На 88-м году в мае 1911 года в Таганроге скончался хорошо извест-ный, как на Юге России, так и за его пределами, крупный коммерсант Яков Михайлович Серебряков. В Таганроге он появился в 1855 году и с редкой щепетильной аккуратностью много лет вел мануфактурную торговлю, затем более десяти лет занимался экспортом хлеба. В 1896 году выступил пионером развития промышленности в Сибири, открыв в Омске первую табачную фабрику, и по собственной инициативе ввел на ней девятичасовый рабочий день. В торговых кругах Таганрога, Москвы, Сибири считался человеком чрезвычайно аккуратным в делах.
В 1895 году он подарил городу участок земли около Каменной лест-ницы на Греческой улице в городе Таганроге, где выстроили Армянскую церковь. Пожертвование Яков Михайлович сделал в память священного коронования императора Николая II. Разговор о постройке в Таганроге церкви для жителей армяно-григорианского вероисповедания обсуждался таганрогскими армянами и ранее во главе с Я.М. Серебряковым и при участии московского купца Шорникова. В ноябре 1897 года вопрос о возведении храма окончательно решили и начали сбор пожертвований для его постройки. В городе проживало много жителей армяно-григорианского вероисповедания, которые были кровно заинтересованы в строительстве церкви. Численность их к этому времени достигала восьмисот человек. Среди них пользовались известностью такие богатые предприниматели, как братья Адабашевы, братья Багдасаровы, Мардмросов, Тер-Арутюнов, Оганесянц, Хальдрымянц и другие. Закладка здания храма и освящение места его постройки в торжественной обстановке и в присутствии большого стечения народа состоялись 21 мая 1900 года в два часа дня. В октябре 1901 года здание церкви вчерне закончили и освободили от лесов. Выстроен храм был в стиле старинных армяно-григорианских церквей, очень распространенных на Кавказе. Характерной ее особенностью являлись конусообразные купола над самим зданием и примыкающей к нему колокольне. Храм предположительно решили посвятить святому Иакову, память которого празднуется в октябре месяце. Этим посвящением местные армяне выразили признательность Иакову (Якову) Серебрякову, пожертвовавшему под церковь дворовое место. В присутствии армянских священников, приехавших из Ростова-на-Дону, и массы местных армян в апреле 1908 года на главах церкви установили кресты, а в 1904 году иконостас. Из-за материальных затруднений внутренняя отделка храма не-однократно прерывалась и окончательно была завершена лишь к 1906 году. Преодолев еще ряд трудностей, храм в торжественной обстановке освятили 19 марта 1906 года в присутствии всего армянского общества, представителей местной администрации и общественных учреждений. Для освящения храма из Нахичевани прибыли архиепископ Муше, священнослужители и большой хор певчих, стройным пением производивший особенно сильное впечатление. Несмотря на невероятную тесноту, в храме соблюдался порядок и даже при выходе совершенно не наблюдалось ни малейшей давки. Порядок поддерживался распорядителями во главе с избранным обществом первым старостой церкви
С.К. Адабашевым и присяжным поверенным К.Е. Адабашевым.
По окончании богослужения гостей пригласили на обед, который состоялся в гостинице «Континенталь», содержащейся Тер-Арутюновым. Во всех речах, произнесенных на обеде, местному армянскому обществу выразили признательность за сооружение храма, который явится источником любви, просвещения и веры христианской как среди армянского народа, так и среди всего христианского населения. Указывалось также и на то, что армянский народ, близкий по вере и духу русскому, должен чувствовать в России себя как дома, потому что Россия — родина всех населяющих ее народов без различия национальности и религии. Выражались также горячие пожелания, чтобы наступила на Руси светлая, радостная жизнь, чтобы прекратилась рознь среди ее сынов, рознь, являющаяся одним из величайших и печальнейших недоразумений нашего времени, и чтобы рука об руку все русские люди, без различия национальности, повели свою родину к лучшей жизни, обновленной на новых началах. Обед затянулся до вечера, речи и тосты сменялись один другим. Ко дню открытия церкви староста Е.К. Адабашев получил приветственную телеграмму от всего духовенства Нахичевани-на-Дону. «В торжественный день освящения нового храма Божьего поздравляем и считаем долгом разделить радость армянской колонии. Да станет новоосвященная церковь связующим звеном армянского общества с первопрестольным святым Эчмиадзином». От архиепископа армянских церквей Нерсеса из Кишинева послание гласило: «Поздравляю и благословляю колонию и попечительство. Молюсь о процветании храма Божьего и единении народа. Надеюсь видеть в скором будущем достойного пастыря в Таганроге».
Выборы священника
Недаром в своей телеграмме архиепископ из Кишинева выражал надежду о достойном священнике для армянской церкви Таганрога. На момент освящения храма его не было. Выборы священнослужителя назначили на 4 июня 1906 ода. Желающих занять место пастыря оказалось несколько, среди них отец Иоанн Оксентьянц (Аксентьянц) и отец Вартаньянц. На этом собрании священником единогласно избрали отца Иоанна из села Екатериновка. Узнав об этом, жители села остались недовольны и со своей стороны начали ходатайствовать об оставлении его на прежнем месте. Духовенство пошло навстречу сельским жителям и не утвердило решение верующих таганрогской общины. 24 сентября состоялось второе собрание, на котором присутствовал армянский архимандрит Муше. Как ни настаивали прихожане на вторичном допуске к выборам Иоанна Оксемтьяица, поставленный в неловкое положение архимандрит отказал, ссылаясь на консисторский приказ, но предложил избрать комиссию для представления ходатайства епархиальному начальству. Ввиду настоятельного требования прихожан из села Екатериновка, просьба комиссии не была удовлетворена. Поставленные перед выбором единственного кандидата, участники собрания через несколько месяцев избрали священником Вартаньянца из Красноводска. Судьба, однако, благоволила к прихожанам таганрогской колонии армян. Пожелав воспользоваться указом от девятого сентября 1906 года «Об укреплении надельной земли», поселяне села Екатериновка стали выходить из общины, а оставшиеся не могли содержать священника, добровольно отказавшись от его услуг. С радостью восприняв это сообщение, таганрогские прихожане назначили последнее собрание, на котором выставили кандидатуры обоих священников. Оксентьянц получил сорок пять голосов против двух и был утвержден на должность священника армянской церкви в Таганроге. Отец Иоанн проходил курс обучения в Нахичеванской-на-Дону армянской семинарии и по ее окончании получил назначение старшим учителем в село Екатериновка. После перевода местного священника в Нахичевань прихожане молитвенного дома села вы двинули Оксентьянца на право посвящения в сан священника. 4 и 6 ноября 1907 года в Армянской церкви состоялась панихида по усопшему в Эчмиадзине Католикоса Всех Армян Мкртича Первого. Настоятель таганрогской церкви Иоанн от имени местной армянской колонии послал наместнику католикоса в Эчмиадзин телеграмму: «Таганрогская армянская колония, опечаленная неожиданностью o смерти высокочтимого святейшего патриарха своего, возносит горячие моления свои перед алтарем Всевышнего, прося его о принятии усопшего поборника за правду, веру и любовь в лоно святых отцов наших».
Новые времена
Знакомство c делами религии Советская власть начала c переписи ее имущества. В первую очередь ее интересовали изделия из золота, серебра, a также драгоценные камни. Историческая ценность церковной утвари, изделия которых обычно выполнялись из ценных металлов, во внимание не принималась. B 1922 году из Армянской церкви в доход государства изъяли пять икон c окладом из серебра, крест и лампадки, все 84-й пробы. З октября 1929 года постановлением №1151 горсовет издал указ o передаче церкви города под зернохранилища. «Считать целесообразным Армянскую церковь по улице 111 Интернационала закрыть, так как при полнейшем отсутствии в городе помещений под культурно-просветительные нужды, таковые используются незначительно по числу верующих армян, сто двадцать девять из двухсот пятидесяти взрослого населения». Разрушение здания Армянской церкви началось в августе 1930 года.