Традиции армян очень разнообразны, интересны, а порой и непонятны для иностранцев. Некоторые могут удивить и даже шокировать.
Традиции, которые остались незыблемыми для армянского народа и сохранились и по сей день, это верность своей христианской вере, древней культуре, почитание старших и любовь к детям, крепкие семейные и родственные узы, гостеприимство, родственная и соседская взаимопомощь.
Однако есть явления, ставшие уже привычными для армян, но для постороннего взгляда требующие некоторых разъяснений. Так что же нужно знать, приезжая в Армению?
БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ
Иностранец, приезжающий в Армению, может очень удивиться, заметив одно явление: если на улице вдруг встретились два знакомых человека, за этим следуют приветствия в виде крепких объятий и поцелуев. И каким бы странным не казалось такое поведение, это уже устоявшаяся традиция в Армении: именно обнимашками и поцелуями (причем, это происходит не только между девушками, но и между молодыми парнями и взрослыми людьми) армяне выражают степень своего отношения друг к другу. К слову, так же себя ведут и в соседней Грузии — как-никак соседи и братья-христиане.
И не важно, что вы виделись буквально за день до этого (а не десять лет назад): все равно именно так друзья ведут себя друг с другом. Так что не удивляйтесь, если при знакомстве или в гостях местные армяне попытаются поприветствовать вас таким образом. Иностранкам тоже не следует воспринимать такое отношение как недостойное поползновение на их личность, именуемое ныне модным словом «харассмент».
Теплое, «контактное» приветствие, джентльменские жесты — помочь поднести чемодан, открыть дверь, пропустить вперед, заплатить в ресторане и пр. — в Армении всего лишь демонстрация уважения к гостю, желание сделать ему приятное и показать ему свое гостеприимство.
В Армении иностранных туристов могут удивить и многие очень личные вопросы, которые им способны задавать местные. Вопросы о семейном положении, наличии детей, есть ли родители, чем они занимаются и т.д. — это не вмешательство в личную жизнь, а проявление живейшего интереса к вашей персоне. Семья — главный приоритет в жизни армян, и их расспросы о ней — лишь проявление участия и желание убедиться, что у вас тоже все хорошо в самом главном вопросе: в семейном и личном плане.
НЕПРИЛИЧНЫМИ СЛОВАМИ НЕ ВЫРАЖАТЬСЯ!
Помните как в «Собачьем сердце» профессор Преображенский поучал Шарикова и пенял ему именно этой фразой на его недостойное поведение? Так вот, в Армении тоже не принято громко выражаться, особенно в присутствии дам. Даже если идет разборка на улице, случайно рядом может проходить женщина, девушка или маленькая девочка (по армянским понятиям — чья-то мать, бабушка, сестра, дочь), и просто недопустимо, чтобы они услышали оскорбительные слова или, не дай Бог, мат.
Такое поведение может стать причиной очень серьезных проблем, так что иностранцам, любящим даже без всякого повода и злого умысла вставить крепкое словцо в разговор, надо знать, что за такое можно даже получить по шее. Совет простой — не ругаться в публичном месте.
Кстати, армян всегда шокирует факт употребления ненормативной лексики дамами и молодыми девушками и становится причиной соответствующего к ним, не джентльменского, отношения. Армянский менталитет ценит в представительницах слабого пола женственность, скромность, порядочность и прочие прекрасные качества, но никак не несдержанность на язык и другие, нетипичные по армянским меркам, недостойные женщины проявления.
И В ГОРЕ, И В РАДОСТИ…
Как на радостные, так и на печальные моменты жизни армяне реагируют очень эмоционально. Как и все южные народы, обладающие бурным темпераментом. Например, иностранцев могут шокировать повсеместно сигналящие водители на улицах Еревана.
И если за рубежом водители обладают большей выдержкой и сигналят лишь в крайних случаях, в Армении даже самая маленькая заминка на дороге может вызвать мощное «цунами» автомобильных гудков. А уж если увидите непрерывно сигналящий длинный автомобильный кортеж, то знайте, что празднуется свадьба.
И этот кортеж еще долго будет шуметь, пока не проедет по центральным улицам армянской столицы, чтобы сделать традиционный круг на Площади Республики. Ну и понятно, что на самой свадьбе все будет не менее шумно: как поется в известной песне Арно Бабаджаняна, «… этой свадьбе и неба было мало, и земли».
Еще один из старинных национальных ритуалов, который может вызвать непонимание или даже шок у иностранца (особенно если он вегетарианец, защитник животных и экоактивист) — это матах. Это традиционное благотворительное пожертвование в Армянской Апостольской церкви. Дословно матах означает «вознести соль» — матуцанел (вознести) и ах (соль).
Главный смысл матаха — дар Богу через раздачу милостыни бедным или пожертвования. Матах в Армянской Апостольской церкви совершается по разным поводам: если кому-то удалось избежать серьезного несчастья, выздороветь после тяжелой болезни или после преодоления других тяжелых ситуаций и т.д.
Дается обещание Богу, что в случае выхода из непростой ситуации или воплощения просьбы, будет сделан матах — исполнение обета за благополучный исход чего-либо.
В качестве жертвы чаще всего используется ягненок или петух. Животное перед церемонией обязательно кормят солью, освященной в церкви, после чего оно прилюдно забивается. Поскольку матах — это не кровное жертвоприношение, роль священнослужителя сводится исключительно к освящению приносимой жертвователем соли.
То есть Церковь благословляет именно соль, которая служит символом чистоты и освящения: благословляя соль, священник освящает ее, и животное, принимая соль, очищается ею. Освященной солью кормится животное, потом животное забивается. И вот именно этот момент может вызвать ужас у иностранцев, увидевших своими глазами этот ритуал. Но это очень древняя армянская традиция, которая соблюдается и по сей день.
После забоя мясо варится в воде, приправленной этой же солью. Ничего кроме соли к мясу не добавляется. Затем устраивается благотворительная трапеза, но чаще имеет место раздача мяса, завернутого в лаваш, соседям или нуждающимся. Оно может быть роздано и в сыром виде в семь бедных домов или потреблено самими, но с непременным приглашением соседей, родственников, и т.д.
В качестве жертвы не обязательно может быть животное, пожертвовать допускается хлеб, одежду, деньги. Главная идея этого обряда заключается в благотворительной раздаче еды или предметов нуждающимся. Матах также принято делать в виде общественной трапезы членов прихода в период больших церковных праздников или в связи с освящением церкви, установкой хачкаров, в дни больших праздников или других важных событий.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД НЕ ВОСПРЕЩЕН!
Иностранцу сложно понять, как можно приходить к незнакомому человеку в гости без приглашения. Но это факт: если вы иностранец и у вас есть знакомый армянин, то знайте, что, когда вы окажетесь у него на родине, вас могут запросто затащить в гости. К себе домой, к родителям, друзьям или родственникам.
Армянский дом — очень гостеприимный: здесь вам всегда рады, даже если до этой встречи не знали. В армянском доме вас вкусно накормят, напоят, развлекут, да еще и одарят при уходе сувенирами. Единственное, что должна знать принимающая армянская сторона, это через какое время подъедут гости. Нужно лишь немного форы, чтобы хозяин дома успел как следует подготовиться и быстро докупить необходимое угощение.
А вот отказываться от стола иностранному гостю не стоит — это может обидеть хозяев. Хорошо встретить, накормить и проводить гостя — это традиция. Вас будут потчевать, расспрашивать обо всем и постоянно настаивать на том, чтобы вы что-нибудь съели…
С реакцией иностранцев на армянское гостеприимство автору этих строк приходилось сталкиваться не раз. Но расскажу лишь один занимательный случай.
Несколько лет назад из Франции в Армению на каникулы приехал родственник моего мужа, армянин, работающий в престижной фирме. Приехал он вместе со своим шефом, очень обеспеченным и статусным человеком: хотел показать начальнику свою историческую родину. Вместе с моим мужем они знакомили француза с достопримечательностями Еревана и гуляли до утра.
Супруг, понятно, на этот раз дома не ночевал. Уже ранним утром следующего дня, часов в шесть, он мне позвонил, разбудил и сказал, что они втроем придут завтракать. Как и полагается армянской жене, я вскочила, напекла сырников (чтобы подать с медом и джемом), сделала яичницу, кофе.
Француза в нашу квартиру буквально заталкивали: тот сопротивлялся и говорил, что это неприлично, что это такое, и вообще, как можно в такую рань врываться и будить мадам. Но мадам была во всеоружии (и внешне, и по хозяйственной части) и быстро стала накрывать на стол. Француз тихо сидел в кресле и испуганно, не веря своим глазам, наблюдал за мной, ожидая подвоха.
Видимо, ждал, что я устрою скандал и вышвырну троицу загулявших мужиков на улицу. Пока я приносила приборы, еду, он все время повторял одно и тоже: «Мерси, мадам, мерси!». За каждую принесенную ложку, ножик, тарелку и чашку… Я услышала столько раз «мерси», сколько никогда за всю свою прежнюю жизнь. О чем, между прочим, уведомила и своего супруга…
Француз постепенно отошел от шока, освоился, тем более, когда подкрепился и понял, что угрозы его личности нет. И вообще, мадам не ведьма, а дама очень даже доброжелательная и улыбчивая. Уходя, он долго целовал мне руки, снова благодарил, сказал, что он никогда бы не посмел поступить так, как мой муж, поскольку его супруга в аналогичной ситуации устроила бы скандал или вообще подала на развод… Ну и еще сказал, что нужно было жениться на армянке.
Еще одна устоявшаяся армянская традиция — соседская взаимопомощь. У армян есть даже поговорка, что хороший сосед лучше близкого родственника. И это действительно так, потому что сосед живет рядом, на одной площадке, и первым может прийти на помощь. Может также забежать соседка и попросить немного соли, сахара или кофе, чтобы не мотаться в магазин. И это нормально, в порядке вещей — делиться с соседями, хотя и непонятно и неприемлемо для иностранцев.
НЕПУНКТУАЛЬНОСТЬ И МАЛЕНЬКИЕ «СТРАННОСТИ»
Удивление иностранцев в Армении может вызвать и одна особенность национального характера — непунктуальность местного населения. Здесь любят опаздывать и даже приходить на встречи с получасовым, а то и больше, опозданием. Да что уж тут: на концерты, важные мероприятия или киносеансы, и то умудряются прийти не вовремя. Что уж тут поделать… Нужно набраться терпения или договариваясь, четко оговорить, что нарушение регламента встречи приведет к ее отмене.
А напоследок хотелось бы рассказать об одной традиции, которая даже стала байкой. Не беремся судить о ее достоверности, но что-то подсказывает, что этот случай точно мог иметь место.
Зимой в Армении любят укрываться шерстяными одеялами, сшитыми еще по прара…бабушкиным правилам. Покупается хорошая овечья шерсть, длинная, белая, очищается, тщательно стирается в нескольких водах, расстилается на полу или на земле (во дворе) на чистом куске материи, взбивается (распушивается) специальным прутом или палкой и сушится на жарком армянском солнце.
Потом шерстью набивается специальный чехол (мтел), который простегивается, превращаясь в прекрасное, мягкое, «прожаренное» и продезинфицированное солнцем, теплое и экологически чистое одеяло.
Из мелкой же шерсти таким же способом шьются матрасы. Принято заново распускать одеяла и матрасы годика через два (снова стирать чехлы, шерсть, взбивать ее и сшивать одеяло и матрас заново), но есть хозяйки, которые делают это каждое лето.
Так вот, рассказывают, что одна армянка, переехавшая жить в США, как-то летом решила освежить свои одеяла, привезенные с родины. Когда она вынесла постиранную шерсть на улицу, расстелила и начала взбивать палкой, ее соседи вызвали медицинскую бригаду, заявив, что их соседка сошла с ума: «Она сидит и бьет палкой шерсть!». Иди и объясни людям другой культуры, что человек нужным делом занимается и собирается сшить настоящее одеяло…
Вот такая вот традиция, для кого-то странная, а на деле — вполне себе оправданная. Хотя и она, наверное, скоро уйдет в небытие, так как есть уже синтепоновые одеяла, автоматические стиральные машины и прочие облегчающие жизнь женщины предметы и вещи. А может и не уйдет, поживем-увидим…
Ирина АБРОЯН