nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Ей-богу, больше всего не люблю касаться религии. Но коль повелось, что данный предмет часто поднимают в Азербайджане в отношении Армянской апостольской церкви, то пройти мимо этого вопроса никак не получается. Учитывая, что Азербайджан, называя Армянскую церковь еретической, не мысля при этом ни в христианстве, ни в исламе, ни в еретизме, пытается преподнести миру ААЦ чуть ли не на уровне с «Аум Синрике».
ОТРИЦАТЬ ОЧЕВИДНОЕ ГЛУПО

Итак, о том, что Армения первая в мире приняла христианство в качестве государственной религии, и доказывать не нужно. Стоит только обратиться к любым энциклопедиям и справочникам разных стран мира, кроме, разумеется, азербайджанских. На этот счет имеется куча записей, свидетельств исторических, архивных и в Армении, и России, и Афинах, и Риме, и Париже, где угодно… Об Армении как первом христианском государстве говорят русский патриарх, римский папа, иранские аятоллы, арабские муфтии… Отрицает только алиевская антиармянская пропаганда, оболванивающая своих граждан с перспективой оболванить и не своих в том числе. А также ряд скептиков, коих незначительное количество и ни на что не ссылающихся.
Тем не менее против фактов не попрешь. 301 год новой эры — год основания Армянской апостольской церкви, относящейся к Древневосточным православным церквям, наряду с Коптской (Египетской) и Эфиопской церковью.
Когда Азербайджан пытается преподнести граду и миру ААЦ в качестве еретической или сектантской, то ориентируется, прежде всего, на неграмотную в вопросах религии часть населения. К тому же, делая это, Баку забывает о ряде фактов: хронологическом, историческом и богослужебном.
У Азербайджана всегда было плохо с хронологией. И в вопросах религии в том числе. Если верить официальному Баку, то в христианстве сначала зародилась ересь (ААЦ), а позже истина (РКЦ и т. д.). Как известно, в 301 г. в качестве государственной религии христианство приняла Армения, в 313 г. — принятие христианства Римом. Условное, т. к. христианство лишь становится одной из признанных религий, наряду с господствовавшими языческими культами. И наконец, в 337 г. — крещение Константина, а вместе с ним и принятие Византией христианства. Хотя это еще де-факто не государственное принятие христианства. Речь о монархе.
Далее, как мы знаем, Рим распространил католичество, а Византия — Византийское православие, от которого возникло еще более новое направление — Русская православная церковь. А сама Русь приняла христианство в 988 г.
Исходя из хронологии, Армянская апостольская церковь не может быть сектантской хотя бы по той причине, что возникла раньше остальных. Но даже если этот факт исключить и допустить, что хронология не есть причина отсутствия еретизма, то получается, что еретиками были ученики Иисуса Христа — апостолы Фадей и Варфоломей, проповедовавшие в Армении и привнесшие в культ армянского христианского богослужения знания, полученные от Самого. Именно по этой причине церковь армян и апостольская. Один ученик передавал другому, этот, другой, — третьему… Так и возникло христианство на земле армянской уже с помощью Григория Просветителя, который почитаем и уважаем не только в ААЦ, но и в РКЦ и РПЦ. Один из куполов храма Василия Блаженного в Москве назван в честь Григория Армянского — того самого «еретика», чью церковь Азербайджан называет сектантской.

ФАКТЫ

Итак, напомню, что в то время, когда жители будущей Византии омолаживались пеной Афродиты, римляне совокуплялись со статуей Венеры, русичи просили Перуна о дожде, а предки азербайджанцев на Алтае молили Умай и Тенгри о наследнике, армяне на государственном уровне приняли христианство и уверовали в единого Бога и посланника его Иисуса Христа.
Второй факт: называя армянскую церковь еретической и сектантской, азербайджанцы априори неуважительно отзываются об Албанской церкви, о которой «беспокоятся», хоть и не имеют к ней никакого отношения. Ширвано-апшеронские тюрки, видимо, позабыли, что та же Албанская церковь, следы которой уничтожили варвары-тюрки в средние века, называлась Албано-Апостольской. И все таинства Албано-Апостольской церкви были точь в точь, что и в Армянской. Стоило бы подумать прежде, чем называть ААЦ еретической. Ведь если вести информационную атаку без знания, с холодной головой, то атака может обратиться против себя же. Бумерангом, так сказать.
Третий факт: да будет вам известно, «знатокам церковным», что Армянская апостольская церковь, наряду с другими древними халкидонскими православными церквями, максимально приближена к монотеизму, нежели католическая церковь или православные церкви византийского толка.
В молитвах армяне ААЦ обращаются непосредственно к Богу, к Иисусу, но не к ликам святых. У армян имеется иконопочитание, но не иконопоклонства, как во многих других позднехристианских приходах. Именно по этой причине армянские храмы просты и без излишеств церковного изобразительного искусства. Образы минимальны. По сути, азербайджанцы, будучи мусульманами, таки обязаны уважать такую церковь. Ведь ислам признает только Бога, а священный Коран так передает нам, что «…нет Бога кроме Аллаха (Бога)…»
Впрочем, уважать армянофобия не позволяет. Особенно когда этот вид фобии возведен до ранга государственной политики. Да и о каком монотеизме может идти речь в Азербайджане, если сам шиизм не совсем монотеистичен. А тем более азербайджанский шиизм.
Не умаляя ничье достоинство, замечу, что Азербайджану с его шиитским большинством и азербайджанским отливом шиизма чужд монотеизм в среде мусульман-суннитов. На самом деле Азербайджан позиционирует себя светским государством, но в случае с армянофобией свою ложку дегтя в бочку меда так и норовит подсыпать.

ОБ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ШИИЗМЕ И НЕ ТОЛЬКО

Что ж, теперь об азербайджанском исламе, или, если угодно, о так называемом азербайджанском шиизме.
Каждый мусульманин становится мусульманином с шахады, которая известна не только мусульманам, но и представителям других конфессий. Шахада — это главная заповедь любого мусульманина, и звучит она в дословном переводе на русский язык так:
«Свидетельствую, что нет Божества, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухам-мад — Посланник Аллаха».
Нет Бога, кроме Аллаха — так гласит Коран. Ислам известен своим таухидом. А таухид —
это единобожие, за что автор этих строк и уважает ислам, ибо я убежденный монотеист и считаю, что Бог един. Ислам строг к поклонению всем другим живым и неживым существам. Любое многобожие идет вразрез с исламом, теряет смысл исламской философии. Многобожие, или поклонение еще кому-либо кроме Бога (Аллаха), —
это ширк. А ширк — величайший грех для мусульманина.
В самой длинной суре Корана «аль-Бакара», аяте 165-м,
имеются следующие строки: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее…»
В этом аяте речь идет как раз о том, что нарушает азербайджанский шиизм, находя утешение не в Аллахе, а в посторонних людях предметах.
Я даже закрою глаза на то, что Азербайджан кроме Аллаха поклоняется еще имаму Али. «Шахада», которая произносится ими, звучит так: «Аллах, Махаммяд ве Али» («Аллах, Мухаммед и Али»). Согласитесь, чем-то напоминает христианскую Троицу — Отец, Сын и Святой Дух. Что идет вразрез с исламом. Более того, на коврах изображаются имам Али в центре с остальными праведными халифами. И тоже 12 персон. Чем не знаменитая копия идеи Леонардо да Винчи «Тайной вечери»?
Имам изображается всюду, где только возможно. Начиная от безобидных ковров, кулонов, запястий, перстней, часов и прочего, кончая татуировками на теле человека.
Ну ничего не поделаешь. Этим шиизм и отличается от суннизма. И не азербайджанцами это придумано. Какой достался им ислам, в таком исламе и прибывают. Даже муфтии азербайджанские от Ахунда Махаммядали Хусейнзаде с 1823 года до Аллах Шукюра Паша-заде до наших дней почти все были этническими талышами. Все 12. Всего 12 муфтиев против 134 католикосов армянских, нить которых начинается не с 1823 года, как у азербайджанцев, а с 302 г.
н. э. с Григория Просветителя.

КУЛЬМИНАЦИЯ

А теперь, собственно, и сама кульминация — азербайджанский шиизм. Человеку непосвященному (тем более в азербайджанские религиозные культы) вряд ли известно, что у наших восточных соседей «мусульман-нееретиков» имеются свои собственные святые. Да-да, я не оговорился. Святые у мусульман. И святые эти известны далеко не с недавних пор.
Например, к северу от Апшеронского полуострова, близ Каспия, есть возвышенность. Называется она Бешпармак. Не путать с казахским блюдом бешпармак. К этой самой возвышенности азербайджанские мусульмане отправляются в паломничество к своим святым —
трем братьям Хыдыр-Зинде, Хыдыр-Набе и Хыдыр-Илиас. Как пишет русский историк XIX в. Николай Дубровин в книге «История войны. Владычество русских на Кавказе» (1871 г.), «…татары признают всех трех братьев своими святыми: Хыдыр-Зинде считается покровителем и обладателем земли; Хыдыр-Илиас — всех вод, а Хыдыр-Набе — ветра и воздуха». «Татарами», как вы понимаете, называли в Закавказье до начала прошлого века современных азербайджанцев.
Но и это еще не все. На этом у азербайджанских мусульман святые не закончились. Как пишет Н.Ф. Дубровин в той же книге, оказывается гора Арарат — святыня для бесплодных татарок. У подножия горы имеется пещера с останками святого.
И чтобы избавиться от бесплодия «…татарки в знак просьбы к погребенному в пещере (молили святого) об избавлении их от бесплодия и зубной боли…»
Вот оно, чудо Арарата, для поселившихся рядом с ним кочевников. Судя по тому, как расплодились в регионе потомки татар, армянский Арарат смело можно считать фаллическим символом современных азербайджанцев. И своему количеству должны быть благодарны Арарату. Шутка, конечно же. Но доля правды в этой шутке имеется. Ведь в Азербайджане всерьез повторяют, что Ереван — это древний азербайджанский город. Почему бы нет? Из Еревана прекрасный вид на фаллический символ азербайджанских дилетантов. Вот только интересно, сам покойный, что оплодотворял и избавлял от зубной боли закавказских татарок в XIX в., до сих пор в пещере, или турки-сунниты все же избавились от этого азербайджанского святого оплодотворителя?
Кстати, на территории Ширвана у азербайджанцев более всего могил и мест, которые считаются святыми и носят названия погребенных там людей. Прямо страсть к некрофилии какая-то! К примеру, трава с могилы Аген-пира полезна от ломоты ран. Ее смешивают с могильной землей и наносят на рану. На могилу Дадагната приводят сумасшедших, кладут их там на целую ночь и дают пить воду, смешанную с землей, взятой из могилы. Туда бы всех представителей Азербайджанской академии наук привести попить водицы. Ей-богу! А земля, взятая с могил Софгамида, предохраняет от укуса змей; Ших-Тосур помогает в болезнях рогатого скота; Пир-Денар — лошадям…
Такая вот поликлиника с усопшими лекарями! Таков азербайджанский шиитский ислам!
А между тем в Коране в суре «аз-Зумар» в 3-м аяте говорится следующее: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху.
А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует».

НЕ ЛГИТЕ И НЕ ВОРУЙТЕ!

Не лгите и не воруйте! Известно, для кого сказано. В том числе и для тех, кто фальсифицирует историю и культуру соседних народов. Для тех, кто, будучи еретиками для ислама, пытается древнейшую христианскую церковь назвать еретической. Для лицемеров, заблудших в собственных пороках и не ведающих ни в Боге, ни в дьяволе, но при этом пытающих всему доброму миру доказать, что армяне не армяне, а церковь их не церковь. Словно мировая наука тоже родилась вчера вместе с азербайджанской.
Таким хочется ответить цитатой Дж. Оруэлла, которую бы я немного перефразировал: «Все животные равны, но некоторые животные пытаются быть равнее других».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *