nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В Ереване прошли шестое ежегодное заседание Евразийского экспертного клуба и конференция на тему «Армяно-российские отношения в 2019 году. Новое окно возможностей» с участием дипломатов, политиков, военных экспертов, политологов, экономистов, журналистов и др. В ходе встречи, организованной исследовательско-аналитической организацией «Интеграция и развитие» и Евразийским экспертным клубом, участники подвели итоги председательства Армении в ЕАЭС, обсудили экономические, региональные и геополитические реалии, представили свое видение будущего развития страны, стратегические задачи и перспективы.

Нужна подлинная экономическая модернизация

«Итоги председательства Армении в ЕАЭС в текущем году были в целом позитивными, – сказал в ходе конференции директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. – Да, октябрьская встреча членов Высшего евразийского экономического совета в Ереване была не идеальной в каких-то деталях, которые критиковались в армянской прессе. Но в целом она явилась очень важным этапом в развитии ЕАЭС».
В. Лепехин отметил, в частности несколько важных и позитивных фактов. Первый, по его словам, заключается в том, что, несмотря на происходящие в Армении после «бархатной революции» политические пертурбации, курс страны и ее руководства на членство в ЕАЭС и дальнейшее участие в евразийской интеграции остается неизменным и приоритетным. Вторым позитивным фактором является то, что по некоторым позициям Армения и Россия не только сохраняют, но еще более укрепляют свое сотрудничество, в частности, в сфере военного взаимодействия.
«Сирийская война показала, что в той кровавой мясорубке, которую затеяли в Сирии Запад, НАТО и международные террористы, наши народы, армяне и русские, а также представители Армянской Апостольской и различных православных церквей сражались в одном строю, и это славная страница нашей общей истории. Более того, мы с вами на победившей стороне. В текущем году стало очевидным, что резко возросло наше общее влияние на Ближнем Востоке, так что военная база в Гюмри – это наш общий форпост на южном направлении ОДКБ и ЕАЭС. И, наконец, третий позитивный и очень важный факт, я считаю, состоит в том, что новое руководство Армении не поддалось соблазну пойти на поводу у Международного валютного фонда и не стало на путь займов МВФ. Сохранение независимости Армении, в том числе экономической, с моей точки зрения, важнейшее условие будущего процветания армянской нации как таковой…».
По словам Лепехина, в ближайшие годы европейский и другие важные континентальные рынки будут обосабливаться. Многовекторная внешняя политика в большинстве случаев уступит место цивилизационно ориентированной внешней политике. Выиграют в итоге те страны, которые сохранили свой экономический суверенитет, свою национальную производящую экономику и нарастили экспортный потенциал. «Следовательно, рост экспорта армянских товаров в Россию и другие страны союза будет магистральным направлением развития армянской экономики на ближайшие десятилетия, а российские энергоносители и государственные льготные кредиты и инвестиции из РФ – фундаментом стабильного развития Армении».
При этом Армении нужна подлинная и полноценная экономическая модернизация – по всем тем законам, которые были соблюдены, когда через модернизационные проекты проходили Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Израиль и некоторые другие страны, не имеющие значительных природных ресурсов, считает Лепехин.
«Хотелось бы напомнить, что в распоряжении института ЕАЭС находится целый ряд уникальных инновационных разработок, которые касаются модернизационного развития республики. Мы в свое время предлагали свою помощь Сержу Саргсяну, но Республиканская партия такой возможностью не воспользовалась. Такую помощь мы предлагаем сегодня и правительству Никола Пашиняна. Пора открывать новое окно возможностей», – заключил Владимир Лепехин.

Экспорт – $700 млн, импорт – около $1400 млн

По словам руководителя Центра экономических исследований доктора экономических наук, профессора Ашота Тавадяна, ключевая цель для Армении – достичь соотношения экспорта продукции и услуг к ВВП 50%, где, конечно же, должна превалировать готовая продукция. В противном случае значительного развития не будет, ибо для страны с малой экономикой внутренний рынок весьма ограничен. В росте экспорта готовой продукции Армении основную роль играет российский рынок.
«Нынешнее состояние и направление внешнеэкономических связей Армении прямо показывают реальный вектор дальнейшего развития экономики, – отметил Тавадян. – Преобладающая часть готовой продукции экспортируется в Россию; 63% трансфертов поступает в Армению из России; значительная часть энергоресурсов поступает в республику из РФ (газ – около 90%, атомное топливо –
100%); 51% иностранных прямых инвестиций приходится на долю российских компаний». Одной из важнейших проблем, стоящих перед экономикой Армении, является серьезное нарушение торгового баланса и структурный дисбаланс экономики, констатировал эксперт. «Остро стоит проблема безработицы и обусловленной ею миграции. Экономические отношения с Россией дают реальные возможности для решения этих проблем, чему прямо способствуют более дешевые энергоресурсы и реальный спрос на продукцию Армении».
По словам Тавадяна, прогнозируемый экспорт в Россию в 2019 году составит примерно 700 млн долларов, а импорт – около 1400 млн долларов.
На сегодняшний день Армении необходимо использовать все возможности для создания совместных армяно-российских предприятий, констатировал эксперт. Этому будут способствовать выравнивание цен на минеральные продукты, подписание соглашения о свободной торговле с Ираном. У нас есть широкие перспективы сотрудничества в сфере оборонной промышленности, энергетики, металлургической промышленности, машиностроения, электротехники и приборостроения, химической и легкой промышленности и т.д. Надо их использовать – все это существенно расширит торгово-экономические отношения между Арменией и Россией.

Армения может способствовать сближению разных геополитических союзов

«Учитывая уровень интеграции Армении и России в области безопасности, традиционное военно-техническое сотрудничество, которое сегодня представлено исключительно в виде поставок вооружения, можно поднять на качественно иной уровень», – заявил глава департамента оборонных исследований Armenian Research & Development Institute (ARDI), эксперт Российского совета по международным делам Леонид Нерсисян.
– Например, Ереван располагает достаточными ресурсами для участия в ряде проектов совместного производства. Формат такого сотрудничества может иметь как двусторонний, так и многосторонний характер, с привлечением покупателей создаваемой военной продукции. Возможности армяно-российского регионального сотрудничества имеют потенциал расширения с привлечением новых форматов и акторов на Большом Ближнем Востоке. Внешнеполитическая концепция Армении как «страны-моста» может способствовать не только укреплению региональной безопасности, но и экономическому и политическому сближению разных геополитических союзов.
По мнению эксперта, вопрос безопасности в армяно-российском диалоге может иметь более широкую повестку. Используя преимущества своего стратегического партнера, Москва может сформировать нейтральную платформу по обсуждению глобальных стратегических вопросов, таких, как проблема разоружения, создание зон, свободных от ядерного оружия. Ереван в данном контексте не является заинтересованной стороной и, имея позитивные отношения с мировыми центрами силы, может предоставить площадку для обсуждения данных вопросов.
В числе рекомендаций, которые можно и нужно воплотить в жизнь, Л. Нерсисян назвал создание постоянной площадки на территории Армении для прямого диалога и обсуждения проблем и перспектив сотрудничества между ЕС и ЕАЭС (Форум ЕС-ЕАЭС); создание совместных предприятий ВПК, направленных как на внутренний рынок (102-я Российская база в Гюмри и ВС Армении), так и на внешние рынки (в особенности на ближневосточные). В первую очередь, необходимо рассмотреть возможность создания совместного с Уралвагонзаводом предприятия на базе Чаренцаванского станкостроительного завода с целью модернизации танков Т-72Б до уровня Т-72Б3.
Зара ГЕВОРКЯН,
«Голос Армении»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *