nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Как часто я его вспоминаю! Каждый день мысленно разговариваю с ним. Мы ведь чаще всего думали одинаково. Не во всем, конечно, я соглашался. Но он был родственной душой, если так можно выразиться, у нас с ним была особая связь, незримая и сильная.

Я его любил не только как папу. Я ему обязан многим. Своей жизнью, конечно. И тем, что стал врачом. Именно благодаря отцу я стал краеведом. Мой папа для меня был и моим учителем, и другом, и наставником, и соратником.

По официальным данным, Минас Георгиевич Багдыков родился 30 августа 1936 года в городе Ростове-на-Дону. На самом деле это не так. Открою маленькую тайну, которую всю жизнь папа скрывал. Он родился 30 августа 1934 года. Так рассказывала моя бабушка. Шла Великая Отечественная война. Все документы о рождении отца сгорели при бомбежках нашего города. И моя бабушка, мама моего папы, Сусанна Леонтьевна, записала в новый документ другую дату о рождении отца. Она сделала это специально, чтобы папа мог учиться в школе, чтобы он прошел полноценное обучение.

Отец свою жизнь посвятил медицине, краеведению, служению людям и популяризации истории донских армян. Именно он привил мне любовь к Нахичевани, к донскому краю, к медицине.

ВКЛАД В МЕДИЦИНУ

Биография папы такова. В 1959 году он окончил Ростовский медицинский институт. Работал хирургом в Новочеркасске в Первой городской больнице до 1961 года. С 1961 по 1966 годы работал в Ростове-на-Дону в ЦГБ ординатором хирургического отделения. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию и прошел по конкурсу в Ростовский медицинский институт на должность ассистента кафедры общей хирургии. С 1983 года — доцент кафедры усовершенствования врачей по хирургии. Заместитель декана факультета усовершенствования врачей. С 1991 года — заместитель главного врача по хирургии медсанчасти ОАО «Ростсельмаш» Ростова-на-Дону.

Минас Георгиевич организовал выпуски сборников научных трудов врачей больницы и был редактором этих изданий.

С 2003 по 2012 годы работал заведующим кабинетом учета и медицинской статистики областной клинической больницы № 2.

Минасом Георгиевичем опубликовано более 100 научных работ и методических указаний, издано несколько монографий.

Минас Георгиевич Багдыков имел звание «Заслуженный врач России». Был действительным членом (академиком) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), членом Союза писателей Дона.

Конечно, отец внес большой вклад в становление медико-санитарной части завода «Ростсельмаш», впоследствии ставшей областной клинической больницей № 2, в которой он тоже трудился долгие годы.

Публицистической деятельностью он стал активно заниматься с 1990 года.

Работая начмедом в медсанчасти завода «Ростсельмаш», отец в больнице организовал целое медицинское издательство. И это произошло в самые непростые годы минувшего столетия. Это издательство выпустило немало брошюр. Была также у больницы и своя газета «Лекарь Дона», которую редактировал автор этих строк.

В то время я стал публиковать свои первые научно-популярные книги в издательстве «Феникс». И папа посчитал, что мои способности следует использовать на благо больницы. Он и решил на базе медсанчасти ежегодно проводить научно-практические конференции, материалы которых публиковать отдельными сборниками. А поскольку врачи должны заниматься научно-просветительской деятельностью, то и попросил меня начать публиковать книги и брошюры по популярной медицине и здоровому образу жизни под грифом «Медико-санитарная часть завода «Ростсельмаш».

К нашей работе мы привлекли Донское отделение Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности человека (МАНЭБ), которым в те годы руководил профессор Артем Ервандович Аствацатуров. Профессор Аствацатуров долгие годы работал в ДГТУ и всегда с радостью откликался на подобные инициативы. Таким образом мы издали не один десяток книг и брошюр.

Помню, как нашей творческой деятельностью заинтересовались на «Дон-ТР». И известная в те годы ведущая медицинских программ Людмила Квасова вместе с оператором Эдуардом Кечеджияном специально сняли программу, в которой показали изданную мной с братом Тиграном, врачом-эндоскопистом, книгу «Искусство быть здоровым».

Почему в те годы наши брошюры были востребованы и о них даже снимали репортажи? Ответ тоже прост. Дело в том, что тогда у многих людей не было денег на лекарства. А мы собирали простые рецепты для профилактики тех или иных заболеваний. Например, я писал о том, какие травы надо заваривать и пить для профилактики пиелонефрита или простатита.

А еще считаю, что сам факт существования своего издательства в медико-санитарной части завода «Ростсельмаш» и газеты «Лекарь Дона», которая была приложением к «Приазовскому краю» (ныне уже не издающемуся), говорит о многом. Прежде всего о том, что нашу жизнь определяет не только экономическая ситуация, но и люди. Тогда мы смогли собрать вокруг себя настоящих единомышленников и осуществить, казалось бы, невозможное. И все это благодаря помощи моего отца Минаса Георгиевича Багдыкова. Конечно, без его поддержки ничего бы не было.

С тех пор прошло уже много лет. Но я до сих пор не знаю в нашем городе лечебного учреждения, у которого были бы свое издательство и газета. По крайней мере, мне о таких больницах неизвестно.

Последняя книга, которую мы написали с отцом, называется «Наши девяностые». В ней рассказывается о тех годах, когда мой отец работал заместителем главного врача по хирургии, начмедом медсанчасти «Ростсельмаша».

ВЫБОРЫ КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН

Одним из самых важных событий в жизни отец считал свое участие в выборах католикоса всех армян. Дело в том, что католикоса выбирает, если так можно выразиться, собрание в составе духовных и светских депутатов.

В книге «Мои воспоминания. Мысли о прожитом» папа писал:
«Мне пришлось участвовать в качестве делегата от донских армян в выборах католикоса Гарегина II. За день до этого эпохального события мы с Крикором Дзероновичем Хурдаяном были приглашены домой к академику Владимиру Бахшиевичу Бархударяну. Нас встретила его очаровательная жена. Вчетвером мы провели незабываемый вечер в беседе о настоящем, прошлом и будущем армян, проживающих на донской земле… Все последующие дни процедуры выборов Владимир Бахшиевич как делегат был все время с нами. Провели незабываемую экскурсию к нашей святыне, храму Хор Вирап, спускались в подземелье, где, по преданию, многие годы томился святой Григорий Просветитель. Побывав в Эчмиадзине, я осознал всю глубину и значимость армянской христианской религии. Это побудило меня и моих детей, Тиграна и Георгия, изучить историю зарождения христианства в Армении. Осознать значение для армянина быть христианином, значимость христианства на донской земле, в городе наших предков Нор Нахичеване, веры в Бога, объединившей армянский и русский народы» (Стр. 179-182. Таганрог. Изд-во «Веда». 2019).

Отец искренне полагал, что христианская вера должна объединять русский и армянский народы. А еще он был убежденным сторонником пророссийской ориентации Армении. Не хочется сейчас давать политических комментариев, но иногда я думаю, как хорошо, что папа не дожил до наших дней и не увидел исхода армян из Арцаха (Нагорного Карабаха) и всего того, что происходило в Армении. Он был человеком из другого мира, чутко реагировал на человеческие страдания и боль. Помню, в последние дни жизни отца началась вторая карабахская война. Он, находясь в палате, все время смотрел новости, страшно переживая за судьбы армянских беженцев.

Я сам слышал его разговор по телефону с исполнительным директором Нахичеванской-на-Дону армянской общины Сергеем Михайловичем Саядовым, с которым он, кстати, дружил и которого очень уважал. Помню, как он почти кричал в трубку: «Сергей Михайлович, там дети, надо спасать детей, это наше будущее…».

Потом, уже после смерти папы, заведующая отделением, в котором лечился отец, сказала мне, что такого возбужденного Минаса Георгиевича она не видела никогда. У него были слезы на глазах, когда говорили о пострадавших детях.

И еще. Когда папа умер в реанимации, мы с братом Тиграном, убитые горем, спустились в палату, чтобы забрать вещи. И увидели, что на столике возле папиной кровати лежит небольшая книжечка с молитвой «Отче наш» на русском и армянском языках. Как мы узнали позже, он каждый день молился за свою семью и свой народ.

КРЕСТНЫЙ ХРАМА СУРБ АРУТЮН

С детских лет я слышал от отца о печальной судьбе армянского кафедрального собора Нахичевани Григория Просветителя (Сурб Григор Лусаворич). Этот собор являлся крупнейшим храмом города Нахичевани-на-Дону. Построен он был в 1783–1807 годах. Интерьер храма украшали хачкары (камни-кресты), которые были привезены армянскими переселенцами из Крыма.

В тридцатые годы двадцатого века армянский храм Григория Просветителя был закрыт для богослужений. Вновь церковь открылась в годы Великой Отечественной войны. Храм был действующим до конца пятидесятых годов, а в шестидесятые церковь Григория Просветителя снесли. На этом месте построили Дворец культуры завода «Красный Аксай» (ныне Областной дом народного творчества).

Мой отец со своим братом Константином (или дядей Котиком, как я его любил называть) и бабушкой Розой бывал в этом храме. Я помню его рассказы о том, какой был красивый этот собор. А в церковь отец с дядей попадали под тем предлогом, что ведут старую бабушку помолиться. Мол, самой ей тяжело. Напомню, что в советские годы подобные походы детей в церковь, мягко скажем, не приветствовались.

Мы все родом из детства, я так считаю. У папы было трепетное отношение к своей бабушке, а она ему смогла передать такое же уважительное отношение к церкви. И он сделал все возможное, чтобы в городе появился памятный знак в честь кафедрального собора Святого Григория Просветителя. Установка такого памятного камня состоялась 9 сентября 2001 года.

Поскольку отец выступал неоднократно в средствах массовой информации с инициативой по установке памятного знака в честь кафедрального храма Нахичевани Святого Григория Просветителя, то ему и доверили открытие этого памятного камня.

Помню, как на торжественном митинге папа говорил о необходимости бережного отношения к нашему духовному наследию, к нашим архитектурным ценностям, к нашей истории. Его внимательно слушали, аплодировали, когда он закончил выступление. Был какой-то особый душевный подъем у жителей Нахичевани, особенно у стариков.

В 2011 году рядом с тем местом, где располагался храм Григория Просветителя, в память о внуке кавалера ордена Трудовой Славы III степени Владимира Павловича Казаряна — Артуре Карапетяне, погибшем в 2001 году, была построена армянская апостольская церковь Сурб Арутюн (храм Святого Воскресения).

Церковь Сурб Арутюн сооружена на пожертвования меценатов-благотворителей — полномочного представителя Генеральной прокуратуры РФ в Федеральном собрании РФ Саака Альбертовича Карапетяна и генерального директора ООО «АРДТ-7», председателя попечительского совета церкви Владимира Павловича Казаряна. Архитектор церкви М.Г. Саркисьянц. Освящение состоялось 29 мая 2011 года католикосом всех армян Гарегином II.

Но строительству церкви Сурб Арутюн предшествовали, разумеется, закладка фундамента и его освящение. Это особо торжественный момент в строительстве любого армянского храма.

Так вот, 5 октября 2005 года состоялось освящение фундамента будущей церкви Сурб Арутюн. Совершить этот торжественный чин приехал Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Езрас.

Церковь начинают строить из 16 краеугольных камней. У каждого армянского храма есть свои каворы — крестные церкви, которые выбираются из числа уважаемых и известных людей армянской общины.

Конечно, мне особо приятно отметить, что одним из крестных храма Сурб Арутюн является мой отец, заслуженный врач России Минас Георгиевич Багдыков.

Мне кажется это очень важным и символическим событием в жизни отца. Когда-то он мальчиком приходил в армянский храм Григория Просветителя, а потом, после того, как собор разрушили, стал сопричастен к строительству новой церкви Сурб Арутюн в центре Нахичевани.

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *