На днях в одном из федеральных изданий была опубликована статья «Кубанский Карабах». Дабы не делать рекламу «желтой» газете, тираж которой, к счастью, с годами опускается донельзя, мы решили не упоминать ее. Однако публикация оказалась настолько прозрачно ангажированной, что пройти мимо нее было никак нельзя. Тем более, речь в ней идет о провокации, о явном призыве де-стабилизировать межнациональные отношения на юге России. И на этот раз… с армянами.
Свой постыдный опус автор «Кубанского Карабаха» начал с цитаты губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, в которой он говорит о нацменьшинствах Кубани и разделяет их на «чистых» и «нечистых», «плохих» и «хороших» мигрантов. В числе «хороших» губернатор обозначил армян и греков. Более того, назвал эти два народа коренными народами Кубани. Это и не понравилось автору «Кубанского Карабаха», по словам которого, мол, губернатор Ткачев, цитирую: «…дал карт-бланш армянской диаспоре в вопросе решения своих национальных и экономических интересов».
МАЗУТНЫЕ ВОЛНЫ КАСПИЯ
Первое, что бросается в глаза при чтении «Кубанского Карабаха», – почерк и стилистика написания. Сложилось впечатление, что где-то читал подобное творение. Однако автор сам подсказал своему читателю, откуда взят сей странный опус, приправленный постоянными ссылками на различные азербайджанские сайты, страдающие армянофобией и пребывающие уже многие годы в состоянии информационной войны. Далее автор приводит «угрожающие цифры» из Википедии, в которой говорится, что в Краснодарском крае проживает 300 тысяч армян. При этом тот же автор сразу же оговаривается, что, мол, по неофициальным данным, армян на юге России куда больше – от 500 тысяч до одного миллиона.
Итак, чем же заинтересовала южно-российская армянская статистика автора «Кубанского Карабаха»? Если вдуматься в заголовок, то ответ напрашивается в этих двух незамысловатых словах – «Кубанский Карабах». То ли бывшая работа в «Известиях» (председателем совета директоров ОАО «Редакция газеты „Известия“» является медиа-магнат, этнический армянин Арам Габрелянов) побудила автора написать армяноненавистническую статью из-за личных конфронтаций с бывшим шефом, то ли воспетые Есениным «волны Каспия» накрыли журналиста своими мазутными долларами… Последнее вероятнее всего. Ибо ссылки на азербайджанские источники и легенды о некоем заселении армянами «западноазербайджанских земель» четко прослеживаются в материале. Только место действия автор перенес из Закавказья на юг России. Корреспондента «желтушки» беспокоит Кубань, а вместе с ней и весь Южный федеральный, который, по его словам, все больше пополняется армянами.
Географию автор начал с города Сочи, где, по его словам, «армянские ночи». Наш «герой» считает, что в этом южнороссий-ском курортном городке проживает слишком много армян. Причем их количество не только растет из года в год, но и удачно ассимилируется со славянским населением. Более того, больное воображение автора приводит следующую цитату: «…Резкий количественный прирост армянского населения в регионе Сочи, вкупе с целенаправленным занятием ими практически всех направлений бизнеса, а также постов в правоохранительных и муниципальных органах, приводит к трудно сдерживаемому естественному недовольству коренного славянского населения и других этносов». Напрашивается вопрос: а в чем существо недовольства-то местного населения? Разве в Сочи мало бизнесменов из неармянской среды? Разве мэр и большая часть его окружения армяне? Или строительством олимпийских объектов занимаются армяне? Да и, в конце концов, кого подразумевает автор под понятием «ме-стное население»? Видимо, взяв в руки подаренные с Апшеронского полуострова нефтекупюры, наш персонаж скоропостижно лишился рассудка и не стал интересоваться историей возникновения в Адлере и на остальном сочинском побережье армянских колоний, корни которых уходят в XIX век. Именно тогда первые армяне-переселенцы появились в Сочинском округе. Это были беженцы из Османской империи. В дальнейшем было еще несколько потоков беженцев, особенно много в 1905 году и в период геноцида, который, кстати говоря, по большей части случился из-за союза армян с русскими. Именно предки сочинских армян в Османской империи защищали интересы русских в Первой мировой войне. За что и поплатились. А спасшиеся армяне начали новую жизнь на сочинском побережье. Об этом не мешало бы знать журналисту, если таковым его можно назвать.
Далее снова следует цитата, в которой автор, ссылаясь на азербайджанские источники, пишет: «Следует отметить, что механизм «ползучей арменизации» южных регионов России был озвучен еще в 1988 году в обращении католикоса всех армян, которое приведено в книге Г. Шахназарова «Судьба» (стр. 50-52, на армянском языке): «Не секрет, что наши земли еще не все принадлежат нам, но придет время их завоевывать и заселять. За последние 40 лет армяне заняли земли предков. Их там 60%. Постепенно высвобождаются из-под русского влияния земли в Краснодарском и Ставропольском краях».
Любопытно, но… В погоне за гонораром, автор «случайно» использовал материал, которого в природе не существует. Нет такой книги, с таким названием и с таким материалом. К тому же на армянском языке. А кто ж тогда, спрашивается, переводил с армянского изложенную автором цитату? Сам автор? Или же заказчик? С каких это пор, цитируя творческий труд, журналист ссылается не на сам труд, а на сайт, который тоже не умудрился сослаться на подлинник? Зачем, скажем, цитировать Пушкина и ссылаться не на самого Пушкина, а на Шиллера?
АРМЯНСКАЯ ЛЕПТА КУБАНИ И ДОНА
Ловко оперируя азербайджанскими источниками, автор «Кубанского Карабаха» даже не побрезговал сплагиатничать версию о том, что в скором времени армяне Кубани, Ставрополья и Дона потребуют автономии. Мол, куда смотрит российская власть?! Для этих целей армяне якобы меняют окончания своих фамилий с «-ян» на «-ов»… Что ж, глупости нашему автору не занимать. Однако сначала об автономии.
Как и в случае с армянами Сочи, армяне Кубани, Ставрополья и Дона появились в этих краях и стали обосновываться и даже возводить города задолго до того, как мир узнал о существовании азербайджанской нации. Хотя и было-то это относительно недавно – в XVIII веке. Известно ли нашему «любезному» автору, что армяне Кубани поселились на этих землях почти одновременно с русскими? Да-да. Территория-то – адыгских народов. Не русских, не армян… Именно адыгских. Здесь, среди горцев, в самом начале XVIII века и обосновались армяне. Со временем они настолько укоренились, что у кубанских армян появился даже отдельный этноним – черкесогай (черкесские армяне; «гай», «хай» – самоназвание армян. – Прим. автора). C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться ислам, и для черкесогаев возникла угроза потери национальной христианской религии. Местным армянам пришлось обратиться к начальнику Кубанской линии, генерал-майору, барону Г.Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских». Генерал дал добро. Результатом чего поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этой местности черкесогаи дали название Армавир. Сейчас это город в Краснодарском крае, основанный армянами. И хотя предки поселенцев покинули Армению еще в XIV веке, новое селение они назвали в 1848 году в честь города Армавир – столицы Великой Армении в IV–II веках до н. э.
Кстати говоря, черкесогаями (черкесскими армянами) являются известный французский писатель Анри Труайя, футболист Никита Симонян, композитор Константин Орбелян, продюсер Луи Армстронга, Майлза Дэвиса, Бенни Гудмена Джордж Авакян и многие другие.
Ранее армянами, выходцами из Дербента, также было основано поселение, которое сейчас называется городом Буденновском в Ставропольском крае. Но и это не все. Еще ранее, в 1779 году, армянами, переселенными из Крымского ханства, был основан город у реки Дон – Нахичевань. Он младше соседнего Ростова-на-Дону всего на 30 лет. Как думаете, можно ли считать нахичеванских (донских) армян не местными? За 234 года истории армянских поселений на юге России никому из армян в голову не приходило просить, а тем более требовать, автономии. Зачем им делать это сейчас? Вы, автор, прежде чем выполнять заказ с каспийских берегов, поленились поинтересоваться вопросом истории возникновения армянских колоний на юге России. История этих колоний имеет богатое прошлое и настоящее. Армяне не тот народ, который бежит в Россию со своими арбузами и огурцами, дабы успешно продать и поделиться с журналистами выручкой. Армяне юга – это, прежде всего, великолепные врачи, педагоги, предприниматели, деятели культуры. Любому журфаковцу ЮФУ известно, что первые газеты на Дону стали издавать именно местные армяне в конце XIX – начале XX веков. Издавали эти газеты выходцы из Нахичевани-на-Дону.
Так, «Приазовский край» с 1891 года выпускал С. Арутюнов. Газета стала самой популярной на юге России, на ее страницах печатался сам А.П. Чехов. Вплоть до 1940-го года армяне Дона выпускали 13 газет на русском языке. Также донской край подарил миру таких армян, как Павел Луспекаев, запомнившийся зрителям в роли таможенника Верещагина в культовом фильме «Белое солнце пустыни», художника Мартироса Сарьяна, писателей Мариэтту Шагинян и Петрония Гая Аматуни… Вот уже несколько лет ансамблем русских народных инструментов Ростовской государственной филармонии руководит заслуженный деятель искусств России, профессор Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова Крикор Хурдаян. А ростовский предприниматель, общественный и политический деятель Арутюн Сурмалян, возможно, единственный в мире политик, который сделал чудесный жест – подарил 98 квартир ростовчанам, обманутым дольщикам. Безвозмездно!
Теперь о фамилиях. Да будет вам и вашим заказчикам, «уважаемый» автор, известно, что менять окончания с «-ян» на «-ов» не есть веяние времени или сокрытие армянских корней. Так уж случилось еще со времен первых армянских поселенцев на русских землях, когда окончания армянских фамилий стали русифицироваться. У многих армян России, корни которых уходят еще в Российскую империю, фамилии оканчиваются на
«-ов» и «-ев». И даже «-ский». Пример – маринист Иван (Ованес) Айвазовский. Или генералы имперской России – Мадатов, Аргутинский-Долгорукий, Бебутов, Тер-Гукасов и др. Фамилии подстраивались под русский слух не самими армянами, а русскими. Да и жены этих военачальников были армянками.
Так что, господин журналист, армянская автономия югу России не грозит. Так же, как и северу. С задачей вы справились. Заказчики могут быть вам благодарны. Если еще не успели «поблагодарить». Что касается дестабилизации межнациональных отношений на юге нашей страны, скажу вам однозначно: не дождетесь!
Вадим АРУТЮНОВ,
востоковед, руководитель
пресс-службы МАЕК