nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Парламент Армении принял в первом чтении проект об изменениях в законе «О праздниках и памятных датах». Депутаты проголосовали за объявление 11 августа праздником — Днем национальной идентичности. С подобной законодательной инициативой выступила фракция АРФ «Дашнакцутюн», а представил законопроект депутат Арцвик Минасян.

11 августа, как утверждают древние армянские хроники, в 2492 году до Рождества Христова прародитель армян Айк победил Бэла, открыв возможность своим потомкам для свободного существования и развития.

По преданию, Айк Ахехнавор (Айк-Лучник), вошедший в историю как Айк Наапет (патриарх-родоначальник армянского народа, основатель царской династии Айказуни), разбил в сражении Дюцазнамарт (юго-восточнее озера Ван, среднее течение реки Айоц-дзор) войска ассирийского тирана Бэла и положил начало будущему армянскому государству.

В древние времена, празднества в честь Навасарда (так называется праздник 11 августа) длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя армянская поговорка гласит: «Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы». На этих праздниках даже еда была умеренной.

Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Армяне на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок — в Навасард нельзя брать в долг хлеба — является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на праздник положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.

Есть и другая древняя поговорка: «Без вина придет новый год, без нгатзахика — запоздает». В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотна и Тжакатка, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Навасард он всегда имел нгатзахик. Эта традиция (применять в новогодних блюдах сушоный нгатзахик) была символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом — сердцем Родины.

С 2008 года началось более широкое празднование Навасарда, уже на государственном уровне. И вот, в 2009 году парламент постановляет о официальном празднике — Дне национальной идентичности, который будет отмечаться в день славной победы прародителя армян Айка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *