nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

2 СЕНТЯБРЯ 1991 ГОДА… ДЕНЬ, КОГДА РОДИЛАСЬ НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА. РОДИЛАСЬ В ТЯЖЕЛЕЙШИХ УСЛОВИЯХ, ПРОЙДЯ СЛОЖНЫЙ, НЕИМОВЕРНО ТРУДНЫЙ ПУТЬ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ И ТРАГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ.

ИМЕННО В ЭТОТ ВОИСТИНУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕНЬ, КРУТО ИЗМЕНИВШИЙ ХОД ИСТОРИИ АРЦАХА, ВСТАВШЕГО НА ПУТЬ СОЗДАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, 24 ГОДА НАЗАД СОСТОЯЛАСЬ СОВМЕСТНАЯ СЕССИЯ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО ОБЛАСТНОГО И ШАУМЯНСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ, ПРИНЯВШАЯ ДЕКЛАРАЦИЮ О ПРОВОЗГЛАШЕНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

ДОКУМЕНТ ОГРОМНОГО ДЛЯ АРЦАХЦЕВ ЗНАЧЕНИЯ, ОЗНАМЕНОВАВШИЙ СОБОЙ СОЗДАНИЕ ВТОРОГО АРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Годы независимости НКР, отмеченные жестокой борьбой арцахцев за право жить свободно на земле предков, стали зримым свидетельством мужества, несгибаемой воли и достоинства народа республики, сумевшего отстоять и укрепить свою государственность. Ведь процесс создания и становления независимой государственности протекал в экстремальных условиях противостояния с националистическим Азербайджаном, который добивался, да и сейчас добивается, уничтожения НКР. Однако минувшие годы продемонстрировали миру и другое – приверженность Арцаха общечеловеческим ценностям, демократическим принципам и нормам международного права, что соответствовало духу и букве Декларации от 2 сентября. Важно подчеркнуть, что даже в чрезвычайно тяжелых ситуациях, обусловленных развязанной Азербайджаном войной и поствоенной реабилитацией республики, НКР не изменила избранному ею пути демократического развития, формирования на основе волеизъявления народа легитимных органов власти. И хотя мы это делали, прежде всего, для самих себя, для обустройства собственной жизни, цивилизованный мир, как нам представляется, просто обязан по достоинству оценить верность арцахцев продекларированным ими демократическим ценностям. На наш взгляд, это чрезвычайно важно также в контексте урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и перспектив международного признания де-факто независимой государственности НКР.

Все познается в сравнении, говорили древние. Мы считаем, что посреднические структуры, занимающиеся поиском решения карабахской проблемы и действительно заинтересованные в достижении справедливого мира, должны объективно взглянуть на реалии и оценить шаги Арцаха и Азербайджана на пути к провозглашению своей независимости. Между тем сравнение действий Арцаха и Азербайджана на предмет их соответствия законодательству бывшего СССР, а также нормам и принципам международного права — отнюдь не в пользу последнего. Нынешняя Азербайджанская Республика добилась независимости абсолютно неправовым путем. Сегодня ни посредники, ни тем более официальный Баку не хотят вспоминать о Законе СССР от 3 апреля 1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В нем четко прописана норма, в соответствии с которой в случае выхода союзной республики из Союза ССР за народами автономных образований закреплялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в СССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. Кроме того, в соответствии с этим законом основным критерием для выхода союзной республики из СССР была воля ее населения, выраженная посредством всеобщего референдума. Кстати, требование о проведении референдума при провозглашении государственной независимости является общепринятой нормой в мировой практике. Приняв в одностороннем порядке декларацию о восстановлении своей государственной независимости 1918-1920 г.г., Азербайджан проигнорировал это требование, как и пренебрег национальными интересами проживавших в его составе национальных меньшинств.

Провозглашение Нагорно-Карабахской Республики, напротив, проходило в строгом соответствии с внутрисоюзным и международным правом. После принятия Декларации о провозглашении НКР 10 декабря 1991 года состоялся всенародный референдум о статусе НКР, на котором 99,89% его участников высказались за государственную независимость. То есть с юридической точки зрения Нагорный Карабах вышел из состава СССР без каких-либо нарушений, повысив прежний свой статус автономии до уровня независимого государства. Подчеркнем – из состава СССР, а не Азербайджана, частью которого он никогда не был.

На фоне постоянных заявлений посредников о важности следования международным правовым нормам выглядит странным, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ ищут развязку конфликта не в юридической, а в политической плоскости. Что, к слову, в интересах Азербайджана, у которого нет ни единого правового аргумента в поддержку своих претензий на Нагорный Карабах. В связи с распадом Советского Союза и провозглашением Нагорным Карабахом и Азербайджаном независимых республик оба этих бывших субъекта СССР оказались непосредственно в сфере действия международного права, и, следовательно, конфликт между ними необходимо рассматривать исключительно в его рамках. Сопредседательству Минской группы ОБСЕ, да и официальному Баку тоже, не следует забывать о статье 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, которые звучат совершенно идентично: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Арцахцы юридически безупречно воспользовались этим правом. Государственная независимость НКР – состоявшаяся реальность, и международному сообществу следует эту реальность признать.
Леонид МАРТИРОСЯН,
главный редактор газеты «Азат Арцах»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *