«Наступил по всем поверьям год любви. Век любви…». Эти слова из песни к кинофильму «Невеста с Севера» как нельзя лучше подходят к нынешнему году, посвященному вековому юбилею гениального композитора и виртуозного пианиста Арно Арутюновича Бабаджаняна. Концерты в его честь прокатились по нашей стране мощной музыкальной волной от Калининграда до Камчатки. Дошла она и до Ростова-на-Дону.
В Областном доме народного творчества с большим успехом прошел концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Арно Бабаджаняна. Он был организован силами воспитанников Духовно-просветительского центра при ААЦ «Сурб Арутюн» (настоятель — Тер Тиран Авагян) и поддержан всемерно РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» (председатель правления Арутюн Арменакович Сурмалян). Также в нем приняли участие преподаватели Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова, солисты Ростовского государственного музыкального театра, филармонии, студенты колледжа искусств.
Ростовчане готовили этот концерт, наполненные чувством огромного уважения и признательности к творческому наследию Арно Арутюновича, его яркой личности. Инициатором проведения вечера, а потом и режиссером выступила Ануш Григорян. Выпускница Ереванской государственной консерватории по классу вокала, она именно здесь, в Ростове, обнаружила в себе дар режиссера музыкальных вечеров. Классическое образование, присущая ей интеллигентность, чувство стиля и меры — все это позволяет каждый из организованных Ануш Гургеновной концертов поднимать на такую эмоциональную высоту, что они потом надолго запоминаются не только благодарной публикой, но и исполнителями.
Вечер открыла лауреат Международных конкурсов, доцент РГК им. Рахманинова, пианистка Софья Бугаян, исполнившая нежнейший «Экспромт» «Прелюдия» Арно Бабаджаняна.
Объявляя следующий номер, ведущий концерта Илья Слепаков обратил внимание на такую деталь: каждая мелодия, каждая песня Бабаджаняна — это, по сути, всегда и без исключения своеобразный гимн любви. Этим великим чувством к женщине, матери, ребенку, Родине пронизано все жизнеутверждающее и жизнелюбивое творчество Арно Бабаджаняна!
Эти слова ведущего красноречиво и, как всегда, талантливо подтвердили своим исполнением солисты Ростовского государственного музыкального театра Марианна и Эдуард Закарян, представив публике «Песню первой любви» из одноименного кинофильма. Продолжили череду песенных любовных признаний студенты Ростовского колледжа искусств: Арман Агаджанян с песней «Еревани сирун ахчик», Вера Лондарь — «Пушинка белая», Александр Коваленко — «Твои следы», Эдуард Абраамян, исполнивший одну из самых модных песен молодежи 1970-х
«Королева красоты». Что же касается песни «Чертово колесо», прозвучавшей в исполнении лауреата международных конкурсов Игоря Цховребова, то ее в 1974 году на проводимом в Токио Всемирном музыкальном фестивале признали «Песней года», а самого Бабаджаняна лучшим композитором мира.
Арно Бабаджаняна западная пресса называла «советским Мишелем Леграном», «Человеком-мелодией». Его песни были просты, естественны, помогали жить, радоваться жизни. Они были близки и понятны людям не только нашей страны, но и всего мира. Их включали в свой репертуар Мирей Матью, Ив Монтан, Фрэнк Синатра… Но не стоит забывать, что он, будучи виртуозным пианистом, оставил нам в наследство огромный пласт академической музыки, оценивая который, музыковеды называли Бабаджаняна «Рахманиновым второй половины 20-го века». Эмиль Гилельс однажды даже заметил: «Наше счастье, что Арно не концертирует как пианист. Иначе пришлось бы потесниться». В память об этой стороне творческой жизни Арно Бабаджаняна Айк Геворкян исполнил фортепианную импровизацию по мотивам мелодий Арно Бабаджаняна. Вслед за ним известный контрабасист Адам Терацуян вместе со своим небольшим джазовым коллективом представил попурри на музыку Бабаджаняна.
Хотя родители Арно Бабаджаняна были педагогами — отец учителем математики, а мама русского языка и литературы, оба были музыкально одаренными людьми. В доме звучали народные песни, исполнялись произведения классиков армянской музыки — Комитаса, Екмаляна… Все это было впитано Арно Бабаджаняном с младенческих лет. Сам он говорил: «Армения вошла в меня так глубоко, что я не представляю себе, чтобы мог написать что-нибудь далекое от армянского мелоса. … За какой звук не возьмусь — встает Армения».
На концерте в исполнении Ануш Григорян прозвучало старинное армянское песнопение «hoржам» в обработке А. Бабаджаняна. Концертмейстер — профессор Ростовской государственной консерватории имени Рахманинова Галина Мурадян. Следом артисты ансамбля «Звартноц», действующего при Армянской Апостольской церкви «Сурб Арутюн», исполнили «Вагаршапатский танец», музыку к которому написал Бабаджанян (художественный руководитель — Анаит Чухаджян), а вокальный ансамбль «Нахичеван», действующий при церкви «Сурб Арутюн», поднял настроение зала вдохновенным исполнением «Азг им парапандз», другими песнями на армянском языке.
Завершили вечер солисты Ростовской государственной филармонии Ксения Филимонова и Илья Болдарев, исполнив одну из самых трогательных песен Бабаджаняна «Не спеши», в которой слышится и мелодия расставания, но и возможной встречи. (Концертмейстер — Галина Мурадян).
Таким получился концерт, посвященный памяти «великого Арно», человека, на доброй, яркой, мелодичной музыке которого выросло и формировалось несколько поколений советских людей второй половины прошлого века. Впрочем, перешагнула музыка Бабаджаняна и век 21-й. Она с нами навсегда. Сказано же было в песне-завещании, написанной поэтом Робертом Рождественским и посвященной его другу Арно Бабаджаняну:
«И пока на земле будут песни звучать,
В каждой песне я вновь оживу!».
Что ж, будем любить, будем слушать гениальные мелодии Арно Бабаджаняна. Будем жить!
Нонна МИРЗАБЕКОВА