Пользователи соцсетей наверняка заметили наличие ряда «армянских» групп с антисемитской начинкой. Причем не только «армянских», но и играющих в открытую групп с прямым содержанием названия, как, например, «Азербайджанцы и евреи против армян» или «Армяне против азербайджанцев и евреев» и т. д. Как говорится, маразм крепчал, деревья гнулись. И никого не смущает, что в таких группах нет самих евреев. Администраторы, как правило, азербайджанцы по национальности. Для большей убедительности некоторых из них подписываются фамилиями сефардов и ашкеназов. При этом забывая о стилистике и почерке, которые присущи исключительно кибераскярам. Есть и отдельные личности не еврейской и не азербайджанской национальности, но косящие под евреев. Как, например, ник Александр Ойстрах, грузин по национальности. И таких, надо заметить, тоже немало. У этих свои причины, известные только им. Беда лишь в том, что армянский антисемитизм пытаются развить не сами армяне, а их географические соседи. Некоторым из таких соседей даже не понять, что армяно-еврейские отношения, связи берут истоки еще с тех пор, когда этих соседей в регионе либо в помине не было, либо жили не тужили и о цивилизованности лишь мечтали. Иной раз, чтобы больше разозлить думающих евреев, недумающие соседи армян затрагивают больную тему евреев – холокост, все чаще напоминая им об армянских легионах вермахта. Но перед тем как добраться до легионов, я хотел бы напомнить кое-кому об истории армяно-еврейских отношений.
В Армении евреи живут более двух тысяч лет. Вдумайтесь в эту цифру. Евреи появились в Армении задолго до того, как они появились во многих тех странах, которые пытаются культивировать среди армян антисемитизм. Исторические документы указывают, что первые иудеи появились здесь во времена правления царя Ирода I Великого в Израиле и царя Тиграна II Великого в Армении.
Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» утверждает, что царь поселил многих иудейских пленников (согласно источникам, около трехсот тысяч) в городах Армении. Как сообщают летописцы, вначале – в древнем Армавире и в селении Вардкес на берегу реки Касах. Второй раз, взяв в плен евреев, Тигран II поселил их в Ване. Первая волна приняла христианство, а вторая – ванские евреи – продолжала исповедовать иудаизм. Ведь известно, что Тиграново царство Великой Армении простиралось до палестинских земель.
Кстати, надо заметить, что в последующем малая часть евреев Армении стала верна иудаизму. И таковые чаще всего жили общинами, в которых евреи могли жить в своем быту, культуре, религии, соблюдая кашрут. Тому свидетельством и одно из старейших в мире еврейских кладбищ на территории Армении в селе Ехегис в марзе Вайоц-Дзор. Да и вообще в Армении почти повсеместно имелись еврейские поселения. И то, что евреи всегда имели права наравне с армянами (не считая времен Тиграна, у которого побежденные народы были рабочими), подтверждает факт и дотиграновский: к примеру, в IV веке до н. э. в Армавире имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV евреи из Армавира были переселены в новую столицу — город Ервандашат вместе с армянами. С приходом к власти Арташеса столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы и также наряду с армянами. О том, что в отличие от Персии, Ассирии, Египта, Карфагена и прочих государств, евреям комфортнее именно в Армении, писал еще сам еврейский историк Иосиф Флавий: «…Евреям в Армении живется хорошо…». Со временем некоторые евреи в силу развитого купечества стали покидать горную страну и поселяться в более плодородные земли – Персию, Месопотамию, Малую Азию. Определенный значительный процент остался в Армении. Именно этот процент и стал тем самым уникальным случаем в истории еврейского народа, когда евреи растворились в армянах. О свидетельстве ярко повествует российский политолог, востоковед-иудаик Евгений Сатановский в книге «Моя жизнь среди евреев».
Далее, в 17-18 веках, и оставшиеся верными иудаизму евреи, и армяне Восточной Армении подвергаются переселению Шахом Аббасом из Армении в Персию. Во времена Ереванского ханства ни тех, ни других там не остается. Вместе с армянами малочисленные евреи поселяются в Исфахан, Хой, Йазд и Абадан. На 200 лет. После Туркманчайского договора, когда Восточная Армения вошла в состав Российской империи, большая часть армян снова поселилась на родные земли, а часть евреев армянских осела в Персии, другая часть переселилась в низовья Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) и в Палестину.
Следующий еврейский этап в Армении начался с заселения с севера и запада в 1840 году уже в Эриванскую губернию. Однако на этот раз они были представлены двумя общинами – ашкеназской и сефардской. У первых был молельный дом (шул), у вторых – синагога «Шейх Мордехай», действовавшая с 1860 года. И третий еврейский этап (или пласт) Армении сформировался во время Советской власти. Большая часть нынешней еврейской общины Армении и состоит из потомков тех евреев, что прибыли в республику во время советчины. Не считая зоков.
По данным еврейской диаспоры Армении, сегодня в республике людей с еврейской кровью не меньше 3000. Однако евреями себя считают около 1000 человек. В Ереване имеются синагога, которая была отреставрирована на деньги армянского бизнесмена, еврейский культурный центр, газета евреев Армении «Коэлет», а до недавнего времени выходил и армяно-еврейский журнал «Ной», издававшийся совместно Израилем и Арменией. В Ереване имеется монумент, посвященный жертвам холокоста евреев в нацистских лагерях, имеется и сайт евреев Армении.
Что касается армянской общины Израиля, Палестины, то она не менее стара, нежели еврейская в Армении. Свидетельством тому есть сам город Иерусалим, который поделен на четыре квартала – иудейский, христианский, мусульманский и армянский.
Надо заметить, что Армянский квартал Иерусалима возник задолго до государства Израиль. И к моменту основания Эрец Исраэль в Армянском квартале проживали примерно 15000 армян. Сегодня их всего около 2000. Местные армяне говорят на западно-армянском диалекте. Многие из них также владеют ивритом и арабским языком. В Армянском квартале функционирует семинария, где постоянно обучаются 30-40 слушателей из Армении и других стран. Здание Патриархии Армянского квартала примечательно железными воротами, которые сооружены в 1646 году по инициативе армянского Патриарха Иерусалима Крикора. При Патриархии есть очень интересный музей и библиотека, располагающая уникальными манускриптами.
…Через весь Армянский квартал тянется Араратская улица. Там проживают около 30 армянских семей, обитавших в этих краях, вдалеке от Армении и Малой Азии, на протяжении многих веков. А сама гора Арарат сейчас находится на территории Турции и не принадлежит армянам. Вот такой парадокс истории!
Теперь об армянских легионах вермахта, о которых так любят говорить в Азербайджане. И снова бельмо в глазу! Нашли чем евреев потчевать! Легионы приводить в пример. Они действительно были. Армянские легионы вермахта. Всего 11 батальонов. Почти
18 тысяч человек. И направлены они были не против евреев, а против Советской власти. Их задачей была независимость Армении от СССР. Вот и пошли хоть за чертом, но за свои интересы бороться. Вы бы лучше покопались в количестве армян, боровшихся против немецких нацистов. Участников войны армян в разы больше чем азербайджанцев. Со статистикой сами можете ознакомиться. А уж среди героев Великой Отечественной армян больше в три раза, чем азербайджанцев. Учитывая, что из последних были и те, кто не этнические азербайджанцы. Ази Асланов, например, талыш по национальности, но в Азербайджане он азербайджанец. Также на территории современного Азербайджана расположено село Чардахлу, некогда населенное исключительно армянами. Это крохотное село было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Думаю, догадываетесь, за что? Тогда поясню: одно только это село дало Великой Отечественной войне семь генералов и двух маршалов – Бабаджаняна и Баграмяна. А до них это село дало двух царских генералов. Кроме того, надо бы знать: кроме армян, участников Великой Отечественной войны, разбросанных по разным фронтам, также имелись исключительно армянские дивизии. И их было несколько – 390-я стрелковая дивизия, 408-я,
809-я, 808-я… Их было свыше десятка. Полностью состоящих из армян.
А теперь поговорим об азербайджанском легионе вермахта, о котором они сами умалчивают: Азербайджанский легион сложился сначала вкупе с турецким, затем стал отдельно существовать. И назывался он изначально не азербайджанским легионом, а Кавказским магометанским легионом вермахта. Его численность была – 40000 человек (сравните с 18-тысячным армянским легионом вермахта). Задача одних и других была в том, чтобы с помощью немцев создать пантюркистское государство. И примечательно, что легионы эти азеро-турецкие начались со лжи и клеветы: в закавказском регионе подумывали о тюркском государстве. И снова словно кол в сердце – армяне! Надеясь с помощью немцев добиться истребления армян уже в Закавказье, азеро-турецкие эмиссары начали писать кляузу Гитлеру на армян. Эта записка была опубликована уже советским правительством после войны и названа «Зеленая папка Геринга». Командованию немецкой армии сообщалось о «ненависти армян к немцам». Немецкая пресса натравливалась против армян. Winter tageblat, оправдывая резню армян во время Первой мировой, психологически подготавливала новую резню. Причем покровительствовал азербайджанскому легиону сам шеф политразведки Шестого управления РСХА бригаденфюрер СС Вальтер Шелленберг — один из инициаторов «окончательного решения еврейского вопроса». В своей книге «Мемуары», изданной последний раз в Москве, в 1991 году, на странице 271 Шелленберг в подробностях рассказывает о своей симпатии к туркам и их кровным братьям азербайджанцам.
Кроме всего прочего, в нацистской Германии даже имелись турецко-азербайджанские издания – газета «Хюджум», например, журнал «Милли бирлик», еженедельник «Бизим доюшимиз» и др. Как видите, азеро-турецкий вермахт был, что называется, на коне. И глупо говорить об армянском вермахте, который блекнет на их фоне.
«Земля обетованная» – это выражение означает желанное место, где легко и радостно, куда кто-либо страстно стремится, мечтает попасть. Подразумевает Палестину, куда Бог в силу своего обещания привел евреев из Египта, где они томились в плену. Бог сказал Моисею, что приведет евреев «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Обетованной земля эта названа в Послании апостола Павла к евреям. Но если быть внимательным, то первой обетованной землей была Армения. Арарат. В Книге «Бытие», глава 8-я, задолго до исхода евреев из Египта в Палестину, на Арарате «сказал Бог Ною: Выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных <…> И не буду больше поражать всего живущего <…> И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…»
Армения и Израиль вновь обрели свои земли, которые были утрачены в силу разных обстоятельств. И делить этим двум народам нечего назло врагам. Эти две страны Обетованные возродились как птица Феникс, мешают соседям, некогда властвовавшим над землями Обетованными.