Не стало искусствоведа Валерия Васильевича Рязанова. Замечательного человека, большого и преданного друга ростовской армянской общины, человека, знающего, понимающего, любящего, наконец, армянское изобразительное искусство как мало кто из российских искусствоведов знал, понимал, любил.
Утром 4 февраля позвонил в офис общины сын Валерия Васильевича Василий, сообщил о случившемся…
Что скрывать, горько было услышать эту новость. Но… и ожидаемо. Валерий Васильевич давно и тяжело болел. Однако держался. Издавал книги, организовывал выставки, писал статьи, в которых своим умным, деликатным, но и твердым в оценках словом искусствоведа анализировал творчество донских художников, поддерживал, ободрял их в наше непростое время.
Валерий Васильевич, кто знает, может, продержался бы и еще в свои 82 года, если бы не уход из жизни 20 января его жены Татьяны Рязановой. Доцент ЮФУ, один из самых любимых студентами педагогов этого вуза, художник-график, она несколько лет назад уволилась с работы, чтобы быть рядом с больным мужем, чтобы поддерживать его во всех его проектах. Татьяна Валерьевна стала по сути его личным секретарем. Это была на редкость гармоничная, любящая друг друга пара. Их творческая наполненность, безусловная дружественность притягивали к ним не только ростовских художников, но и поэтов, писателей, журналистов…
Но вот не стало Татьяны Валерьевны, а вслед за нею, не пережив смерти верной подруги жизни, ушел и Валерий Васильевич.
Невосполнимая потеря… Рязанова часто и более чем заслуженно называли в журналистских статьях «ведущим искусствоведом юга России». Среди многих наград и званий, которыми он был удостоен, более всего его личности, ее масштабу и значению подходит медаль Академии художеств России «Достоинство». Валерий Васильевич действительно был во многом достойная огромного уважения личность. Выпускник Ленинградского института живописи, архитектуры и зодчества имени И. Репина, он был не просто профессионалом высокого уровня. Из имен художников, которых он поддержал своим словом, окрылил, побудил не бросать заниматься творчеством в наши непростые времена, можно, наверное, составить целое отделение Союза художников. Из картин, которых он атрибуцировал, выявляя авторство написавших их, можно было бы собрать приличных размеров выставку.
Отдельной яркой страницей в его биографии искусствоведа стоит история спасения от уничтожения картины известного донского художника прошлого века, первого председателя Ростовского отделения Союза Художников России Акима Карповича Ованесова «Из века в век». На ней художник изобразил свой ужас и свое негодование по поводу Геноцида армян 1915 года в Османской Турции. Написанная по горячим следам только что произошедшей трагедии, она впервые была представлена публике в 1916 году на ежегодной выставке Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств. В 1971 году родственники художника передали ее на хранение Ростовскому музею краеведения. К сожалению, спустя четверть века эта картина оказалась в столь плачевном состоянии, что ее хотели было списать, пустить, что называется, «в утиль». И списали бы, если бы, на счастье, среди тех, кто подписывал акт, не оказался Валерий Васильевич. Картина была спасена! Благодаря председателю правления РРОО «Ново-Нахичеванская армянская община» Арутюну Сурмаляну отправлена на реставрацию в Национальную картинную галерею Армении, а в 2015-м году торжественно возращена ростовчанам. За этот подвиг искусствоведа, а позже за монографию, составленную Валерием Рязановым и посвященную творчеству донских армянских художников «От первого приюта до наших дней», он был удостоен высшей медали в области изобразительного искусства Республики Армения «Арчил Горки».
Отзываясь на этот труд Валерия Рязанова, выдержавший уже два издания, ереванский искусствовед Наталья Гомцян написала в статье, опубликованной в газете «Голос Ар-мении»: «Сегодня творчество многих донских художников прошлого и настоящего мы воспринимаем и осмысливаем во многом через призму рязановских изысканий и концепций… Не знаю, как для других читателей, но для меня книга стала откровением, открыла незнакомый материк, имена армянских мастеров, доселе неизвестных».
Впрочем, открывая «материки» новых имен, Рязанов и сам был материк. Крупная красивая личность!
Можно много еще говорить о Валерии Рязанове, о том, каким он был эрудированным, тонко и точно мыслящим, о его правдивости и честности в мыслях и в их выражении в статьях и беседах. Это был во всех своих проявлениях красивый, масштабный, истинно русский интеллигент. И именно это его качество позволило ему понять и полюбить искусство армянского народа, восхищаться встречам с великим Сарьяном, другими выдающимися мастерами изобразительного искусства Армении.
Валерий Васильевич, дорогой, спасибо Вам за правдивость, за благородное рыцарское отношение к искусству, людям искусства, людям вообще! За все! Мы Вас не забудем!..
Нонна МИРЗАБЕКОВА