Что мешает армянам Диаспоры объединиться в единую организацию и какой должна быть такая организация? На эту тему Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас» общался с экспертом Центра этнополитологических исследований Арегом Галстяном.
— Здравствуйте Арег. Вы много пишете об армянской диаспоре по всему миру, о деятельности армянских лоббистских организаций. Давно вы занимаетесь этой тематикой?
— Добрый день. В первую очередь хочу вас поблагодарить за предоставленную возможность и выразить свое глубокое уважение газете «Еркрамас» за ее бесценный вклад в информационное развитие российского армянства.
Еще с университета я серьезно занимаюсь изучением феномена Диаспоры. Во время своей практики я познакомился с представителями различных общин, поэтому имею не только теоретическое представление о том, как работают различные диаспоральные организации по всему миру. Конечно, более всего меня интересует армянская Диаспора и моя дипломная работа также была посвящена армянской тематике. К счастью, у меня был превосходный научный руководитель, профессор Евгений Флореньтевич Троицкий, признанный американист мирового уровня, который прекрасно знает тематику «Диаспора».
— Как вы считаете, почему до сих пор не существует Института, который бы объединил армянские общины по всему миру?
— Причин много и они носят различный характер. Исторически сложилось так, что жизнь диаспоры определяли традиционные армянские политические партии: АРФ «Дашнакцутюн», Рамкавар и СДП «Гнчак». Существование трех партий уже подразумевает три отдельные доктрины, три отдельных взгляда. И сегодня организации в Диаспоре действуют исходя из идеологической доктрины одной из традиционных партий. Даже, несмотря на то, что между этими силами существуют определенные договоренности, противоречия все же остаются. Исходя из политической философии, любая партия переживает подъем и спад, и от этого зависит сегодня состояние Диаспоры. Отсюда основная причина – существование локальных идеологий и доктрин, а это непозволительная роскошь для армянского народа, который сегодня стоит на очень важном историческом этапе, когда необходимо закладывать фундамент будущего. К сожалению, в ближайшем будущем невозможно полностью отказаться от этих идеологий, но вполне возможна их частичная унификация.
— Вы часто приводите в пример еврейскую диаспору. Чем объясняется данный выбор?
— Теодор Герцль стал первым крупным прогрессивно мыслящим диаспоральным деятелем своей эпохи. Ведь до 1897 было сотни различных политических сил в еврейском мире. Герцелю на первом съезде Всемирного Сионистского Конгресса удалось объединить разрозненные еврейские организации в один кулак. Именно он создал прочную базу для последующего создания Всемирного Еврейского Конгресса в 1936 году. Известно, что ему приходилось сталкиваться с большими трудностями, ведь еврейский народ был разделен по различным признаками. Да и работать приходилось в один из самых сложных периодов в истории. Но не будь этой работы, мы бы сегодня не говорили, ни о государстве Израиль, ни об организованной еврейской диаспоре. Основное достижение евреев состояло в том, что удалось отказаться от локальных идеологий и создать мощное идеологическое движение. О результате можете судить сами.
— Вы хотите сказать, что сегодня у армян существуют все возможности объединиться в подобную организацию?
— Конечно, у нас сегодня есть все возможности. Есть сформированные мощные организации, есть влиятельные личности, которые играют важную роль в бизнесе, политике, науке, спорте и т.д. Потенциал колоссальный, он даже в своем разделенном состоянии представляет внушительную силу в любом уголке мира, а представьте себе, что ведущие силы Диаспоры объединены в один институт? Думаю, здесь комментарии излишни. Кроме того, необходимо осознать, что иного выхода сегодня нет и быть не может, Всемирный армянский совет должен быть создан, иначе все решаемые задачи будут носить локальный характер, и мы столкнемся с большими проблемами. На дворе 2013 год, ирландцы создали свою унифицированную организацию в 1927 году, евреи в 1936 году. При этом я добавлю, что если бы подобная организация существовала раньше и силы диаспоры были бы объединены, многих негативных событий можно было бы избежать. Вопрос создания единого органа Диаспора был актуален всегда, но, к сожалению, лидеры армянской интеллигенции больше полагались на внешние силы, а не на себя и не на свой народ.
— Существует Всемирный Армянский Конгресс (ВАК), возглавляемый Ара Абрамяном. Кстати, ВАК недавно был официально зарегистрирован и в Ереване. Разве ВАК не является именно тем Институтом, о котором вы говорите?
— К большому сожалению нет. Есть основные критерии, по которым определяется, является ли организации международной или нет. У Международной организации должна быть четкая структура, комитеты, внутренние институты. Существуют определенные юридические процедуры, данная организации должна соответствовать шестой статье Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями. К тому же, какие именно организации объединяют ВАК? Об этом нет информации ни на официальном сайте ВАК, ни в других ресурсах. Какой официальный язык этой организации? Соответствует ли Устав международным стандартам и есть ли ВАК в принципе в реестре международных неправительственных организаций? Чтобы понять, о чем я говорю, достаточно даже сравнить электронные ресурсы скажем Всемирного Еврейского Конгресса, Сынов Италии, Ордена Хибернианцев и ВАК и все вопросы отпадут сами собой.
— Некое подобие общенационального института предлагало Министерство Диаспоры устами министра Грануш Акопян, заявившей о возможности создания двухпалатного парламента Армении, одна палата которого будет отдана депутатам из Диаспоры. Что Вы думаете об этом предложении?
— Создание двухпалатного Парламента сегодня утопично. Возникают серьезные вопросы: по какой системе будет идти делегирование, по какой системе будет вестись работа и т.д. Прежде чем создавать подобный политический институт в Армении, необходимо создать единый орган самой Диаспоры. А иначе получится так, что депутатами от Диаспоры станут личности, которые имеют влиятельные связи, но де-факто не говорят от лица своей общины. Если общины в отдельных странах до сих находятся в состоянии полной разрозненности, как можно говорить о представительстве Диаспоры в законодательном органе Республики Армения.
— Помимо ВАК, есть и другие объединительные инициативы в Диаспоре. Например, идея выборов парламента Диаспоры, выдвинутая Арутом Сасуняном, или Армянский Национальный Совет и Правительство Западной Армении в изгнании, учрежденные Арменаком Абрамяном во Франции, или Конгресс западных армян, инициированный из Москвы Кареном Микаеляном? Есть ли будущее у этих инициатив?
— Идея Арута Сасуняна актуальна, однако, к сожалению, не учитывается специфика отдельных общин. Армянские институты имеют разную степень развития, а в некоторых странах их нет в принципе. Это нужно принимать во внимание. К тому же эта идея предполагает создание с нуля отдельных от всех организаций институтов, что практически невозможно. Я уверен, что лидеры как традиционных армянских партий, так и ведущих лоббистских организаций сумеют договориться и совместно работать в данном формате. Да и требуется ощутимая финансовая поддержка.
Остальные организации также решают локальные задачи и не имеют достаточного влияния и полномочий говорить от имени Диаспоры в целом. О деятельности большинства организаций известно мало, проще говоря, мы даже не знаем друг друга. Данные организации должны стать частью Всемирного армянского Совета, делегировать туда своих представителей. Так этот определенный делегат будет представлять интересы определенного контингента в рамках единого органа Диаспоры. Именно по такой системе работает Всемирный Еврейский Конгресс, куда входят отдельные организации русскоязычных евреев, латиноамериканских и т.д. Отдельно друг от друга армянские организации способны решать вопросы только локального характера и такой формат никак не обеспечивает взаимоотношения Армения-Диаспора.
— А какая модель, по-вашему, наиболее подходящая?
— Как вы знаете, я подготовил проект Всемирного армянского Совета, где указывал о концепции, целях, задачах, о том, какие комитеты могут быть созданы и что для этого нужно. На самом деле, сегодня для реализации этого проекта, прежде всего, необходима воля и желание, как лидеров ведущих армянских организаций, так и официального Еревана. Не нужно придумывать велосипед, речь идет о частичной унификации, даже не о слиянии, ибо я реалист и прекрасно понимаю, на что можно рассчитывать в ближайшем будущем. Финансовые вложения также небольшие. Для разделения рисков необходимо, чтобы каждая организация, которая войдет в состав Совета вносила определенную сумму — это в духе концепции равноправия и одинаковой ответственности. В своей статье, я также описал механизм работы, внутренние и внешние процедуры, эта определенная модель иерархии была выработана на основе изучения уже существующих объединений подобного типа с учетом особенностей сегодняшней армянской Диаспоры. Данная модель предусматривает минимум расходов и она проста в реализации.
Беседовал Гаро Ардвинци