Представляем вниманию читателей интервью известного российского военного эксперта, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко агентству Newsarmenia.ru.
– Игорь Юрьевич, в последние дни обострилась ситуация на армяно-азербайджанской границе. В результате вооруженных стычек есть убитые и раненые с обеих сторон. Могут ли приграничные столкновения привести к полномасштабным боевым действиям?
– В принципе любая пограничная провокация может перерасти в полномасштабный военный конфликт. Разумеется, инициатором всех этих провокационных действий выступает Азербайджан, потому что эта страна активно наращивает свои военные расходы. Когда у тебя сильные мускулы, хочется попробовать своего соседа на прочность. В этом плане Армения проявляет сдержанность; в то же время Азербайджан демонстрирует агрессивность и часто действует достаточно неразумно, нерационально. Но в целом хотелось бы рассчитывать, что, несмотря на локальные пограничные стычки, даже те, которые привели к человеческим жертвам, все-таки у руководства Азербайджана хватит мудрости, чтобы не проводить эскалацию дальнейших боевых действий.
– Готовы ли сегодня стороны к возобновлению военных действий?
– Мне кажется, что боевые действия сегодня одинаково невыгодны ни Армении, ни Азербайджану. Могу сказать, что с практической точки зрения Армения не хочет войны, потому что ее вполне устраивает существующий статус-кво. А вот кого не устраивает статус-кво – это Азербайджан, поэтому мы и видим, что Азербайджан наращивает закупки оружия. Достаточно вспомнить последний полуторамиллиардный контракт на закупку израильского оружия, израильских систем военного назначения.
Все это, разумеется, делается на деньги, которые Азербайджан получает от экспорта нефти и, имея свободные ресурсы, вместо того чтобы развивать прежде всего социальные программы, развивает военный потенциал. Мы отмечаем, что в Азербайджане создано Министерство оборонной промышленности, которое активно пытается осуществить трансферт различного рода военных технологий зарубежных стран на территорию Азербайджана для собственного военного производства.
Мы видим, что в практическом плане действия Минобороны Азербайджана заключаются в подготовке стратегии и тактики ведения войны с Арменией за Нагорный Карабах. В деятельности Азербайджана отмечается все больше и больше провокативных моментов, которые на самом деле, конечно, не способствуют урегулированию ситуации в мирном русле и ведению переговоров при посредничестве, в том числе и России, по Нагорному Карабаху.
В этом ряду я могу сказать, что Азербайджан проявляет недружелюбие не только к Армении. Достаточно вспомнить ситуацию с Габалинской РЛС. Фактически Азербайджан, поднимая в сорок раз цену аренды Габалинской РЛС, выталкивает Россию оттуда. Разумеется, мы смотрим на все это негативно и думаем, что позиция Министерства обороны Азербайджана в достаточной степени нерациональна и основана на неправильных оценках и выводах обстановки, как в отношении Армении, так и в отношении России.
– Как бы вы оценили военный потенциал Армении и Азербайджана и к каким последствия может привести новая война в Карабахе?
– Хотя Азербайджан располагает гораздо большими ресурсами, чем Армения, для закупки вооружений и строительства национальной армии, в целом, по существующим оценкам экспертов, армянская армия гораздо более боеспособна. Армянские солдаты, офицеры мотивированы к боевым действиям. Армяне всегда были очень хорошими воинами, а азербайджанская армия традиционно не могла похвастаться ни боевым опытом, ни тем более боевыми качествами.
Поэтому хотя Азербайджан и наращивает военные мускулы, увеличивает расходы на оборону, но, по оценкам российских военных экспертов, армянская армия сегодня по своей боеготовности находится на втором месте на постсоветском пространстве после белорусских вооруженных сил.
В целом мы считаем, что если Азербайджан развернет боевые действия, то Армения нанесет военное поражение Азербайджану, невзирая на его превосходство в технике и численности личного состава.
– Должна ли ОДКБ вмешиваться в эту ситуацию?
– Если Армения станет жертвой внешнего военного нападения, то как член ОДКБ она может рассчитывать на соответствующую военную и военно-техническую помощь со стороны данной организации. Безусловно, нападение на Армению должно расцениваться как нападение на ОДКБ в целом. Поэтому полагаю, что при любых неблагоприятных ситуациях развития событий Армения вправе рассчитывать на помощь других членов ОДКБ и, разумеется, на поддержку и помощь России.
– В последнее время обсуждается возможность строительства российской РЛС на территории Армении. Премьер-министр Армении дал понять, что Ереван в принципе не против этого. Как вы оцениваете подобную перспективу?
– В данном случае должно быть официальное предложение на уровне президента Армении президенту России о том, что Армения готова в практическом плане рассмотреть вопрос о строительстве и эксплуатации на ее территории радиолокационной станции высокой заводской готовности типа «Воронеж». При этом, учитывая дружеский характер российско-армянских отношений, мы считаем, что Армения могла бы согласиться сделать такое предложение на условиях бесплатной аренды сроком на 50 лет. Думаю, что подобное предложение, если оно было бы сделано, в Москве очень внимательно рассмотрели бы. Что касается практической реализации, то это бы решилось в ходе двусторонних российско-армянских консультаций и переговоров.
– Строительство такой станции в Армении с географической точки зрения эффективно?
– Полагаю, да, потому что можно найти точку, которая была бы выгодна с позиции достижения максимального контроля за южным ракетоопасным направлением. Но, подчеркну еще раз, в любом случае это вопрос межгосударственных договоренностей, прежде всего политического характера. И если Армения реально сделает такое предложение, то оно должно быть сделано на уровне президента страны. И, разумеется, Армения должна пойти на бесплатное предоставление аренды сроком не менее чем на 50 лет. Такое предложение могло бы Россию заинтересовать. Что касается преимуществ для Армении, то, думаю, что усиление российского военного присутствия на ее территории само по себе служило бы лучшей гарантией безопасности страны и ее уверенности в том, что существующий геополитический статус Армении и ситуация, возникшая в результате армяно-азербайджанской войны, не будут изменены военным путем.