nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Была ли дружба народов в СССР? Конечно, была. Безусловно, существовали и проблемы в отношениях между людьми и народами. Но в целом советские люди жили дружно. Это так.

В своем детстве я не помню, чтобы задумывался над тем, кто по национальности мой сосед или одноклассник. Просто дружили, общались, конечно, иногда ругались.

При этом ценили, любили культуру и кухню других народов. С удовольствием ходили в гости к соседям разных национальностей, в том числе на их национальные праздники.

Помню, как дружно жили в ростовской Нахичевани. Когда-то я написал книгу «Моя Нахичевань» об истории и культуре донских армян.

Так вот, моя Нахичевань — это еще и те люди, которые жили рядом со мной в исторической части Ростова-на-Дону.

А моими соседями были армяне, русские, евреи, украинцы, татары, корейцы. Пожалуй, всех и не перечислю. Почему? Да потому что я их всех любил, даже не задумываясь о том, у кого какие национальные корни.

Мы жили в своем уникальном мире, в котором тесно переплелись армянские, русские, казачьи и даже еврейские традиции.

Например, в юности я любил есть мацу, рыбу-фиш, форшмак и приготовленную по какому-то особому еврейскому рецепту курочку. За это мои нахичеванские друзья меня называли армянским евреем, смеясь, выясняли, нет ли в моей родословной родственников из Израиля, Одессы или Биробиджана.

Конечно, таковых родственников у меня не было. У меня в жизни были люди, которые ближе кровных уз — соседи разных национальностей.

Понимаю, что в СССР существовали проблемы на национальной почве. Иначе не возник бы армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха (Арцаха), не было бы и других не менее кровавых конфликтов между некогда братскими народами. И это были не просто конфликты, они сопровождались еще и страшными этническими чистками.

Но, во-первых, я считаю, что эти конфликты искусственно подогревались теми, кому это было выгодно. А во-вторых, к счастью, в Ростове мы не знали никаких проблем в межнациональных отношениях.

Галина Багдыкова и Костя Стасюкевич

Почему-то сейчас вспоминаются рассказы моей мамы о том, как она возила на концерты своих учеников в разные города нашей необъятной Родины, в том числе и в Армению.

Дело в том, что моя мама Галина Николаевна (Нагапетовна) Багдыкова (Явруян) долгие годы работала в музыкальной школе имени М.Ф. Гнесина заведующей струнным отделением, обучала детей игре на скрипке, занималась общественной работой, организовывала концерты и гастроли своих учеников.

Мама вспоминала с ностальгией о том, как со своим талантливым учеником, ныне солистом Ростовской филармонии Константином Стасюкевичем, ездила в Ереван в годы перестройки. Детский концерт-конкурс был посвящен нерушимой дружбе народов Закавказья. В нем принимали участие скрипачи из Армении, Грузии и Азербайджана. Были также приглашены талантливые ученики из музыкальных школ России. Костя Стасюкевич представлял Россию. И выступил он очень успешно. Потом был накрыт стол, детей и преподавателей вкусно кормили, угощали армянскими сладостями. Все признавались друг другу в любви и дружбе. Но вскоре начался армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, который, как известно, закончился изгнанием армян из этих мест. Были погромы армян в Сумгаите и Баку. Азербайджанцы покинули Армению, а армяне — Азербайджан. Как сложились судьбы талантливых армянских, азербайджанских и грузинских ребят, которые выступали тогда на концерте, посвященном дружбе народов Закавказья? И куда теперь делась эта дружба? Кто знает? С годами я становлюсь менее оптимистичным, но мне хочется верить, что все хорошее еще будет.

Хотя… Есть такой анекдот. У армянского радио спрашивают, когда все будет. Армянское радио подумало и ответило: «Уже все было».

Действительно, была дружба между народами. Я видел ее. И пусть потом нам говорили, что оказалась она непрочной, но я всегда считал и считаю, что, как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Потому как ссора доброй не будет никогда.

Вообще, мне посчастливилось в детстве не раз бывать в Ереване. И не просто бывать, а жить в доме известного армянского поэта Людвига Дуряна, который был двоюродным братом моей мамы. На стихи Дуряна написано немало песен, которые были популярны и исполнялись на Всесоюзном радио и телевидении. И теперь они популярны в Армении. Особо любимы его песни, музыку к которым написал Константин Орбелян.

Помню, как в гости к дяде Людвигу приходили известные на всю страну поэты, писатели, художники, композиторы. Было очень интересно наблюдать за их беседами, творческими спорами.

Но самое интересное, пожалуй, даже не это. Когда-то в далеком 1981 году Людвиг Дурян вместе с композитором Константином Орбеляном создали песню «Любовь не стареет». Говорят, что она была специально написана для известного грузинского актера и певца Вахтанга Кикабидзе.

Кикабидзе пел «Любовь не стареет» на армянском и русском языках. Сохранилась до наших дней видеозапись песни в исполнении Кикабидзе, снятая на Армянском телевидении. Это выступление вы можете посмотреть в Интернете, в Ютубе.

Мне не хочется сейчас обсуждать, что было потом, после того, как Советский Союз рухнул. Не хочу также рассуждать и о последующих политических взглядах Вахтанга Константиновича Кикабидзе.

Повторю лишь вновь, дружба между народами была. И песня «Любовь не стареет», которую пел Кикабидзе на русском и армянском языках, является ярким тому подтверждением.

Конечно, любовь не стареет. Но никогда не должна стареть и дружба между людьми. Иначе все будет так, как произошло после развала СССР и как происходит сейчас.

Помните, когда уходит любовь и дружба, им на смену приходит ненависть!

Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *