Симфония мудрости
В известной притче человек пришел к мудрецу и попросил: «Научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни!». Подумал мудрец – и научил человека танцевать. Это не просто поэтический образ. Задумаемся – и увидим, насколько прав был мудрец.
Исследователи отмечают, что этнические армянские танцы сложились в эпоху первобытнообщинного строя. Разумеется, в течение столь долгого времени они видоизменялись и трансформировались, но общие рисунки танцев и их смысловая нагрузка сохраняются по сей день. Как же удалось армянской танцевальной культуре сохранить свою самобытность? Дело в том, что национальные танцы – это не только определенный набор движений, воспроизводимый под определенную музыку. Каждое танцевальное действие несет в себе смысловую нагрузку. А когда красота, порядок и глубокий смысл соединяются воедино, это придает танцу небывалую мощь, и каждый его элемент является частью общей симфонии, отражающей мудрость и дух народа. Конечно, не всегда исполнитель имеет представление о значении танца, но ведь существует и такое понятие, как родовая память: совершая определенные движения, мы пробуждаем в себе дух своего народа. И где бы мы ни находились, танцуя, внутренним взором видим дорогие нашему сердцу земли и становимся одним из звеньев в бесконечной цепи наших предков.
Если мы посмотрим на многообразие армянских танцев, увидим необыкновенно пеструю картину: каждая историческая область Армении имела свои танцы, свои костюмы, особенности музыкального исполнения; мы увидим круговые обрядовые танцы, плавные грациозные движения девушек, воинственный боевой пляс перед сражением, спокойные бытовые танцы, в которых с удовольствием принимали участие даже старики. Сторонний наблюдатель, посмотрев на некоторые из них, например круговой гевнд, может увидеть лишь ряд повторяющихся движений в спокойном темпе, которые достаточно сложно назвать танцем в привычном понимании слова. Но каждый, кто постарается почувствовать, увидит его сакральный смысл.
Просвещение и воспитание
Ростовский ансамбль армянского танца «Арпи» видит цель своей деятельности именно в трансляции национальной культуры и традиций предков. Поэтому каждый приходящий в него не остается без внимания. Публичные выступления – это лишь одна из сторон деятельности ансамбля, и далеко не самая основная. Главным тут считается именно сохранение и передача танцев в их истинном, не искаженном виде. Ансамбль «Арпи» регулярно проводит открытые уроки и мастер-классы, на которые может прийти каждый желающий – просто посмотреть или попробовать себя в танце. Кто-то из приходящих сразу остается в ансамбле, а кто-то возвращается лишь спустя долгое время. Но даже те, кто приходил только один раз, все равно выносят для себя крупицы новых знаний. Руководитель ансамбля «Арпи» Грачик Альбертович Геворгян поясняет значение каждого изучаемого танца, его происхождение и смысл. Таким образом, изучение танца не ограничивается чисто механическим повторением движений, обогащаясь теоретическими основами. Национальные танцы, традиции и обряды – это не пережиток прошлого, а отражение нашей культуры. Зачем традиции, если межчеловеческие взаимоотношения давно регулируются выгодой, зачем обряды, если модно копировать европейские образцы, зачем знать армянские этнические танцы, если в клубе ими не блеснуть? А между тем, знание своей культуры – это и есть наше человеческое лицо.
Сакральный смысл танца, как и обрядовая сторона действий, – это то, что отличает человека от животного. К счастью или к сожалению, но в отличие от них мы наделены сознанием, а наша жизнь – хаотичностью. Без опоры на свои корни и мудрость предков мы, как былинки, гонимые ветром, бессмысленно носимся по волнам жизни. Пытаясь найти так восхваляемый сегодня индивидуальный путь, мы игнорируем дорогу, которая на протяжении многих сотен лет приводила человека к гармонии. Армянский народный танец – это воплощенная гармония; воспроизводя веками установленные движения, мы упорядочиваем свою жизнь и свой взгляд на мир.
Этнографы насчитывают более тысячи видов этнических армянских танцев. Разумеется, никому не под силу изучить их все. Но каждый интересующийся, каждый энтузиаст способен понять и сохранить некоторую часть из них. Именно благодаря такому подходу эти танцы сохранились во времени. В деле освоения этнических танцев желание и внимательность гораздо важнее, чем выдающие хореографические способности. Почему? Потому что эти танцы танцевал народ, а не ансамбли специально обученных людей. Часто на танец выходила вся деревня – от мала до велика, и движения его были доступны обычным людям, а не профессиональным танцорам.
Тут возникает необходимость прояснить отличие понятий народного и этнического танца, потому что зачастую они плохо различаются. Этнические танцы – пришедшие из глубокой древности, возникшие на заре формирования народа. Они носят ритуальный характер, в движениях подражают животным и птицам (например, танец кочари, имитирующий движения овнов). Эти танцы исполнялись для улучшения урожая, вызывания дождя, изгнания злых духов и при множестве других нужд. В отличие от них народные танцы зарождаются и исполняются в естественной для определенного народа среде, он сам их выстраивает на протяжении своей истории, наполняя движениями и ритмами, характерными для данной местности (например, танец кинто, зародившийся в городской среде).
Кочари – жемчужина танца
Каждый танец имеет свою историю, место зарождения, варианты возникновения названия и тонкости исполнения. Нам повезло, что армянский танец не был утерян под потоком времен, как это произошло у некоторых народов. Многие из них были письменно зафиксированы. Подобная этнографическая работа ведется и в наше время.
Начиная с этого материала, мы будем знакомить вас с различными народными и этническими танцами, составляющими армянское культурное наследие. И первым в этой очередности будет самый известный армянский танец кочари. На сегодняшний день это самый распространенный и сохранивший свой вид танец.
Существует много видов кочари: алашкерти кочари, сасна кочари, мартуну кочари, схерди кочари и т. д. Этот танец принадлежит к танцевальному семейству «два шага вперед, один назад».
Существует несколько версий происхождения название кочари. Рассмотрим две основные. Первая связывает название танца со словом «коч», означающим самца барана, но не домашнего, а дикого и воинственного (в русском языке наиболее адекватным переводом служит слово «овен»). Танец кочари берет свое начало задолго до христианских времен, со времен политеизма и поклонения тотемным животным. Именно поэтому он включает множество движений, копирующих движения овна во время схватки с соперником. Подражательность движений особенно ярко выражена в стремительных выпадах вперед, в переносах упора назад, как бы для размаха, и в резком выпрямлении колена после выпада, с наклоном торса вперед, как бы для того, чтобы «боднуть» соперника.
По второй версии название произошло от слова «коч», означающего имущество. Эта версия связывает танец с сезонным перемещением целых деревень на летние пастбища. Все население деревни танцевало этот танец, перед тем как временно покинуть свое жилье, что тоже наделяло его ритуальным смыслом единения народа, общины, семьи.
В преддверии Нового года ансамбль «Арпи» хочет пожелать всем читателям мира и добра в семьях, душевного равновесия и неисчерпаемой энергии для воплощения ваших планов! И напоминаем, что наши двери открыты для всех желающих!
Подробнее познакомиться с ансамблем, посмотреть фото и видеоматериалы можно на публичной странице в Контакте:
http://vk.com/public60221764.
Карина ХУМАРЯН