Город армянской славы: к 230-летию основания Нор-Нахичевана

Армянская колония Нор-Нахичеван (Новая Нахичевань, Нахичевань-на-Дону) – одна из самых крупных и влиятельных на территории Российской империи – возникла в результате переселения из Крыма армян, потомков выходцев из древнего Анийского царства. Восточная политика российских самодержцев требовала не только военного, но и экономического ослабления османских турок и вассального от них Крымского ханства. Этим целям вполне соответствовала задуманная русскими программа привлечения на свою сторону энергичных и предприимчивых армян, а в итоге – организация их исхода из Крыма, области, во многом экономически процветавшей именно благодаря трудолюбию и зажиточности местного армянского населения.

16 июля 1778г. архимандрит Петр Маркосов из Бахчисарая обратился от имени и по поручению крымских армян к императрице Екатерине Второй с прошением. Выполняя дипломатическое поручение Екатерины Великой, выдающийся полководец А. Суворов, в жилах которого, как известно, текла и армянская кровь, в августе-сентябре 1778г. организовал «великое переселение» армян на пустынные, еще не обжитые берега южного Дона, недавно перешедшие к России. 14 ноября 1779г. высочайшей грамотой российской императрицы близ крепости Св. Димитрия Ростовского был основан город Нахичевань-на-Дону.

Выдающийся армянский духовный деятель Иосиф Аргутинский (Овсеп Аргутян) также принимал непосредственное участие в переселении армян из Крыма и образовании на Дону Новой Нахичевани. В начале 1780г. он принимает армянских делегатов от переселенцев и оказывает содействие в решении основных вопросов переселения, обращаясь в разные государственные учреждения, вплоть до императрицы. Став свидетелем тягот и лишений переселенцев, он старается утешить и обнадежить добравшихся до Дона людей, организовать их быт и дальнейшую жизнь.

Армянская колония состояла из города Нахичевань-на-Дону и пяти окрестных селений – Чалтырь, Большие и Малые Салы, Топты, Несветай.

Традиционно советская историография преподносила факт образования колонии на донских берегах исключительно как «акт доброй воли России» по переселению и избавлению крымских армян от турецко-татарского ига. Это верно, но не совсем однозначно: главными мотивами все же были российские внешнеполитические цели на востоке и желание России иметь на своих южных границах трудолюбивый и преданный оседлый народ, способный вызвать к жизни плодородные, но пустующие земли. И мудрая Екатерина Великая не ошиблась – очень скоро армяне превратили Южный Дон в развитой сельскохозяйственный район, создали мелкие и крупные производства, кустарные мастерские, занялись прибыльной торговлей с Закавказьем, Персией, Индией, Европой. Уже через полвека Новая Нахичевань прослыла одним из самых оживленных торговых и культурных центров Юга России.

Фактически после петербургской и московской армянских колоний донская также прославилась своей активной общественной и культурной жизнью. Нахичеван дал армянскому народу таких выдающихся деятелей литературы, искусства, культуры, как Рафаэл Патканян, Микаэл Налбандян, Мартирос Сарьян, Мариэтта Шагинян и др. Новонахичеванцев в других сферах жизни и не перечесть – они скромно и беззаветно служили и по сей день служат на благо России и Армении.

…Благодаря развитию торговли и ремесел Нор-Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и ученых XVIII-XIX вв. Они отмечали не только оригинальность образа жизни и быта населения, его талант к торговой деятельности, хорошую планировку самого города и близлежащих армянских селений, но и высокий художественный уровень их сооружений. Нахичеван представал перед путешественниками как город необычный, с непередаваемым колоритом. Город, в котором сошлись Европа и Азия, древняя история и новая творческая мысль. Таким он, например, предстал перед А. С. Пушкиным, когда он вместе с генералом Раевским в 1820г. был здесь проездом на Кавказ. В своих воспоминаниях об этом путешествии Раевский оставил и такие строки: «На другой стороне крепости (Св. Димитрия) есть другой форштадт, или город по имени Нахичевань, населенный армянами. Город этот многолюдный и в торговом отношении очень богатый. Здесь и жизнь, и строения, и черты лица, и одеяние населения — все своеобразно».

Отцы города придавали большое значение не только торговле, но и образованию, и культурно-просветительной работе. И результаты не заставили себя ждать – не прошло и ста лет с переселения армян с Крыма на Дон, как Нахичевань, состоящая изначально в основном из торгово-ремесленного люда, превратилась в город европейской культуры. Армяне побогаче и поамбициознее не ограничивались местными образовательными заведениями и посылали своих отпрысков учиться в Петербург и Москву, а порой и в Европу. Дети и внуки «коренных» новонахичеванцев возвращались из дальних краев, привозя с собой культуру и знания, новые взгляды и веяния. В то же время город сохранял некий восточный колорит, национальную самобытность.

Переселение крымских армян на территорию Российской империи отразилось на многих сторонах их жизни. С первых же дней своего переезда они не только вынуждены были осваивать русский язык, терять в некоторой степени национальные привычки и обычаи, но и видоизменять личные имена и фамилии на русский лад, более удобный при общении с окружающим их титульным народом. Появились широко известные «донские» фамилии в русской транскрипции – Берберовы, Зариевы, Искендеровы, Генчоглуевы, Шапошниковы, Черновы, Хазизовы, Эзековы, Эскидаровы, Султановы, Кечеджиевы, Балтаджиевы. Подобные метаморфозы объяснимы: ведь без такого «обрусения» сложно было получить на территории империи право на открытие торговых, промышленных, ремесленных заведений, поступить на государственную службу и т.д.

С момента своего основания Нор-Нахичеван непрерывно рос и развивался. Так, если население города в 1811г. составляло 4 тысячи человек, то в 1914 г. – около 50 тысяч. К концу XIX в. здесь появились электрическое освещение, водопровод. В Нахичеване строились церкви: Кафедральный собор Григория Просветителя, Св. Никогоса, Св. Успения, Св. Георгия, Св. Теодороса, Св. Вознесения, Св. Иоанна Предтечи. Все эти церкви были уничтожены в годы советской власти. По свидетельствам старожилов города и специалистов, это были неповторимые по своей красоте культовые сооружения, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, хачкары, вывезенные когда-то из Ани и Крыма.

Нахичевань-на-Дону постепенно становился интернациональным городом, в котором мирно уживались армяне, русские, украинцы, евреи, немцы, татары и на окраинах нередко оседали надолго цыганские таборы. Если в 1897г. армянское население здесь составляло 72%, то в 1914 — уже 40%. Все больше появлялось смешанных браков – армяне роднились с русскими, украинцами и др.

Донские армяне, долгое время сохраняя в мировоззрении и быту чисто армянские начала, были законопослушными гражданами российского государства, что не мешало им занимать активную общественно-политическую позицию в рамках лояльности существующему режиму. Так, в Нахичевани-на-Дону были созданы Церковное попечительство о бедных армянах города, Союз армянских учителей, Нахичевано-Ростовский армянский комитет, Армянское благотворительное общество, Общество попечения о детях-армянах, Армянское женское благотворительное общество, Общество содействия воспитанию детей дошкольного возраста, Армянское общество любителей драматического искусства. После Октябрьской революции все эти общественные организации, деятельность которых в основном была направлена на поддержание малоимущих или неимущих слоев и преследовала исключительно гуманитарные цели, как ни странно для рабоче-крестьянской власти, были закрыты.

В Нор-Нахичеване до революции действовали Духовная семинария, готовившая священников и учителей для армянских церковно-приходских школ. Существовали армянские школы, гимназии и училища: женская гимназия «Гогоян», школа Сармакешевой, школа Чубарова, женское училище «Сандухтян», женское училище «Рипсимян», мужские училища «Амбарцумян» и «Торосян», ремесленное училище при церкви Св. Успения, армянский педагогический техникум для подготовки учителей в армянских школах. Увы, под различными предлогами все армянские школы к 1940 году были закрыты. В Нахичевани-на-Дону издавалось множество газет и журналов, в том числе и на армянском языке, которые после 1917г. были также закрыты. В Нахичеване в Сурб Хаче была создана первая на Юге России типография.

В развитии Нор-Нахичевана выделяются два периода. Первый – со дня основания и до 1860г., когда город, заселенный преимущественно армянами, пользовался особыми правами, льготами и играл немаловажную роль в экономическом развитии всего российского юга; второй – с 1860г., когда начался бурный экономический рост соседнего — «русского» Ростова. Прокладка железной дороги через Ростов позволила этому городу стать важным торговым центром и крупным железнодорожным узлом Юга России. Сыграло свою роль в «падении престижа» Нор-Нахичевана и то, что во второй половине XIX в. армянский магистрат потерял ряд своих важнейших функций и привилегий, дарованных императрицей. Однако справедливости ради следует отметить, что «культурная автономия» Нор-Нахичевана сохранялась еще очень долго, это был российский город с присущим только ему армянским колоритом. Власти не вмешивались в армянские культурные дела, в традиции и обычаи, в образ жизни компактно проживающих армян, и тем самым самобытность донских армян сохранялась. Нор-Нахичеван официально слился с Ростовом лишь в 1929г. в качестве одного из городских районов Ростова-на-Дону, в котором пребывает и сейчас.

Вклад наших нор-нахичеванских соотечественников в развитие армянской и русской культуры, искусства, науки велик. А имена – самые блестящие: выдающийся педагог-просветитель А.Аламдарян, писатели Р.Патканян, М.Налбандян, М.Шагинян, художники М.Сарьян, Г.Шилтян, А.Арцатпанян, литературовед и искусствовед А.Дживелегов, Католикос Всех Армян Геворг VI Чорекчян, архитекторы М.Григорян и О.Халпахчян, профессор медицины А.Кечек, видные государственные деятели А.Мясникян и С.Лукашин (Срабионян), видные военачальники Галаджев, В.Тамручи и многие другие. В них словно слились воды Дона и Аракса…

Нельзя сказать, что судьба донских армян уникальна: армянские колонии сформировались, как известно, во многих концах света в силу роковых исторических реалий, вынуждавших население коренной Армении (в том числе того же Анийского царства, откуда родом все новонахичеванские армяне) спасаться от завоевателей и жить за пределами своей родины. Однако донские армяне, приобщившись к другим культурам, смогли сохранить свою самобытность, свои обычаи и нравы, даже несмотря на явный прессинг советских лет.

С достойной датой тебя и многие лета на благо армянства, армянский уголок Нор-Нахичеван!

Роберт БАГДАСАРЯН

Источник: Голос Армении