nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

На данный момент в мире насчитывается 10 тыс. человек, считающих себя частью удинского этноса. Некогда один из доминантов в политико-культурной жизни Агванка, ныне удинский народ оказался на грани исчезновения и ассимиляции. И не постигла бы его такая судьба, если бы проживал он на территории Армении, с которой у удин исторически были тесные связи.

Точное происхождение удинов установить трудно. Геродот упоминал «утиев», живших на юге Ирана, а Страбон и Плиний Старший помещал «утиев» у побережья Каспийского моря, северо-восточнее Агванка. Отсюда предполагается, что под этим названием имелся в виду не конкретный этнос, а географическое обозначение. С даргинского «утии» можно перевести как «равнинные жители».

Есть также предположение, что это имя могло быть связано с именем верховного божества этой народности. Тогда корень «ути» можно связать с индоевропейской когнатой *weh₂t-, откуда произошло имя германского бога Одина (Вотана), латинское «vates» (оракул), санскритское «vata» (пораженный). Также гипотетически имя «утиев» могло быть связано с названием области Этиуни, но это спорно.

В начале нашей эры утии переселились на территорию Агванка при движении сармато-аланских племен. Этнос удин мог сформироваться в результате объединения гипотетически индоевропейских утиев с лезгинскими народностями. Удины стали доминировать в западной части Агванка.

В IV веке Агванк принял христианство при власти местной ветви Аршакуни. Принятие единой веры усилило процесс объединения местных лезгинских племен в одну метаэтничность.

Естественно, один из языков 26 племен должен был стать общеупотребительным. Таким языком и был древне-удинский. Доказано это найденной в 1996 году грузино-албанской рукописью, показавшей, что удинский был литературным языком Албании, к которому и писал алфавит албанам Месроп Маштоц. Создание алфавита и привело к окончательному формированию удинского народа с единым языком. И само название «албанцы» выступало синонимом «удин».

Христианство также изначально распространялось первыми христианами и армянами через «утийские земли», где находится Гис, важнейшая святыня Албании. Албанская Церковь была в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью, а ее архиепископ рукополагался армянским католикосом. С 552 года и вовсе армянский язык стал языком богослужения и письменности церкви.

В VII-IX веках процесс объединения западно-албанских племен в удинский народ привел к появлению временно независимого государства Шеки-Эрети, в котором доминировали удины. Одним из правителей царства в IX веке был знаменитый Сахл ибн-Сумбат (Смбатян). Однако к XI веку начался процесс ослабления и ассимиляции удинского народа.

Немалую роль в этом сыграли грузины, так как в этот период Грузинское царство стало достигать расцвета. Удины, как и армяне, были миафизитами и дохалкидонитами, что, однако, не растворяло их в армянском народе, так как армяне четко отличали их от себя.

Распространение грузинского православия приводило же к картвелизации удин и растворению их этничности.

Территория Эрети вскоре стала частью Кахетии, а местное население — подавляюще православным. Собственно, ингилойцы (грузинская этно-группа) являются продуктом окончательной ассимиляции удин-диофизитов. Удины же Ниджа и Варташена, которые сохранили уже армянское вероисповедание, так и остались с этнонимом «уди». Да и, возможно, многие лезгины Азербайджана являются потомками исламизированных удин.

В XV веке в селе Чалет недалеко от Варташена упоминалось короткое появление антихалкидонитского католикосата, что было тщетной попыткой сохранить удинскую этничность. Под давлением мусульман (к XVIII веку были исламизированы свыше 100000 удин и армян) оставшаяся часть удин Шеки к XIX веку превратились в малый этнос, до сих пор находящийся под угрозой исчезновения благодаря этнополитике Азербайджана. Судьба не пощадила и этот древний христианский народ региона.
Артур АКОПЯН,
ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *