В 1921 году, легким росчерком большевистского пера, три территориальных спора были решены далеко не в пользу армян: Арцах и Нахичеван передали Азербайджанской ССР, а Джавахк — Грузинской ССР. Судьбы этой троицы пошли разными путями: Арцах вернулся в лоно армянства, Джавахк сохранил статус «армянской области» Грузии, а Нахичеван осиротел автохтонами.
Об огромной роли Арцаха в региональной стабильности и говорить не стоит. Арцах – тот самый «неприступный гавар», который не только обеспечивает безопасность Армении (и наоборот), но и выступает как доказательство успешности армянской внешней и военной политики. Такую роль Арцах выполнял исторически, являясь последним островком армянской государственности.
Что касается Нахичевана, то тут ситуация крайне плачевна. Из него исторически, начиная со времен шаха Аббаса I, выдавливалось армянское население. Это был важнейший пункт, которым хотел завладеть Иран и которым он же не хотел делиться с османами. Именно поэтому армяне Джуги были депортированы, Иран таким образом пытался переместить центр коммерции в глубину страны.
Стоит отметить важный факт: Нахичеван – ныне единственный полный эксклав в мире, то есть такой эксклав, который со всех сторон окружен иными государствами. Это уже доказывает абсолютную искусственность нынешних территориальных границ.
История обороны Нахичевана, особенно Гохтна, так же наполнена славой, как и оборона Арцаха, гор Муша и Сасуна. Добавим, что исторически Нахичеван, Сюник и Арцах представляли собой в целом одну региональную зону. Со времен Армянского царства Нахичеван стал владением сюникских князей, а Арцах и так издревле называют «Малым Сюником». Если, выражаясь словами Нжде, Зангезур – это «хребет Армении», то Нахичеван и Арцах – ее «плечи».
Как мы видим, потеряв одно «плечо», армяне ныне вынуждены с большей тяжестью держать хребет. Нахичеван ныне используется азербайджанцами как второй фронт, а турками –как оборонительный пояс.
В Арцахскую войну с его стороны был обстрел Ерасха и других пограничных территорий.
Что касается Джавахка, то в этом плане он играет не менее важную роль в поддержании и целостности армянства. Джавакх не имел истории освободительной войны, и армяне не изгонялись из него исторически. Однако в XX веке эта территория находилась под огромной угрозой, так как турки именно через эту землю стремились соединиться с зактатарскими отрядами. Вопрос безопасности Армении вынудил ее на армяно-грузинскую войну. И хоть Джавахк был передан Грузии, но, к счастью, его армянское население смогло сохраниться.
Стратегическую важность этой территории хоть и поздно, но осознал Сталин. Размещение военной базы в Джавахке было связано именно с этим. Ведь если вы посмотрите и на современную карту, то увидите, что Джавахк находится между двух огней: между Аджарией, населенной мусульманами с активным турецким лоббингом, и между Борчали с Марнеули, на 80% населенными азербайджанцами.
Джавахк, как и сама Армения, выступает клином между Турцией и Азербайджаном. Грузинам стоило бы задуматься над этим, особенно на фоне печальных событий с Давидом Гареджи. Джавахк также защищает и Армению от горизонтальных связей турко-азербайджанцев, являясь «шлемом» Армении, если продолжать логику антропоморфизации.
Как мы видим, Арцах, Нахичеван и Джавахк являли собой опору безопасности и целостности Восточной Армении, а значит, и всего армянства. Арцах и Джавахк и ныне сохраняют такие позиции. Однако оба обеспечивают безопасность не только армян, но и всего региона, а точнее, его вертикальной системы: Ирана, Грузии и России.
Эти государства под угрозой, если горизонтальная система Турции и Азербайджана будет доминировать, что возможно в случае потери Арцаха и ныне особенно Джавахка. Ведь Грузия находится в самом подвешенном положении, являясь хабом для турков и азербайджанцев. Так что Грузии стоило бы сделать разумный выбор и перестать рассматривать Джавахк с примитивных позиций «целостности-сепаратизма».