nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В конце 13-го века на бескрайних просторах степей Восточной Европы внезапно и бурно происходит рост городов. Города возникали по инициативе правителей Золотой Орды, потомков Чингизхана. В заселении этих городов принимали участие представители самых различных народов. Среди них очень заметное место занимали армяне. Известно о сосуществовании армянских общин в большинстве крупных золотоордынских городов.

В Болгаре при археологических раскопках была исследована армянская церковь. Известно, что в Кафе (современной Феодосии) к концу 14-го столетия существовало более десяти армянских церквей, которые сохранились до наших дней. Армянские церкви также существовали в городе Солхате (ныне Старый Крым). Из письменных источников известно о существовании армянской церкви и в Азаке (современный Азов). Рядом с этими армянскими церквами располагались кварталы, заселенные армянами.

В Азаке 14-го века, как нам известно из письменных источников, армянский квартал находился рядом с венецианской колонией. Результаты археологических раскопок позволяют локализовать положение этого квартала. Он располагался от современной улицы Энгельса – на юг, примерно до пересечения современных улиц Чехова и Московской. Но это, конечно, не мешало отдельным армянским семьям проживать на территории других районов города.

В Матенадаране хранится несколько рукописей, переписанных в Азаке, – это две проповеди Вардана Айгекци и запись в Евангелии.

В статье старшего научного сотрудника музея-заповедника Н. Фомичева упоминается: «Рядом с венецианцами и греками отдельной общиной, вблизи от своей церкви, построенной в честь святого Григория Просветителя, жили армяне. Эта церковь упомянута в поминальных записях трех армянских рукописей: в двух книгах проповедей Вардана Айгекци, написанных в Азове (одна – в 1339 г., вторая – в 1341 г.). Запись в Евангелии гласит: «В году армянского летоисчисления 790 (= 1341 г.) я, Насхатун, дочь Эфекти, купила святое Евангелие на праведные средства свои за 2 сома и подарила церкви Святого Григория Просветителя в городе Азахе, вручив его тер Мануэлу в память души моей и почившего сына моего Сирпека, Господь Бог, удостой его воскрешения…». Немало рукописей, написанных армянскими писцами, были созданы в крымских городах 14 века.

Проживавшие в золотоордынских городах армяне были ремесленниками и торговцами. Их имена встречаются в нотариальных актах, составленных итальянскими нотариями 13–15 веков, в массариях (бухгалтерских книгах) коммуны Кафы, на хачкарах, найденных в городах Крыма. Причины появления армян в городах Золотой Орды за-ключались в том, что здесь сложились благоприятные условия для жизни. Золотоордынские ханы поощряли развитие торговли, города нуждались в квалифицированных ремесленниках, кроме того, в соответствии с законами Чингизхана царила абсолютная веротерпимость. Это было для армян немаловажным фактором. На территории традиционного проживания армян этот период характеризуется непрерывными войнами, смутами, вспышками мусульманского фанатизма. Судьбы армян на территории Золотой Орды складывались по-разному.

Из краткой записи нам известно, что армянская община, обосновавшаяся в столице Золотой Орды – Сараеве, очень тяжело переносила суровый для них климат новой родины и в 1299 году отправилась в Крым. Некоторые из переселенцев достигали богатства, но из нотариальных актов известно и о продаже армянских женщин в рабство. Жизнь в городах Золотой Орды была хороша до начала гражданской войны 1359 года. После чего все население золотоордынских городов было вовлечено в кровавый водоворот событий более чем на двадцать лет. Сохранилась очень интересная запись от 1365 года о настроении армян города Солхата. В ней говорится: когда усобица вплотную подобралась к их городу, две тысячи армянских мужчин были насильно мобилизованы во вспомогательное войско.

Но еще более катастрофичным стало нашествие 1395 года Тимура (Великого Хромца). Оно привело к гибели большинства городов Золотой Орды, в том числе и Азака. Конечно, не сохранилось данных, что воины Тимура убивали армян, но известно, что Тимур приказал уничтожить всех неверных в Азаке. После 1395 года уцелели армянские общины только в городах Крыма – Солхате и Кафе. В Крым, по-видимому, переселись и армяне Азака, а часть армян Золотой Орды составила население будущей Речи Посполитой. Некоторые из армян умудрились стать гражданами Венеции и Генуи. В Венеции на одном из островов возникает армян-ский монастырь.

Большинство ремесленных специальностей невозможно отследить по археологическим раскопкам. Наиболее ярким исключением является гончарное ремесло. Не будет преувеличением сказать, что армянские мастера, по сути, создали производство красноглиняной поливной керамики в городах европейской части Золотой Орды. Наиболее мощное производство было налажено в крымских городах Солхате и Кафе; существовало оно в нижневолжских городах и в Азаке. Отсюда продукция армянских гончаров распространялась по территории всей Восточной Европы вплоть до Новгорода. Вторым ремеслом, оставившим свидетельства существования армян в Азаке, было ремесло каменотесов. Армянские зодчие возводили не только церкви, но и мечети. Украшали здания резьбой. Образцы их камнерезного искусства найдены археологами в Азаке.

Когда в 18-м веке армяне переселялись из Крыма на Нижний Дон, в некотором смысле можно сказать, что они возвращались на родину. Наверняка среди них были потомки жителей Азака 14-го века.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *