nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Об этом действительно говорят в Азербайджане на уровне Академии наук страны. А говорят так: «Армян и Армении никогда не было на Кавказе» – с претензией на то, что якобы современная Республика Армения – это территория Западного Азербайджана. По разным домыслам, одни говорят, что Россия эту территорию подарила армянам, другие склонны утверждать, что подарил армянам эту территорию Азербайджан. Некоторые пошли дальше, говорят: мол, отдали армянам в аренду.
Забывают только главное: чтобы дарить что-то, нужно владеть имуществом. Как можно дарить то, чего не имеешь? Впервые на карте мира образовалось государство Азербайджан почти 25 лет назад. Юноша! Ты кому и чего дарить собрался? Яйцо курицу снесло?
Впрочем, в чем-то азербайджанская академнаука права. Армении на Кавказе не было. Да и быть не может. Ни тогда, ни сейчас. Горе-географы! Армения – это Закавказье. За Кавказом. К югу от Кавказа. Иногда, в качестве политического термина, ее называют страной Южного Кавказа. Но географически Армения почти полностью расположена на территории горной гряды Армянского нагорья. И, заметьте, не Азербайджанского нагорья, на что претендует Баку, а Армянского нагорья. Гряда названа в честь автохтонов этой территории. Посему вывод: армяне были, есть и будут есть на этих землях, хотелось бы кому-то этого или нет.
Это об Армении. А теперь о самих армянах. Этнические армяне живут на Кавказе колониями с 17–18 веков – донские армяне, например черкесагаи, эдиссийские армяне… И не просто живут, а основали на Кавказе такие города, как Армавир, Буденновск, Нахичевань-на-Дону. Я уж не о селах, основанных на Кавказе армянами. Их и того больше. А в Дербенте армянская церковь является старейшей в регионе.
На страницах книги «Война против Азербайджана» встречается утверждение о том, что армяне впервые появились в регионе в Средние века, когда Эчмиадзинский монастырь в городе Вагаршапате стал их религиозным центром. Заметьте, речь уже идет о Средних веках. Хочу обратить внимание, что армяне основали Эчмиадзинский монастырь в IV веке, когда они провозгласили христианство государственной религией, и с тех пор эта область была и остается одним из важных центров армянского государства. Вагаршапат в XV веке был не основан, как указано в книге, а восстановлен как католикосат Армянской церкви, где в 1441 году, после многих веков отсутствия постоянной резиденции, окончательно обосновался Католикос Всех Армян. Здесь, на территории восточной Армении находились несколько армянских столиц, среди которых Двин, Арташат, Ервандашат… По всей территории восточной Армении, в современной Республике Армения сплошные монастыри, храмы, часовни… Армения словно соткана из храмов, где свыше тысячи лет, полутора тысяч лет стоят в безмолвии эти храмы с выбитыми в камне молитвами на армянском языке, армянскими буквами. Это же какую наглость и подлость нужно иметь, чтобы, глядя на белое, сказать, что оно черное! Некоторые азербайджанские «ученые», среди которых Мамедова и Алибейли, считают, что все эти храмы и хачкары воздвигнуты не армянами, а албанами. Что ж, пусть попробуют прочитать, что написано, увековечено на этих храмах и монастырях, эти «ученые». Не прочтут! Потому как надписи адресованы армянами армянам на армянском языке. Кроме того, еще в дохристианский период армянский царь Тигран Великий основал в восточной части Арцаха (современный Нагорный Карабах), вблизи границы с Албанией, цитадель Тигранакерт, по соседству с которой находится построенная в V-VI вв. базилика.
Кстати говоря, азербайджанский историк Мирза Адигезал-бек в своем историческом труде «Карабах-наме», написанном в 1845 году, в предисловии упоминает армян «…В определенных случаях я расспрашивал местных пожилых армян и мусульман…».
Не надо забывать и того, что в начале XVII века персидский шах Аббас переселил из Армении в Иран около 400 тысяч армян, и только десяти процентам их потомков удалось в 1828 году, после более чем двухсотлетних скитаний, вернуться на родину.
Еще одна тема, часто муссируемая в азербайджанских источниках, – фотография 1978 года, запечатлевшая монумент, посвященный 150-летию основания армянского села Марага Мардакертского района, с надписью «Марага 150». Азербайджанские «ученые» утверждают, что поскольку предки жителей села обосновались здесь всего 150 лет назад, на территории Карабаха армяне вообще не проживали. Этот бред можно опровергнуть несколькими сотнями тысяч армян на территории сегодняшней Республики Азербайджан, в Ширване, Шеки, Шамахе, Гандзаке, в которых проживали армяне со Средних веков до 1990 года. Свои бредовые данные они основывают на одной деревне, которую азербайджанские омоновцы стерли с лица земли 10 апреля 1992 года, убив десятки людей.
О нахождении Армении на том месте, где она сейчас расположена, имеются сведения у отца истории Геродота. На основании «Истории» Геродота, английский картограф Чарльз Миллер воспроизвел описанный им мир. Если вы заглянете в эту карту, то найдете там Армению на том же месте, где она сейчас, но только в больших масштабах. А граничит она на востоке с Албанией Кавказской, землею кавказоязычных леков, граница с которой проходит по Куре. Азербайджана на этом месте нет.
Также и у Страбона, жившего позже Геродота, в его 17-томном труде «География» описана Армения на своем месте. Более того, Страбон свыше 60 раз упоминает Армению, армянские области и топонимы, говорит о соседях иберийцах и албанах, но ничего не говорит об азербайджанцах или тюрках. 14-я глава 11-й книги труда Страбона полностью посвящена Армении. В ней он описывает ее ландшафт, географию, народ и его быт, важные исторические события. Я бы рекомендовал некоторым прочитать Страбона. Это интересно. Я, конечно, отдаю себе отчет, что этим самым «некоторым» будет неприятно читать Страбона. Но факты не выкинешь из истории.
Географию Армении и быт народа также описывает Гай Плиний Секунда в своем труде «Естественная история». Это начало I века, и уже нашей эры. Его труд состоит из 37 книг. Плиний повествует об Иберии, Армении, Албании, в то время как ни слова ни об Азербайджане, ни о тюрках.
То же и у другого римского историографа, Помпония Мела, жившего также в I веке. В «Описании мира» он говорит о грузинах и армянах, и снова молчание про тюрок и Азербайджан.
Можно еще заглянуть в «Третью карту Азии» «Географии» Птолемея, где он повествует о городах Малой Армении и Армении Великой. Всего 85 армянских топонимов, среди которых Тигранакерт, Арташат, Армавир и прочие города.
Об Армении позже пишут и арабские картографы и историографы, такие как ибн Баттута, Абу Рейхан Бируни, Хамд-уль-Лах аль-Мостоуфи, Исхак аль-Истахри… Последний, описывая Армению, указывает и ее столицу Двин в арабской транскрипции – Дабиль. Если у кого-то из восточных историографов где-то и упоминался Азербайджан, то не на том месте, где сейчас расположена Республика Азербайджан, а южнее Аракса, там же, где и сейчас остан Азарбайджан в Иране. Это подтверждает и древнейший исламский летописец Ахмад аль-Баладзури в книге «Китаб фатух аль-бульдан» («Книга завоеваний стран»), иранский ученый IX века ибн Хурдадбех в книге «Китаб аль масляк уа аль-мамляк» («Книга дорог и стран»). Хорошо также описывает страны современного Закавказья Масуди: он рассказывает, как на албанские, армянские и азарбайджанские города нападают тюрки и занимаются грабежами местного населения. Под Азарбайджаном следует понимать иранский остан Азарбайджан, где еще во времена Масуди жил ираноязычный народ азари, позже вытесненный тюрками-сельджуками…
Можно привести в пример массу имен и работ, где упоминается или рассказывается об Армении и армянах. И восточных авторов, и европейских, и античных, и средневековых. Из средневековых европейских советую ознакомиться с работой фламандского миссионера Уильяма де Рубрука, английского летописца Ранульфа Хигдена, испанского посла и путешественника Руи Гонсалеса де Клавихо – он как раз рассказывает об Эчмиадзине, венецианского дипломата Джозафа Барбаро, британского купца Энтони Дженкинса, английского купца Джонаса Хануэйя и многих других.
Эти труды рекомендую и армянам, и азербайджанцам. Тем азербайджанцам, которые не идут на поводу у своего лживого правительства и не пытаются путем неправды самосовершенствоваться. Нельзя выстроить собственную историю, культуру за счет более древнего соседнего народа. Нельзя стесняться или бояться своей молодой истории. Ведь на земле масса молодых государств и наций. И вполне продвинутых. Порой, и чаще всего, даже более продвинутых, чем современные народы с глубокой историей. Примеров таких много. Мы за мир! Мы за дружбу! Мы за правду! Мы за стремление идти вперед, но с надежным соседом и другом!
Вадим Арутюнов,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *