30 апреля в Доме Офицеров состоялась премьера концертной постановки оперы Дж. Верди «Аида». Постановка была приурочена к празднованию 200-летия Джузеппе Верди, активно отмечаемому в РГК.
Опера «Аида» — одно из самых сложных и масштабных сочинений итальянского композитора. Создание ее не случайно – Верди получил заказ на оперу от властей Египта в связи с открытием Суэцкого канала. В течение трех лет композитор обдумывал оперу и в 1871 году «Аиду» увидела публика.
Грандиозная по замыслу и количеству задействованных лиц, «Аида» неоднократно украшала залы самых представительных театров мира, а главные партии оперы исполняли самые известные певцы современности – М. Кабалье, И. Архипова, Н. Обухова, Х. Каррерас, П. Доминго и многие другие.
Тот факт, что за такую непростую задачу взялись студенты консерватории, вызывал удивление. «Я сначала воспринял это как шутку. Не очень смешную, но – шутку», — признался профессор А. М. Цукер, которому досталась роль ведущего. Зрители, пришедшие на премьеру, были едины во мнении, что вряд ли «Аида» окажется студентам по силам.
«Аида» предстала перед слушателями как концертная постановка, без декораций и костюмов, где, с одной стороны, для непосвященного человека было неясно, кто из героев и зачем появился на сцене, а с другой – отсутствие «внешних» эффектов ставило глубокий акцент на музыке, на психологическом состоянии героев. Впрочем, декорации всё же присутствовали, — на небольшом экране, сменяя друг друга, появлялись изображения пирамид, Сфинкса и заката на фоне волн, — всего того, что у обывателя ассоциируется с Египтом.
«Аида» в видении режиссера-постановщика В. Экнадиосова превратилась в путешествие «по страницам оперы», — в 1 отделении был показан 1 акт оперы, во 2 отделении – 3 и 4 акты. Известно, что в подготовке 2 акта, построенного на хоровых номерах, должен был быть задействован хор консерватории, однако в окончательном виде опера стала 3-х актной.
Все «недоумения» зрителей разрешились, как только со сцены полились первые звуки оперы. Слаженная, блестящая игра оркестра студентов консерватории под управлением Ю. Машина не оставила сомнений даже у самых скептически настроенных слушателей.
Студенты вокального отделения консерватории отнеслись к своим задачам по-разному. От них требовалось не только безукоризненное знание партии, итальянского языка, на котором исполнялась опера, но и понимание своего персонажа, «вживание» в образ. Студент 1 курсаА. Нестеренко, которому выпала честь быть Радамесом, с партией справился великолепно. Партия Радамеса – камень преткновения для многих теноров – в его исполнении звучала более чем достойно.
Наиболее интересным оказался образ Аиды, воплощенный А. Шаповаловой. Ее Аида светилась какой-то особенностью хрупкостью и беззащитностью; она металась между выбором любви Радамеса и долгом перед отцом, отчаянно страдала от своего предательства и тихо умирала вместе с любимым. Небольшие неточности исполнения А. Шаповалова легко компенсировала жизнью своего персонажа на сцене и чистым, ярким тембром.
А. Байбаков предстал в образе отца Аиды, царя Амонасро. Обладатель приятного тембра, с бархатными нотками, Антон убедительно создал фигуру царя, проигравшего битву, но не побежденного. Кроме того, А. Байбаков был удостоен двойных аплодисментов от зрителей, — за перевоплощение в одного из жрецов.
Размер всё же не имеет значения – вокалисты, которым достались менее протяжённые партии, также сумели запомниться зрителям. М. Приходько, исполнитель роли Гонца, в течение пары секунд переключил внимание всех зрителей на себя, — буквально ворвавшись на сцену, упал перед Рамфисом (А. Манукян) на колени и, как будто слегка запыхавшись, пропел жрецу свое донесение.
Э. Джафарова в образе верховной жрицы не просто прекрасно справилась с партией, но и дополнила облик своего персонажа изящным танцем. Невозмутимая и царственная Эльмира воплотила всю непостижимость и величественность загадочного Египта.
В числе приглашенных на премьеру гостей присутствовал профессор Ереванской государственной консерватории им. Комитаса О. Ованесян. На вопрос о том, какие впечатления вызвала у него постановка столько сложной оперы силами студентов, он метко выразился: «Штангу подняли». О. Ованесян отметил великолепную игру оркестра и выразил надежду, что студенты не будут забывать об учебном процессе и продолжат совершенствовать свое мастерство.
Руководство Ростовской государственной консерватории выражает большую благодарность Нахичеванской-на-Дону армянской общине. С их помощью в Ростов-на-Дону прилетел профессор Ереванской государственной консерватории, Оганес Оганесян, который дал ряд мастер-классов участникам постановки.