nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

12 января в Ростове-на-Дону в Доме офицеров прошел концерт скрипача-виртуоза Самвела Айрапетяна и группы RockSoul.

Писать о концертах — это вообще неблагодарное дело. Музыку передать словами нереально, она напрямую касается того внутри нас, для чего нет названий.

Тем не менее. Просто представьте. Классическая скрипка (между прочим, итальянский инструмент 18-го века). Прекрасная ритм-секция, яркие соло-гитарист и клавишник. Репертуар — от Рахманинова, Хачатуряна и Комитаса до Майкла Джексона и Nirvana.

Казалось бы, много кто исполняет рок и поп-музыку в компании оркестра или на классических инструментах. В этой сфере успешно отмечались даже представители норвежского блэк-металла, например, Dimmu Borgir. И существует не одна и не две группы, которые создали себе имя именно на подаче современных жанров в классических обработках.

В чем отличие Самвела Айрапетяна и RockSoul от всех прочих? В виртуозной технике и бесконечном драйве. Двухчасовая программа не провисает ни на минуту. «Пляска смерти» сменяется «Охотниками за привидениями», за «Гладиатором» следует Queen, затем визитная карточка — «Палладио», а в финале по просьбе зрителей вихревой «Шторм» Вивальди. Эмоциональные качели для слушателя. Поток впечатлений. Невероятная чувственность исполнения.

В Ростове к команде присоединился Вардан Балаян, тоже виртуоз, мастер дудука. Сочетание инструментов производит ошеломляющее впечатление. Музыка вовлекает настолько, что забываешь, где ты. Вы давно видели полный концертный зал, в котором все зрители зажгли бы фонарики на телефонах, устроили танец огоньков под «Аллилуйя» и подпевали бы? Не на рок- или поп-концерте, а вот под скрипку? Давно?..

…Надеемся, что Самвел Айрапетян и RockSoul приедут в Ростов еще неоднократно. Они уникальны, это явление. Постарайтесь не пропустить его в следующий раз!

ТОЛЬКО СКРИПКА

Пока же предоставим слово самому Самвелу Айрапетяну. Небольшое интервью специально для издания «Нахичевань-на-Дону».

— Самвел, банальный вопрос, но все же. Почему вы играете классические обработки рок-композиций? Коммерческий интерес?

— Нет, это личный интерес. И потом, я бы не сказал однозначно, что мы играем рок-композиции. Огромную часть репертуара, например, составляют саундтреки. Рок — это драйв, мне нравится такое играть. Всегда интересно, как на скрипке будет звучать то или иное произведение.

— Просто сейчас это очень популярное направление. Условно говоря — что можно в сфере инструментального исполнения рок-музыки сказать после той же Apocalyptica?

— У каждого свое видение музыки. У меня оно лично мое. А почему сразу Apocalyptica? Это вообще виолончели, совсем другое. Я слышал эту группу всего раз или два. Я стараюсь не слушать инструменталистов, которые играют рок, чтобы не перенимать чужую манеру. Такое иногда происходит неосознанно.

— Скрипка — это основной вид вашей деятельности?

— Да. Это моя жизнь, я с шести с половиной лет со скрипкой в руках. Другого не представляю себе. Есть у меня и еще занятие — я скрипичный мастер, изготавливаю инструменты сам. Но это пока параллельно. Основное музыка.

— Пока? Вы хотите в перспективе заниматься только изготовлением?

— Ну, будет мне лет 70… Почему бы не преподавать в консерватории и не изготавливать инструменты?..

— А есть у вас хобби? Какие-то еще увлечения, помимо скрипки?

— Нет. Только скрипка в руках.
И семья.

— Ваша семья тоже вовлечена в музыку?

— Нет, моя жена — психолог. Старшая дочка играет на скрипке, будет поступать в училище. А средняя дочь и младший сын пока к музыке интереса не проявили. Склонять и убеждать их я не собираюсь, это нелегкая профессия, требует огромного труда и работы над собой. Это нельзя делать без желания. Пусть выбирают свой путь.

— Скажите, по вашему опыту, есть ли города, где публика более склонна к восприятию классической музыки, чем в других?

— Знаете, мы прошлым летом провели тур по 10 городам от Пскова до Новосибирска. И я бы не сказал, что восприятие как-то отличалось. В каждом городе нас провожают стоя. В Ереване я дал два концерта в филармонии, очень ответственных, это для меня важный опыт. Я волновался. Но приняли нас хорошо, в зале на 1300 мест был полный аншлаг.

— Это особый опыт, учитывая, что вы армянин?

— Да, потому что армяне- музыкальная нация и очень критически относятся к исполнению. Если им нравится — им нравится. Если нет — они могут встать и уйти из зала. И прямо сказать в лицо: ты ужасно поешь или ужасно играешь, твое место не на сцене, иди, вон, дрова рубить.

— А были какие-то особо запомнившиеся ситуации на концертах?

— Каждый концерт индивидуален.

Лично мне сильнее запоминаются классические концерты, когда я играю классику с симфоническим оркест-ром. Один из таких был в Омске, с оркестром местной филармонии, с ним играл замечательный скрипичный концерт Арно Арутюновича Бабаджаняна, творчество которого люблю. Класси-ка — это другая, крупная, форма, раз в год в Краснодаре я даю такие концерты. В прошлом году играл Чайковского. В этом году осенью планирую сыграть Брамса.

— Вы можете взять в руки скрипку, просто чтобы избавиться от каких-то эмоций, сбросить их через музыку?

— Да, особенно если грустно. Могу взять инструмент, чтобы расслабиться, собраться, вернуть себя в нормальное состояние.

— Нормальное — это позитив?

— Конечно. Без позитива творить невозможно.

— Многие считают, что наоборот. Творчество основано на печали.

— Не согласен. Посмотрите, как описывали современники Моцарта. Это же был человек-улыбка. И именно этот человек-улыбка написал Lacrimosa.

— Вы стали примером того, что профессиональное занятие классическим инструментом — это не устарело, не бесполезно, что талантливый человек всегда найдет свое место в мире. Так?

— К музыке не могут относиться понятия «устарело» или «бесполезно». Для меня самая высокая оценка — это когда люди подходят и говорят: мы были на вашем концерте пять лет назад, и теперь наш ребенок ходит в музыкальную школу по классу скрипки. Дети начинают играть после моих концертов. Это то, я считаю, ради чего стоит вкладывать душу.

Беседовала Янина ЧЕВЕЛЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *