
15 апреля 1904 года родился Аршил Горки (настоящее имя — Востаник Манук Адоян), известный американский художник армянского происхождения, «последний сюрреалист и первый абстрактный экспрессионист», одна из знаковых фигур в истории армянской и мировой живописи.
Воспоминания о счастливом детстве в Армении, Геноцид и смерть матери, эмиграция и Американская мечта, страстная любовь и беспощадная депрессия… Его жизненный путь был непростым, и он рано ушел из жизни. Но его творчество определило направление целой эпохи искусства и сделало его бессмертным автором.
Образ матери
Детство Востаника Манука Адояна прошло на южном берегу озера Ван, в деревне Хоргом. Как и для многих других армянских творческих деятелей родом из Западной Армении, трагедия Геноцида стала определяющей для жизненного и творческого пути. В 1915 году семья Горки бежала в Закавказье. В 1919 году мать Аршила, Шушан, скончалась от голода.

Аршил был глубоко привязан к своей матери, и ее смерть оставила глубокие шрамы в душе, отразившиеся в творчестве художника. Он несколько раз писал картину по фотографии, которая получила название: «Портрет художника и его матери».
В своих письмах он писал о матери так: «…Армянские глаза моей матери они называют пикассовскими, армянскую грусть — византийской и русской. И тогда я исправляю их и говорю: «Нет, дорогие господа, вы ошибаетесь, это армянские глаза», они странно смотрят на меня и говорят, что это просто проявление «шовинизма малой нации».
Жизнь в США
После смерти матери юноша вместе с младшей сестрой Вардуш эмигрировал в США к старшим сестрам и отцу. Вскоре Востаник изменил свое имя на Аршил Горки (в честь писателя Максима Горького, взгляды которого он разделял) и начал «жизнь с чистого листа». Он продолжил обучение, посещая школу искусств в Провиденсе и академию дизайна в Бостоне.
В 1925 году приобрел свою первую творческую мастерскую в Нью-Йорке, где написал множество картин. Позже, в 1926–1931 годах, Горки преподавал живопись и графику в учебных заведениях Нью-Йорка.
Стиль
«Кубизм, Пикассо и европейские художники-экспрессионисты — все это впитал Горки», — пишет Анна Галстян в книге «Письма художника родным». Передовые направления в искусстве в начале XX века повлияли на становление художника, в частности, экспрессионизм и сюрреализм. Он изучал европейский авангард. Уникальное видение передается через яркое представление окружающего мира, для него характерна яркая палитра, четкие линии и формы. «Горки призывал на помощь абстрактные формы, которые могли расширить идеи, переведя их в трехмерное пространство», — еще одна цитата из той же книги.

Первый успех
Первая персональная выставка Аршила состоялась в 1934 году. Через три года Нью-Йоркский Музей современного искусства приобрел цикл его работ, посвященых его родине — Хоргому. Коллекция картин была продана на аукционе за 4,2 миллиона долларов — это абсолютный рекорд среди американских художников.
В целом 30-е годы стали для Горки очень плодотворными, а сам художник находился в самом центре американского авангардного вихря и был одним из ярчайших представителей нью-йор-кской богемы.
Вместе с художниками Стюартом
Дэвисом и Джоном Грэмом Аршил Горки был завсегдатаем кофейни на Крис-тофер-стрит, «американского Монмартра», где собиралась творческая элита Нью-Йорка. Друзей называли «тремя мушкетерами», и они проводили много часов в модной кофейне за эскизами, за разговорами и дискуссиями.

Аршил дружил со многими видными артистами того времени, поддерживал связь с известным нидерландским художником Виллемом де Кунингом. И все же современники отмечают некоторую замкнутость и скрытность Горки.
Армянские мотивы
Художественное видение Аршила сформировалось под воздействием и общекультурных факторов, и глубоко личных переживаний. Рассматривая его картины, можно заметить, что они наполнены детской беззаботностью, зародившейся в Армении, где он впитал орнаменты, мотивы и традиции родной культуры.
Геноцид стал непреодолимым рубежом между детством в лоне родной земли и чудовищной катастрофой, постигшей его народ. Эта травма сильно отразилась на сознании мастера, но он не был склонен делиться болью с окружением. Дори Эштон в книге «Нью-Йоркская школа и культура времени» пишет, что армянская народная культура, по которой тосковал Горки, оставляла глубоко равнодушными его коллег по цеху.
Личное счастье и черная полоса
В 1941 году Горки встретил 19-летнюю Агнес Магрудер, которая вскоре стала его женой. Вместе пара проводила много времени в Коннектикуте, где Горки создал то, что считается лучшей работой в его карьере: абстракции, вдохновленные кубистскими и сюрреалистическими мотивами, детскими воспоминаниями и прекрасными пейзажами, которые его окружали.

Эти некогда яркие абстракции приобрели все более мрачные и депрессивные оттенки после череды трагедий, которые пережил Аршил Горки. Пожар в мастерской, рак, страшная автокатастрофа и тяжелый развод с женой привели к трагическому финалу. Аршил Горки покончил жизнь самоубийством 21 июля 1948 года. Он оставил мелом своим друзьям и семье простое сообщение: «Прощайте, мои любимые».
«Арарат» (2002), реж. Атом Эгоян
Горки оставил впечатляющий объем работ, которые оказали огромное влияние на американское и мировое искусство. Интересно, что история Аршила Горки оказалась вплетена в произведение другого выдающегося армянского деятеля искусств — режиссера Атома Эгояна.
Фильм «Арарат» (2002) — одна из главных работ Эгояна. В ней рассказывается история о том, как режиссер Эдвард Сароян пытается снять в Голливуде фильм о Геноциде армян… и судьбе армянского художника Аршила Горки, потерявшем во время Геноцида свою семью.
Армине ВЕРМИШЯН



