nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Свое происхождение армяне связывают с именем ’Айка [Հայկ-Гайк] На’апета и легендой, которую передают нам знаменитые армянские историки Мовсес Хоренаци (5-й век) в своей «Истории Армении» и Себеос (7-й век) в «Истории». Миф-легенда об Айке, широко известный как «Айк и Бел», всегда находился в центре внимания как армянских, так и иностранных филологов, историков и, конечно же, мифологов.
Легенда гласит, что Айк принадлежал к поколению гигантов-великанов, которые произошли от самых великих богов. Начало легенды повествует о событиях первых глав Книги Бытия Ветхого Завета. Гиганты – это сильные и крепкие витязи, но также до высокомерия гордые бунтари. Они организовывают мятеж против богов и строят Вавилонскую башню, чтобы подняться на небеса и низвергнуть богов. В наказание за высокомерие разозлившиеся боги разделяют язык гигантов на сотни разных языков (Вавилонское столпотворение).
Одним из этих гигантов-великанов был ’Айк, потомок библейского Фогармы и, следовательно, самого Ноя (христианская поздняя интерпретация). В народном представлении ’Айк запечатлелся как герой крепкого телосложения, широкоплечий, высокий, красивый, с вьющимися волосами и игривыми глазами. Легенда повествует что ’Айк, в первую очередь, выделялся как самый искусный лучник своего времени.
’Айк был единственным среди великанов, кто не повиновался Белу из рода Титанов, который провозгласил себя правителем и богом всего сущего. ’Айк с презрением отказывается называть его богом. Отсюда берет начало борьба между Айком и Белом. Некоторое время Айку удается противостоять силам Бела, но он решает со всей своей семьей (примерно 300 человек и все мощные бойцы) покинуть Вавилон и направиться на север, в страну Арарад.
Вначале ’Айк созидает в долине у подножья горы, где сооружает первые крепости. Позднее он передает этот регион своему внуку Кадму, сыну Араманяка, а сам с остальной частью семьи движется к северо-западу. ’Айк выбирает себе одно нагорное поле и зовет его ’Арк/Гарк/Харк, т. е. Земля ’айев/гайев/хайев из дома Фогармы. Здесь же ’Айк основывает деревню и называет ее ’Айкашен.
Созидательная и независимая жизнь ’Айка и его потомков не входила в планы Бела Титанского, которому уже покорились все племена и народы того времени, кроме ’Айка. И Бел посылает своего сына в качестве посланника к Айку на север с предложением принять его превосходство, покориться и жить в мире:
– Ты обосновался в стране сильных морозов… но согрей и смягчи холод твоего гордого характера, повинуйся мне и мирно живи в моей стране, где сам пожелаешь (переводы с армянского – автора).
В ответ Бел получает лишь строгий отказ, после чего собирает все свое войско и направляется на север, в страну Арарад. Первой Бел атакует землю Кадма. Последний бежит к деду в ’Арк и сообщает о приближении тысячных войск врага.
Новость особо не беспокоит ’Айка. Он собирает всю свою семью великанов-бойцов и идет навстречу противнику. Сыновья и внуки ’Айка борются храбро, но неравенство сил принуждает ’Айка отступить. Бел, нарядившись в блестящие доспехи, со своим войском преследует Айка. А тот останавливается и кричит ему:
– Зачем ты напрасно преследуешь меня? Возвращайся на свое место, чтобы не умереть сегодня от моей руки, так как моя стрела никогда не промахивается.
Бел отвечает:
– Ты попадешь в руки моих воинов и погибнешь. Сдавайся и живи мирно в моем доме, стань руководителем моих воинов.
– Ты собака, – сердито восклицает ’Айк, – и ты, и твой народ – стадо собак. И именно сегодня я на тебя обрушу все мои стрелы.
Но Бел продолжает преследование и спешит к границам ’Арка. ’Айк останавливает своих воинов близ соленого озера. И именно здесь он произносит свою знаменитую речь:
– Когда мы выступим против сборища Бела, постарайтесь встретить самого Бела, он будет стоять в окружении своих храбрецов. Или мы погибнем и вся наша семья попадет под гнет Бела, или же покажем прочность наших рук, разгоним его толпу и одержим победу.
’Айк со своими воинами выбирает позицию, откуда хорошо видно наступление противника. Вдруг Айк различает в толпе самого Бела в тяжелых доспехах, окруженного храбрыми воинами. Обратим внимание, что, согласно легенде, ’Айк носил только лук и стрелы и всегда боролся в переднем ряду, но легенда одновременно в деталях описывает богатое снаряжение Бела и окружающую его свиту воинов, этим подчеркивая также психологическую контрастность героев (Подробности см.: Мовсес Хоренаци «История Армении», глава 1).
Таким образом, в легенде ’Айк предстает не просто храбрым воином, но и умелым военным стратегом. Он распределяет свои войска в виде треугольника и целенаправленно движется в сердце вражеского войска – на отряд Бела.
И когда два великана наконец-то встречаются на поле битвы лицом к лицу, земля содрогается от ужаса силы гигантской. Но Бел оказывается не в силах противостоять ’Айку и начинает отходить. ’Айк угадывает намерение Бела, бросается вперед, натягивает свой кедровый лук, целится в грудь врага и пускает свою стрелу. Стрела пронзает насквозь сердце могучего Бела из рода Титанов.
Пораженная необычайной храбростью ’Айка и его сыновей и гибелью своего правителя вражеская толпа бросается в бегство.
На поле битвы ’Айк сооружает крепость и называет ее ’Айк (отсюда название региона ’Айоц дзор, или Гайоц дзор). Холм, на котором был убит Бел, получил название Герезманк (Кладбище). И сама страна Арарад переименовалась в ’Айк.
Легенда раскрывает интересную картину древнего похоронного обряда. ’Айк велит мумифицировать тело Бела и ставит его на высоком холме в ’Арке. Обратим внимание, что Айк не обесчестил тело врага, а сохранил уважение к нему, так как оба они принадлежали к одному роду великанов. В этом маленьком эпизоде раскрывается сразу несколько важных мифологических предпосылок.
В народном мифоэпическом мировоззрении ’Айк преображен в почитаемого бога-эпонима армянского народа. Его именем древние армяне назвали созвездия Орион и Весы. С точки зрения исследования мифологии, Айк и Бел являются не просто эпическими персонажами, а скорее богами, претендующими на главенство в общем пантеоне.
Легенда об ’Айке имеет исключительную важность и значимость как один из центральных онтологических сюжетов армянского народа. Данный миф также раскрывает интересные детали ранних мифологических воззрений и ритуальных особенностей древних армян.
Аспирантка ЕГУ
Лилит МИСАКЯН

Один ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *