nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Легенда об армянском царе Ара Прекрасном [Արա Գեղեցիկ – Ара Гехецик] и ассирийской царице Семирамиде [Շամիրամ – Шамирам] –
яркий и поучительный литературный памятник своего времени, который открывает нам внутренний мир человека древности.
В легенде органично переплетаются исторические, эпические, художественные и, безусловно, мифологические слои (хронология этих слоев и распределение – отдельный материал для научных исследований).
Коротко изложу сюжет этой красивой легенды, зафиксированный Мовсесом Хоренаци в первой книге «Истории Армении». После смерти Арама, правителя ’Айастана (Армении), страна перешла под покровительство его сына Ара, которого народ прозвал Прекрасным за его изумительно прекрасный облик и безгранично доброе сердце. В это же самое время в соседней Ассирии правил Нинос. Отношения между двумя царствами носили мирный характер. Ситуация изменилась после гибели Ниноса, когда на ассирийский трон воссела его жена – бесподобная царица Семирамида. Легенда гласит, что, наслышавшись о неописуемой красоте армянского царя Ара, Семирамида еще при жизни Ниноса жаждала встречи с ним. Царица послала своих «ангелов» с богатейшими дарами к Ара Прекрасному не только с просьбами и мольбами, но и с угрозами; пригласила к себе в Ассирию, чтобы он стал ее мужем или же возлюбленным и утолил ее страсть. К своему великому удивлению великая царица Семирамида получила строгий отказ от Ара Прекрасного.
Семирамида в ярости собирает все свое войско и движется к границам Ара. Но царица заранее предупреждает своих воинов не трогать самого Ара, так как у царицы не было намерения убивать его: она желала увидеть Ара побежденного у своих ног. Несмотря на строгое преду-преждение царицы, во время битвы Ара Прекрасный погибает. Семирамида никак не может смириться с его гибелью. Известная своей шаманистской природой, Шамирам-Семирамида ставит тело Ара на вершине дворца и велит своим «богам-аралезам» в образе собак оживить Ара, облизывая его тело. (Справка: о древних представлениях о загробном мире и его собаках-хранителях, в особенности в индо-иранских мифах о первопредке Яме, в культе индо-иранского бога Митры и его армянского аналога Артавазда, прикованного к скале, как и древнегреческий Прометей, подробно см. Авдалбекян Т. Михр среди армян.) Но тело Ара начинает гнить. И тогда Семирамида одевает одного из своих любовников наподобие армянского царя и распространяет слухи, что Ара жив во славу богов Семирамиды.
По легенде, после гибели Ара Семирамида на армянской земле строит город, называет его Шамирамакерт и приезжает туда каждое лето.
Кроме основных событий, Мовсес Хоренаци зафиксировал легенды, которые также повествуют о последующей жизни Семирамиды до ее смерти, раскрывая различные мифологические понятия и элементы ранних магических обрядов.
Миф-легенда об Ара Прекрасном и Семирамиде затрагивал сердца всех поколений и всех времен. Обратим внимание: исторический и мифологический элементы настолько переплетены, что современный читатель не замечает, где заканчиваются исторические события и человеческий мир и как гармонично он входит в обитель древних богов.
О Семирамиде бытует множество легенд, на которых исследователи строят различные гипотезы. В ее образе явно и бесспорно присутствует древняя великая богиня. А иные исследователи считают Шамирам-Семирамиду последней из рода амазонок, также символизирующей упадок матриархального периода (сравн. мифоэпический персонаж Сатаней-Шатанай, олицетворяющий универсальное женское начало и широко распространенный на Северном Кавказе («Эпос о Нартах»).
Ара Прекрасный в древнеармянском мифологическом мышлении олицетворял саму природу и считался умирающим и воскресающим богом армянского пантеона. Следовательно, сама идея о воскрешении Ара, запечатленная в этой легенде, имела сильную почву в армянском мифологическом мировоззрении, а в ходе распространения христианства легенда потерпела смысловые изменения, в особенности идея воскрешения «языческого» бога. Во всемирной мифологии этому мотиву аналогичны мифологемы египетского Осириса и его возлюбленной Исиды, шумерского Таммуза и Иштар, финикийского Адониса и Астарты: ось мифологемы – вопль над телом возлюбленного и его воскрешение сверхъестественными силами.
И как в случае образов ’Айка и Бела мы прослеживаем богов и эпических героев одновременно, Ара Прекрасный и Семирамида воплощают божественные и человеческие принципы в мифической гармонии.
Мифы-легенды об ’Айке и Беле, Ара Прекрасном и Семирамиде можно отнести к самому раннему слою формирования народных эпосов, где доминирует мифологический элемент (подробно: Vassilkov Y. The Mahabharata’s typological definition reconsidered, Indo-Iranian Journal, vol. 38, №3, July 1995).
Данная легенда, конечно же, является важным материалом для научных исследований. Но какая связь может быть между этой древнейшей легендой и современным читателем? Неважно, были это боги, полубоги или обыкновенные люди. Легенда раскрывает нам психологический мир и чисто психологические процессы и переживания. Мы видим образ армянского мужчины – Ара, стоявшего перед выбором между верностью семье и пылкой страстью прекраснейшей соблазнительницы Семирамиды. Но поскольку Ара также правитель целой страны, его личный эмоциональный мир и судьба страны неотделимы друг от друга. С одной стороны, для Ара важно мирное очажное благополучие, с другой стороны, его влечет ненасытное желание приключений. Как ему различить грань между любовью и страстью? Существует ли такая грань вне сознания человека? И в этом же контексте легенда добавляет оттенки раннего восприятия концепции добра и зла.
Эта легенда настолько живая, что и писатели, и художники будущих поколений, желая изобразить мистические и роковые связи между мужчиной и женщиной, все больше и больше возвращались к легенде Ара и Семирамиды.
Аспирантка ЕГУ
Лилит МИСАКЯН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *