nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В памяти каждого из нас живут воспоминания детства: это наше глубоко личное, это дар судьбы. Но не каждый может свои воспоминания нарисовать и образно описать. Для этого нужно быть художником. Художник Сергей Павлович Чахирьян нарисовал серию графических листов «Воспоминания детства» и описал их в рукописи с тем же названием.
Сергей Павлович Чахирьян родился в Нахичевани-на-Дону в 1907 году в богатой семье. Он был свидетелем исторических событий, перевернувших мир и нарушивших беззаботное детство. «Из этого города, – писал Сергей Павлович, – я уехал семнадцатилетним юношей и вернулся в него ненадолго семидесятилетним стариком. Это было как в сказке. Будто по волшебству вернулся день моего детства. Я ходил по тем же каменным плитам улиц, так же надо мной шелестели листья немного разросшихся акаций, вокруг стояли те же, иногда перекрашенные, маленькие особнячки с колоннами и затейливыми решетками. Как умно поступают строители городов, оставляя жить старые архитектурные комплексы и застраивая новыми многоэтажными домами новые районы. Наша бурная эпоха перебрасывала нас из дома в дом, из города в город, и мы забыли, как прекрасно всю жизнь прожить в одном месте, улучшая его, украшая все вокруг себя и наращивая богатство души у старого теплого очага».
Упомянутое Сергеем Павловичем «возвращение ненадолго» в родной город состоялось в 1973 году по приглашению музея. Я его встречала в аэропорту. Будучи заслуженным художником, он вез в дар музею Русско-армянской дружбы шесть графических листов из серии «Воспоминания детства».
В 1985 году Сергея Павловича не стало. Его вдова в дар музею передала еще десять работ из серии «Воспоминания детства» и одноименную высокохудожественную рукопись.
Картины поражают нас своей красочностью и непосредственностью. Многофигурные композиции сочетают в себе русский лубок и армянскую средневековую миниатюру. Его работы являются воплощением его биографии – жил, учился и работал в Ереване и в Москве.
Лучше всего характеризует свои работы сам художник в письме к Вартану Чинчяну: «Воспоминания своего детства я написал темперой серию листов, посвященных запомнившимся эпизодам того времени: Хутум, Хдрилез (престольный праздник), елка, поездка на пикник, базар, в гостях у бабушки и др.
Эти листы ни в какой степени не являются этнографическими иллюстрациями того времени и вовсе не восстанавливают точного пейзажа того времени. Это личные воспоминания через призму более чем в 50 лет.
Фантазия от действительности в них трудно отделима. Однако, по отзывам, которые я слышал при обсуждении этих вещей на выставке, они живо характеризуют эпоху и своеобразны по выполнению» (26 сентября 1973 г.).
С некоторыми наиболее интересными эпизодами из жизни художника и дореволюционной Нахичевани по воспоминаниям Чахирьяна мы познакомим читателя.
Вот как с теплотой и любовью он вспоминает свою бабушку:
«Моя бабушка Ольга Павловна в молодости была красавицей. Дед был старше ее на 27 лет. Вспоминаю я ее на солнышке на террасе перед дверью нашего дома, сидящей в витом железном крашенном зеленой краской кресле. Вспоминаю ее и в длинном чесучовом платье с черным жабо в угловой комнате нашего городского дома. Помню, бабушка сидит в мягком резном кресле перед ломберным столом и раскладывает карточный пасьянс. Помню бабушку всегда спокойной и ласковой. Она никогда и ни на кого не повышала голоса, ни на кого не махала руками. Рассказывали, что в молодости за бабушкой ухаживал губернатор и бывал в гостях. Дедушка же и в мыслях не мог держать подозрения на горячо любимую им жену, только изредка и скромно говорил: «Оленька, этот человек с царем разговаривает, а ты с ним хи-хи да ха-ха». Вот и вся дедушкина ревность.»
Не менее интересен рассказ о городском голове М.И. Балабанове. Он был личностью легендарной: все славное прошлое города Нахичевани, в смысле его благоустройства, приписывалось только ему. Говорили, будто бы Балабанов, задумав широкие планы благоустройства города, имел в городской управе скудные средства на их осуществление. И задумал городской голова лихое дело. Город Нахичевань имел через Дон наплавной деревянный мост. Мост этот соединял Северный Кавказ с Россией. Непрерывным потоком в обе стороны шли по мосту груженные разным товаром подводы. И вот своей властью, совершенно незаконно, Балабанов обложил пошлиной в пользу города каждую груженую подводу. Золотым потоком потекли деньги в городскую казну. И стали мостить улицы, проводить водопровод, высаживать акации. Не знаю, как улаживал это дело Балабанов с местным начальством, атаманом Войска Донского, но слухи об этих беззакониях дошли до Петербурга, дело приняло плохой оборот. Быстро собравшись, поехал Балабанов в столицу. Он не стал тратить время на бесполезные разговоры с министром, до которого дошло дело. Правильно рассчитав, что у такого большого человека была любовница, стал он искать встречи с ней. Добившись приема, вежливо поцеловал ручку, сказав комплимент и вручил ей в подарок золотое украшение с драгоценными камнями. И попросил ее сказать министру, что подарок от нахичеванского городского головы Балабанова. И опять мостили улицы города, сажали рощи и приглашали столичных зодчих.
Было будто в старину и так, что работали в Нахичевани искусные фальшивомонетчики. Делали они деньги из такого сплава, который не отличить было от золота. И пользовался частью доходов от этого промысла и Балабанов, тратя все на городское хозяйство. Нагрянул в Нахичевань сам атаман на расследование этого преступления. Атамана вышел встречать Балабанов, неся в руках большой серебряный поднос искусной чеканки. На подносе стоял серебряный ларец – чудо ювелирной работы. Городской голова передал атаману с поклоном поднос с ларцом как изделие местных ремесленников. Открыл атаман ларец, а он доверху уложен столбиками золотых червонцев. С хитринкой спросил атаман Балабанова: «А что, это тоже изделие местных ремесленников?» – на что городской голова с твердостью ответил: «Никак нет, ваше превосходительство. Это чеканка монетного двора Его Величества». И вновь хорошела Нахичевань.
Вспоминает Сергей Павлович, как Красная Армия вошла в Нахичевань. И утром в дом к Чахирьянам пришли на постой семь красноармейцев. Все были совсем молоденькие крестьянские ребята из центральной России. Осторожно ступая по натертому паркету, они с вниманием рассматривали нарядные комнаты дома. «Полный восторг и изумление вызвал аквариум, в котором плавали красные, розовые вуалехвосты и черный телескоп. В то время и в городе аквариум был редкостью; понятно, что им, знавшим рыбу только на воле, увидеть ее в восьмигранном сосуде, да еще такую удивительную рыбу, как телескоп, было в диковинку. Они рассматривали рыб, став на колени перед аквариумом, стучали по стеклу пальцем, цокали языком, не переставали восхищаться, я же, почувствовав свою значимость, разболтался о рыбьих делах»…
Две работы художника Чахирьяна, посвящены престольным праздникам Хутум и Хдрелез.
Хутум – разговение. Это был первый день окончания Великого поста и Воскресения Христа. Вечером дома накрывали праздничный стол, в центре стола были освященные куличи и яйца.
Хдрелез – главный праздник донских армян. Традиция пришла из Крыма. В Крыму православные греки 23 апреля отмечали рождение Святого Георгия, день, знаменовавший начало весны. В этот же день мусульмане отмечали День весны встречей братьев Хыдыра и Ильяса. Это был праздник для всех народов Крыма: греков, татар, армян, караимов. Праздновали на Дону Хдрелез с 23 по 30 апреля во дворе церкви Святого Георгия, на меже между Ростовом и Нахичеванью. На празднике организовывалась ярмарка. Крестьяне из окрестных сел, и казаки, и армяне продавали свой товар. Крутилась карусель, выступали скоморохи, продавали сладости, и все это на радость детворе. На празднике юноши выбирали невест. Ведь в другое время девушки свободно по городу не ходили…
От себя добавлю. Это был не фестиваль народов Дона, навязанный сверху, а праздник, богом данный, праздник по велению души. Только такие праздники по-настоящему объединяют народы. Отсюда вывод: нужно изучать традиции, обычаи народов, возрождать национально-религиозные праздники. Только таким путем мы сохраним мир и согласие, взаимоуважение, веротерпимость, толерантность и дружбу народов.
С картинами художника Сергея Павловича Чахирьяна вы можете познакомиться в Музее русско-армянской дружбы. Присмотритесь, Сережа (Саркис) – мальчик в матроске. Вы найдете его всюду в толпе людей: он переходит рельсы, гуляет в парке, сидит за столом…
Светлана Хачикян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *