили знаменитое пойло для советских алкашей – одноименное вино, эти хайи назвали почему-то Акной, наш Кельбаджар назвали Карвачар, наш Лачын стал называться у хаев Бердзором, и т.д. Кроме того, почему-то наш Бакы у них называется Баку, наш Нахчыван у них – Нахиджеван, наш Гянджа у них Гандзак, наш Барда у них называется Партав, и т.д. Но только забывают азербайджанские горе-историки сказать правду своему народу, что Нахчыван с азербайджанского языка никак не переводится, а Нахиджевань в переводе с армянского означает «место сошествия Ноя», а Гандзак означает «сокровищница», в то время как Гянджа на азербайджанском языке ничего не означает. Видите, как все красиво, и, что важно, в языке древних народов ничего просто так не бывает.
«Нам не понятно, куда смотрит весь цивилизованный Запад, – думают наши соседи, – почему они молчат на все эти безобразия хайев». Правда, ответ на этот вопрос не интересует ни власти Азербайджана, ни их горе-историков. Потому как ответ очень прост: весь мир читает одну историю и смотрит на одни карты мира, которые писались и рисовались древними народами и их историками и картографами, а сейчас серьезными институтами и всемирно известными учеными. Но это не интересует ни Институт истории Академии Наук Азербайджана, ни их горе-пропагандистов и лже-патриотов, ведь они выполняют важный госзаказ – «удревнять» свою историю и уничтожать автохтонность и древность соседей, их топонимику.
А так же — на удачном опыте оболванивания своего народа – тиражировать, распространять этот опыт и на другие народы, лучше – на весь мир. И вот пошло и поехало, начали заваливать весь мир лже-историческими опусами своих горе-историков и пропагандистов. А заодно ставить в разных городах и странах памятники своего общенационального лидера Гейдара Алиева, тратя на это дело миллионы долларов. Пусть весь мир узнает, что есть древний народ и древнее государство со своим древним лидером. Почти по Л. И. Брежневу: «Широко шагает Азербайджан!». Только вот куда он шагает и что будет после этих широких шагов, это уже другая история. Вся беда в том, что о древности этого государства никто, кроме азербайджанских историков, не знает, и в приличном научном сообществе об этом не принято говорить.
В потугах «удревнить» свою историю и, соответственно, народ, эти горе-историки пытались найти своих предков то у мидян, то у кавказских албанцев, то у туркмен, то у шумер. Видимо, скоро будут искать у лезгин или у талышей. Хотя навряд ли: с талышами и лезгинами опасно, может повториться так называемый «арцахский синдром». Помнится, азербайджанские историки пытались «по-своему» объяснить факты наличия в Арцахе множества древних церквей, монастырей, хачкаров и других памятников материальной культуры тем, что это все принадлежит их предкам – кавказским албанцам. Они придумали сказку для своего народа, что все это их древние предки построили. И что эти хачкары вовсе не хачкары, а их «хач-даши», что с «древнего азербайджанского языка» переводится как «крест-камень». Только забыли объяснить своему же народу, почему это тысячи таких «хач-дашей» они уничтожали денно и нощно в Нахичеванском армянском городе Джуга.
Уверовав в свою ложь, они пытались и арцахским армянам всучить свою сказку о том, что эти памятники старины не армянские, а албанские, и они не армяне, а албанцы. Только эти «неблагодарные арцахские армяне» не поверили в глупые сказки из Апшерона. Неужели талыши, лезгины, аварцы, таты, персы, рутулы, цахуры и другие автохтоны Закавказья будут слушать сладкие сказки великих сказочников Апшерона? Арцахские армяне недоумевают: когда они своих соседей называли «турками», те обижались и говорили, что они «азербайджанцы», а сейчас они объявили на весь мир, что они турки. И даже придумали лозунг: «Одна нация, два государства», имея в виду Турцию и Азербайджан. А как же насчет кавказских албанцев, мидян, шумер, и т.д.?
Правда, иногда находятся в соседней республике «критично мыслящие люди». Так, сайт «Хаккин.аз» недавно опубликовал статью с громким названием: «Депутат Ариф Рагимзаде: «Наша беда в том, что нас считают турками», где этот депутат сетует на то, что в России почему-то их считают турками, но они не турки, а азербайджанцы. «Это ошибка! – пытается убедить российскую аудиторию азербайджанский депутат. – Да, мы, азербайджанцы, имеем общие корни с турками, но народы – совершенно разные. В любом случае, мы не турки, турки – совсем другие. Однако царское правительство стимулировало переселение армян в наш регион в противовес «турецкому влиянию». Наша беда в том, что в России нас считали турками, так это виделось из России, и царская власть решила опереться на армян». Так заявил в своем интервью km.ru азербайджанский депутат Ариф Рагимзаде. Это уже интересно, это противоречит генеральной линии самого Гейдара Алиева и его сына, нынешнего президента, о том, что они с турками – «одна нация – два государства!» Что-то стало происходить в идеологическом корабле у наших соседей. Не пробоина ли случаем?
Вы уж разберитесь, наконец, кто вы такие, чтобы мы знали, как называть вас – наших соседей. И еще: научитесь, наконец, разговаривать нормально со своими соседями. Ведь нам и дальше жить рядом, кем бы вы себя не считали – турками, азербайджанцами, хазарами, скифами, да хоть тунгусами.
Несерьезно как-то все это, господа соседи.

Часть 2:
О серьезном

В предыдущей части мы затронули несерьезность подхода властей Азербайджана как к своей историко-культурной идентификации, так и по отношению к истории и культуре соседних государств и народов. Особым рефреном прозвучала проблема введения в историко-культурологическое заблуждение собственного народа властями и пропагандистами соседнего государства.
Тут отметим, что с Божьей помощью армяне Арцаха, преодолев все трудности на своем пути, смогли вырваться из колониального гнета мини-империи под названием Азербайджанская ССР, а в дальнейшем, героически отразив военную агрессию соседей в войне 1991-94гг., смогли построить свою независимую государственность – Республику Арцах, которой уже более четверти века. Однако агрессивная политика властей Азербайджана все эти 25 лет перманентно продолжалась, и с каждым годом приобретала все более зловещие и хищнические формы, порою превращаясь в фашистские деяния, причем не только по отношению к армянам Арцаха, но и по отношению к своим гражданам – представителям народов, населяющих Азербайджанское государство: талышам, лезгинам, аварцам, татам, цахурам и др.
Дело в том, что Азербайджан, проиграв армянам Арцаха в большой войне 1991-94гг. и, видимо, осознав, что невозможно победить народ, который воюет за свою независимость и свободу, за свои очаги и исторические памятники, сделал для себя ряд выводов, которые сформировали новые подходы у властей этой страны к решению ряда своих внутренних и внешних проблем. По отношению к арцахским армянам власти Азербайджана приняли новую стратегию и тактику действий. Они перешли к широкомасштабной информационной войне – выстроили воспитание подрастающего поколения в духе, что все армяне мира (обратите внимание, не только арцахские армяне. — Г.Б.) являются врагом N1 азербайджанского народа, и что где бы то ни было азербайджанцы должны убивать армян.
Отсюда и героизация подлого труса Р. Сафарова, убившего в Будапеште на курсах НАТО спящего армянского офицера Г. Маргаряна и награжденного за это властями Азербайджана. Здесь мы видим стремление властей Азербайджана экспортировать за пределы страны фашистскую идею армяно-
фобства, причем не только теоретическую составляющую этого обыкновенного фашизма, но и поощрение к практическим действиям.
Это очень опасная тенденция, но власти Азербайджана усиленно пропагандируют данную идею в своих многочисленных общинах. Поэтому эмиссары из этой республики активно работают в России и других странах в этом направлении, пытаясь взять под свой контроль даже общественные объединения и организации в городах и областях России и других стран, где существуют многочисленные азербайджанские общины. Благо, во многих общинах оставляют без особого внимания данные действия властей Азербайджана, понимая, что они должны жить согласно законодательству страны, чьими гражданами они являются, и жить в мире и согласии со всеми гражданами, невзирая на национальную и расовую принадлежность. Однако отметим, что данная тенденция в идеологии нынешних властей Азербайджана является очень опасной.
Следующая тенденция в азербайджано-арцахском противостоянии – это переход от крупномасштабных боевых действий на линии противостояния к локальным позиционным боевым действиям и снайперской войне. Отметим, что несмотря на бравые воинственные заявления руководства Азербайджана о том, что они не только «освободят свои земли», т.е. Арцах и территории, потерянные в результате азербайджанской агрессии в 1991-94гг., но и «вернут свои исторические земли – так называемый Западный Азербайджан с азербайджанским городом Эриван». Эти и другие несерьезные заявления азербайджанских властей, видимо, направлены в первую очередь для внутреннего пользования, так сказать, для собственных граждан. Здесь власти Азербайджана преследуют две цели: перманентно накачивают своих граждан идеей антиармянизма и ненависти к соседнему народу, а также через армянофобию пытаются объединить все народы, живущие в Азербайджане: талышей, лезгин, аварцев, татов, цахуров и др., сделав их приверженцами идеи «азербайджанизма».
Они пытаются через идею единого и ненавистного врага объединить свое гражданское общество и отправлять на переднюю линию фронта в первую очередь именно представителей этих народов, чтобы тем самым разрешить очень болезненный вопрос неактуализации их самоидентификации. Ведь, как известно, «на войне как на войне», – там и погибают, и пропадают без вести, и т.д. Может, поэтому власти Азербайджана частенько отказываются забирать своих погибших солдат, что вызывает недоумение у арцахских армян. Ибо здесь особо чтят память всех павших своих воинов, хоронят их всенародно и с воинскими почестями. В Арцахе нет и не было ни одного случая не то, что отказа от своих павших в бою воинов, но и укрывательства или тайных похорон. Такого в Арцахе по определению не может быть. Власти Азербайджана, ведя позиционные, локальные войны или снайперскую войну, ежедневно напоминают арцахским армянам простую истину о том, что в Азербайджане к армянам относятся как к врагам, и тем самым духовно калечат собственный народ, культивируя ненависть и ожесточение, а так же, как ни странно, комплекс неполноценности и страха.
Доходит до абсурда, когда они рассуждают так: «либо вы, армяне, убирайтесь с наших земель, либо мы придем и уничтожим вас». Но, как известно, убивают именно тех, кто с оружием в руках приходит на чужие земли. Здесь уместно напомнить властям Азербайджана старую истину: «Кто сеет ветер, тот пожнет бурю». Часто азербайджанские горе-пропагандисты приводят цитату из «Тазита»
А.С. Пушкина, вырвав из контекста поэмы слова чеченского старика Гасуба, обращенные к своему младшему сыну: «Поди ты прочь – ты мне не сын, ты не чеченец – ты старуха, ты трус, ты раб, ты армянин!» Видимо, это тешит их духовные потребности – считать армян трусами. Но плохо они знают как арцахских армян, так и творчество великого русского поэта, который в своем стихотворении – предупреждении «Из Гафиза» пишет так:

«Не пленяйся бранной славой,
О красавец молодой!
Не бросайся в бой кровавый
С карабахскою толпой!»…

Эти стихи великого А. С. Пушкина могут стать очень серьезным предупреждением для власть имущих Азербайджана. Ибо, начав очередную войну против Республики Арцах, они могут потерять как свою власть и богатства, украденные у своего народа, так и единство своей страны. А это уже очень серьезно. Так что, господа соседи, живите с миром и не вздумайте связаться с Республикой Арцах. Почему? Об этом в следующей части.

Часть 3: О будущем

В предыдущих двух статьях мы говорили о том, как власти Азербайджана пытаются «удревлять» историю собственной государственности за счет соседей, и как они сеют вражду между двумя соседними народами – армянами и азербайджанцами. Армянофобство приняло в Азербайджане характер государственной политики, и устами первых лиц этого государства транслируется лозунг: «Все армяне мира являются нашими врагами!»
Относительно же арцахских армян звучат «советы» – «либо уезжайте из Нагорного Карабаха, либо мы вас уничтожим!». Поэтому, прежде чем говорить о будущем наших соседей, мы вспомним кое-что из прошлого. Когда-то в Азербайджанской ССР в конце прошлого века был придуман лозунг: «Смерть армянам!». Вначале этот лозунг стал звучать на всяких митингах Народного фронта (НФ) Азербайджана, потом это все перешло к практическим действиям – стали резать, убивать, насиловать лиц армянской национальности в Сумгаите, Баку, Кировабаде и по всему Азербайджану. То есть случился настоящий геноцид армян на всей территории Азербайджанской ССР. Потом бесчинствующие толпы заставили свое правительство начать широкомасштабную войну против армян Арцаха.
Но тут они поломали зубы – население Арцаха героически защищалось и в войне 1991-94гг. азербайджанцы проиграли, потеряв в живой силе более 24000 человек, а армяне – около 6000 человек. Однако не это является предметом нашего рассмотрения. Важно понять главное: какие силы – внутренние и внешние – повели азербайджанский народ на осуществление геноцидальной политики по отношению к соседям, армянам, с которыми они жили долгие годы в мире и согласии?
К сожалению, до сих пор ни один азербайджанский ученый или политолог ни разу не попытался задать себе этот лежащий на поверхности вопрос, и попытаться объективно разобраться в причинах того, почему и кем был изобретен по сути фашистский лозунг «Смерть армянам!», который потом стал предтечей и призывом к геноциду армян в Азербайджане.
Что же произошло в те годы в этой республике? Внутренние распри между коммунистами и партией Народного Фронта Азербайджана четко контролировались некими внешними силами и умело управлялись ими. Азербайджанцы, будучи мусульманами-шиитами, объективно тянулись всегда к соседнему Ирану и в целом мало тогда симпатизировали туркам, которые являются мусульманами-суннитами. В то время (если кто забыл – напомним) толпа людей прорвала именно советско-иранскую границу на юге Азербайджанской ССР, а не советско-турецкую границу, которая была в Нахичеванской АССР Азербайджана. Этим действием азербайджанский народ показал всему миру, что они считают себя частью единого шиитского мусульманского мира и считают Иран братской страной, но не Турцию и не турок-суннитов. И вот тут-то по всему Азербайджану начали звучать эти антиармянские лозунги, а далее пошли уже известные погромы.
Далее власть в республике перешла от коммунистов к Народному Фронту, который и развернул азербайджанский народ от Ирана в сторону Турции, невзирая на разногласия между шиитами и суннитами. Когда-то аятолла Амели, один из влиятельных иранских духовных лидеров, сказал о том, что в этих и других процессах, происходивших в Азербайджане, активно участвовали разведслужбы некоторых заинтересованных стран. Видимо, в этих словах влиятельного духовного лидера Ирана есть рациональное зерно. Достаточно посмотреть на тот факт, кто сегодня контролирует азербайджанскую нефть и газ, и кто из стран мира пользуется благами этих и других природных ресурсов соседней республики, чтобы удостовериться в мудрых словах Козьмы Пруткова: «Зри в корень!».
Однако пусть об этом думают азербайджанские интеллектуалы и объективно мыслящие люди. Для нас же очевиден факт, что после того, как народу, толпе подбросили лозунг: «Смерть армянам!», за этим немедленно последовали армянские погромы по всему Азербайджану. Кто-то, действительно, повернул ход развития азербайджанского народа по «турецкому пути» с теоретическим обоснованием единства турок и азербайджанцев, что сделал в самом начале этого пути Абульфаз Эльчибей – профессор, лидер народного фронта.
А в дальнейшем этот тезис сформулировал как лозунг и идеологию будущего развития Азербайджана другой президент этой страны – Гейдар Алиев, который и стал автором лозунга: «Одна нация – два государства!». Тем самым он сформулировал идею окончательного разрыва с шиитским Ираном и теснейшего братского сближения с суннитской Турцией. По сути, Азербайджан стал форпостом Турции на Кавказе и проводником турецкой политики пантуранизма. При этом скоординированной внешней политике этих двух «братских» государств мешала Армения и армянский Арцах. Вот почему эти две тюркские страны всячески пытаются уничтожить Армению и Арцах, считая их форпостом России на Кавказе. Отсюда и агрессивная неугомонность Азербайджана, всячески пытающегося военным путем решить арцахско-азербайджанский конфликт.
Здесь мы вплотную подходим к разговору о будущем, ибо внутренний настрой властей Азербайджана решить вопрос исключительно военным, силовым методом, их психологическая ориентированность на чисто турецкий метод решения вопроса («либо все армяне должны уйти из Карабаха, либо мы их уничтожим!») дает право армянскому народу, уже пережившему геноцид в 1915 году, вести не оборонительную войну, которую армяне ведут вот уже 25 лет, а перейти к доктрине наступательных действий для принуждения агрессивного соседа к миру.
Тут не надо быть военным экспертом, чтобы понять простую истину: в этом случае Азербайджан развалится как единое государство. А Нахичеванская АР также станет отдельным государством, где, возможно, обоснуется клан нынешнего руководства Азербайджана, хотя они давно уже закупили себе и своим детям особняки в Европе и в Дубаи. Тем, кто посчитает фантазией развал Азербайджана в результате агрессии против Арцаха, предлагаем подумать над простым вопросом: а лет 35-40 тому назад кто-то верил в то, что из карты мира уйдут такие страны, как СССР, Югославия, и т.д.? То-то и оно, как говорится: «мы предполагаем, а Бог располагает!». Так что умерьте свой агрессивный пыл, господа соседи, и живите с миром в душе. А дилемму вашу: с кем быть – с Турцией или с Ираном, предлагаю разрешить с умом и пользой для собственного народа, Будьте лучше с Россией, ведь ох как много для вашего народа сделала эта прекрасная страна. Впрочем, есть и другой сценарий развала Азербайджана: это возврат к идее деления современной территории Азербайджана на ряд губерний в составе России. Например, Елизаветопольская губерния, Бакинская губерния, и т.д. Как говорится, на все воля Бога, поживем – увидим. Это все о будущем. А наше будущее всегда уходит корнями в наше прошлое.
Гариб БАБАЯН – руководитель Центра Кавказоведения Университета Месроп Маштоц (г. Степанакерт)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *