nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Что такое народный костюм, о чем он может нам рассказать? Сегодня мы привыкли оценивать одежду по соответствию текущей моде, качественному материалу, фирме-производителю или имени дизайнера. Но вспомним поговорку «Встречают по одежке, провожают по уму». Еще в не столь отдаленном прошлом люди могли очень много узнать о человеке по его одежде. И вовсе не о степени его благосостояния, а о том, откуда он родом, о его семейном и общественном положении, профессии и многом-многом другом.
В Армении традиции народного костюма бережно передавались из поколения в поколение. Зачастую один богатый, добротный праздничный костюм мог передаваться по женской линии из поколения в поколение. Однако с приходом советской власти начались другие порядки: появилась тенденция к упрощению и минимализации деталей одежды, к унификации ее покроя. Коммунистическая идеология, в противовес религиозной, призывала женщин к снятию головных уборов, к отказу от традиционных причесок. Старшая часть населения воспротивилась новым тенденциям: многие пожилые женщины, особенно в отдаленных от городов поселениях, продолжали носить традиционную одежду до своего последнего дня. Во многом благодаря этому до нас дошли образцы подлинного армянского костюма, многие из которых впоследствии стали музейными экспонатами.
Национальный костюм армянского народа имеет множество различных вариаций – в зависимости от региона проживания. Поэтому обзор костюма можно разделить на выявление общих характеристик и отдельных отличающих черт. Но, конечно, в рамках данной статьи мы не сможем привести полный обзор национального костюма, а только слегка затронуть его основные составляющие.

Мужской костюм

Мужской костюм обычно состоял из цветной рубашки (шапик), которая, в зависимости от достатка ее обладателя, шилась из шелка или хлопка, и широких шаровар (шалвар). Для рубашки был характерен низкий воротник и боковая застежка. Шаровары шились также из натуральных материалов – шерсти или хлопка темного цвета. Жители сельских районов носили шаровары с обмотками, так что из-под них был виден узор шерстяных носков. В восточной Армении поверх нательной рубашки обычно надевали архалух – распашную длинную накидку, застегивающуюся от ворота до талии на мелкие крючки или пуговицы. А поверх архалуха надевалась шерстяная чуха. Надо заметить, что мужской костюм больше подвергался изменениям и влияниям, чем женский, и часто перенимал особенности одежды соседних народов. В Западной Армении мужчины носили вместо архалука укороченный жилет (елак) поверх расшитой рубашки. Поверх жилета носили укороченную куртку без застежек (бачкон). А шаровары были с продольными узорными полосами по всей длине, книзу они несколько сужались. Важными деталями были пояс (в виде длинного шарфа, которым несколько раз обматывалась талия, или неширокой узорной ленты, которая протягивалась в верху штанов) и головной убор (восточные армяне предпочитали меховые шапки, лорийцы – широкие и низкие папахи, городские жители – высокие цилиндрические шапки, сельское население – вязанные из грубой шерсти шапки в форме усеченного конуса или полукруглые).
Когда участники ансамбля «Арпи» задумывали свои костюмы, то старались максимально следовать исконным образцам, но не воспроизводить аутентичный костюм какой-либо отдельной области, а воплотить общие его черты. Хотя мужской костюм нашего ансамбля имеет больше западно-армянских черт. Например, в нем имеются укороченный жилет и полосатые шаровары.

Женский костюм

Женский костюм хоть и не так сильно различался в зависимости от региона проживания, однако был более красочным и декоративным по отделке. Глядя на сдержанную, изящную красоту женского и девичьего костюма, разнообразие и тщательность его декоративной отделки, творческую фантазию наших предков, невозможно не восхититься!
Традиционная женская одежда состояла из длинной рубахи красного или белого цвета (халав). Под нее надевались длинные шаровары, чаще всего красного цвета (похан). Поверх рубахи надевался архалух, который застегивался только на талии (и, как правило, был синего, зеленого или фиолетового цвета). Чуть ниже талии в нем делали два боковых разреза, которые, кроме декоративной функции, несли и практическую – не стесняли движения при ходьбе. Талия подпоясывалась, как и у мужчин, длинным шарфом или надевался металлический (чаще серебряный) пояс. Когда женщина выходила из дома, она накидывала на голову большое покрывало, которое почти полностью закрывало ее фигуру: у молодых женщин – белое, у пожилых – синее. Все предметы одежды богато украшались вышивкой, тесьмой, аппликациями – всем, чем позволяла творческая фантазия женщины, но в рамках народных традиций. В Западной Армении обязательно носили передник, украшенный национальным орнаментом (гогноц).
Большое значение имел головной убор. Замужних женщин любого региона Армении объединяло то, что они должны были покрывать голову и прятать волосы от посторонних взглядов. Незамужние девушки чаще всего носили прическу из двух и более кос. А замужние надевали головной убор высотой от 8 до 18 см. Эта сложная конструкция состояла из плотной проклеенной шапочки и нескольких платков. Шапочка надевалась до линии бровей, а сверху и со стороны шеи завязывались белые платки (в некоторых районах вся нижняя часть лица до кончика носа была покрыта белым платком), и сверху надевался цветной платок. В Западной Армении носили различного вида ободки коронообразной формы, которые богато украшались вышивкой, жемчугом и монетами. Эти особенности женского убранства ансамбль «Арпи» также постарался выразить в своих костюмах – в женском варианте укороченного жилета и орнаментированном переднике. Цвета и фактура тканей подбирались согласно усредненным образцам костюма, в которых сочетание светло-бежевого, красного и синего встречается очень часто. Также участники ансамбля обратили большое внимание на ткань: и орнаментированные полоски выполнены из ткани, произведенной в Армении с традиционным народным орнаментом.
Танец-песня «Тамзара»
Завершая статью, мы, как и обещали, знакомим вас с историей очередного армянского танца – тамзара. Это свадебный танец-песня. Он встречается во многих районах Армении. На сегодняшний день зафиксировано 17 вариантов этого танца. Варьируется и само название танца – ТАМЗАРА, hАМЗАРА, ТАМАРЗА, ТУМАРЗА. Название танца происходит от названия древнего населенного пункта. По версии Комитаса, тамзара – это свадебный танец, который почти всегда сопровождался песней. Согласно Комитасу, в свадебном танце «Тамзара» главная роль отводится главе танца и его помощнику. Невеста же непременно танцует рядом с кавором – крестным отцом свадьбы. В настоящее время танец почти утерял свое обрядовое значение и исполняется практически на всех общинных мероприятиях и празднествах. «Тамзара» близок семье танцев, образно называемых «два вперед, один назад». В разных вариантах танца наблюдаются существенные различия. Так, в варианте из Карина, танцующий, делая шаг вперед, дважды притопывает правой ногой, а затем, возвращаясь на свою изначальную линию, вновь дважды притопывает правой ногой. В некоторых вариантах танца, наоборот, притопывания отсутствуют: свободная нога совершает легкие движения в воздухе, а затем принимает на себя тяжесть тела, то есть становится опорной. Но чтобы понять все своеобразие и красоту этого танца, его надо увидеть. А увидеть его и научиться танцевать можно на репетициях ансамбля «Арпи»!
Карина ХУМАРЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *