nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Страдающие хронической армянофобией часто упоминают русского черносотенца Василия Величко, прославившегося в конце XIX в. крайней степенью армянофобии и антисемитизма. Иначе говоря, В. Величко для любого армянофоба и антисемита постсоветского пространства служит своеобразным эталоном, иконой, если угодно.
В своих публикациях Величко противопоставлял армян как нацию, «вредную» для «русского дела на Кавказе», а в качестве союзников в регионе видел грузин и татар – их он считал проводниками русского влияния. На одних Величко полагался из-за общности православной религии, а на других – сугубо когнитивно: «Татары, поданные Российской империи, послужат великолепным коридором на Восток».
Армян Величко относил к «инородным злым силам», которым отводил роль корыстных общекавказских эксплуататоров. По мнению современного сторонника черносотенных идей А. Д. Степанова, опубликованному в книге «Черная сотня» и озвученному на страницах националистического издания «Вестник русской линии», Величко столкнулся на Кавказе «с враждебной русскому делу, хорошо организованной и мощной армянской плутократией, сросшейся с продажным чиновничеством. И новый редактор русской газеты объявил войну могущественной мафии. Три года длилась эта борьба. Но силы были слишком неравные… К тому времени он нажил себе немало влиятельных врагов из числа коррумпированной бюрократии».
Антиармянские публикации Величко перепечатывались в газете «Иверия», редактором которой в тот период был Илья Чавчавадзе, также известный армянофобскими высказываниями. С точки зрения Величко армяне были виновны в том, что они хотели конституцию для России. Но, по его мнению, это было отвратительно, и «только нерусские хотят конституцию, так как она создаст хаос в России». Также армяне обвинялись в желании либеральных реформ в тифлисском муниципалитете. Когда руководство Тифлиса обратилось к центральной власти с предложением реформ в Тифлисском политехническом институте, Величко выступил против, мотивируя это тем, что более передовые, чем грузины, армяне, получат еще больше учебных мест в этом институте. Британский журналист Том де Ваал так характеризует взгляды Величко: «В книге «Кавказ» (1904 г.) Величко утверждал, что политическая неблагонадежность армян, как и евреев, объясняется плоской формой их черепов и восхвалял лояльность татар царскому режиму. «Насколько армяне и евреи, в силу расового инстинкта, нутром враждебны всякой государственности и особенно идее неограниченной монархии, настолько татары стихийно, органически ей сочувствуют – даже мятежники, даже разбойники».
Заявляя на словах о необходимости «отделять армянскую народную массу от хищной плутократии, невежественного политиканствующего духовенства и мнимоинтеллигентных пиджачников», Величко, однако, фактически рассматривал армян как расу паразитическую и эксплуататорскую по своей природе, говорил об их «расовой склонности к торговле, ростовщичеству и вообще ненасытному стяжанию», что объяснял наличием в жилах армян еврей-ской крови, соединяя тем самым армянофобию с антисемитизмом.
Немаловажную роль сыграла зависть. Известно, что в Тифлисе и Баку в начале XX в. армяне занимали лидирующие позиции как в экономике предпринимательства, так и в политической жизни. Достаточно напомнить, что на протяжении многих лет – конец XIX – начало XX вв. – губернаторами Тифлиса были именно армяне. В экономике и нефтедобыче Баку и Апшеронского полуострова успешно занимались бизнесом такие известные армяне-нефтепромышленники, как Галуст Гюльбенкян, Александр Манташев, Степан Лианозов, Николай Тарасов и многие другие… Положение на Кавказе и в Закавказье складывалось почти такое же, как в России в 90-х гг., когда во всех бедах стали обвинять евреев, а в злоязыцех стали популярны такие «народные» слоганы, как «Бей жидов, спасай Россию!» или «Чемодан-Вокзал-Израиль», с ударением на последнюю гласную. То же происходило и в Закавказье царской России, но только в отношении армян. Так что В. Величко в своих антиармянских тезисах был на то время, к сожалению, не одинок.
Тот же черносотенец Григорий Голицын, друг и соратник Величко, приступив к обязанностям главноначальствующего Кавказской администрации, однажды сказал: «Единственным армянином в Тифлисе будет чучело армянина в тифлиcском музее». Кстати, именно при администрации Голицына Величко и стал редактором газеты «Кавказ» – рупором оголтелой армянофобии и антисемитизма.
В истории России сам по себе Величко малоинтересен. Именно по этой причине о нем не пишут в школьных учебниках и редко упоминают в исторической литературе. Зато разбирают на цитаты армяноненавистники. Кстати говоря, к армянофобии Величко обратился через антисемитизм. Сам армянский народ Величко рассматривал в аспекте единого армяно-еврейского этногенеза – одно это, по черносотенным представлениям, уже преступление. Величко был уверен, что армяне – это и есть закавказские евреи. И его никакая наука не могла переубедить. Индоевропейскую генеалогию армян он сметал изначально. В истории остался даже диалог Величко со статским советником, который сказал ему: «Есть прямое указание словаря Брокгауза и Эфрона на то, что армяне индоарийского племени». На что Величко ответил: «Все врут словари и календари. Их пишут евреи. Те же Эфрон и Брокгауз – евреи. Вот и выгораживают своих армян».
Думаю, если бы случилось так, что вдруг воскрес Величко, то он снова бы умер, взглянув на карту мира! Его страшными снами были Израиль как независимое государство в Палестине и независимая Армения в Закавказье… К счастью, для самого Величко, он не дожил ни до 1949, ни до 1991 гг.
Итак, большой армянской мигренью В. Величко были: а) успешность армян в Закавказском регионе; б) твердая убежденность, что армяне — семиты, этнические евреи. Утверждения восточного соседа Армении о «гениальности» и «величественности» В. Величко в российской истории и литературе не имеют подтверждения в самой России. О Величко резко высказывались и корифеи русской литературы его эпохи. К примеру, поэтические переводы Величко Корней Иванович Чуковский характеризовал как «банальные вирши», написанные на «гладеньком бесстильном, общеромансовом, альбомно-салонном языке». А русский писатель Николай Семенович Лесков сказал о творчестве Величко следующее: «Он профанирует поэзию! Воспевая сильных мира сего, он хочет сделать себе карьеру в чиновничьей сфере».
Вадим АРУТЮНОВ
автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *