Одна из подлостей и провокаций, использованных Азербайджаном в Карабахской войне-2020, это привлечение нацменьшинств к антиармянской риторике. В Баку то и дело снимали на камеру этнических русских, которые высказывались в поддержку Азербайджана и призывали к этому же соотечественников из России. После войны травля «устами русских» продолжилась. Только дислокация изменилась.
РУССКИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Первые русские начали прибывать на территорию, называемую нынче Азербайджанской Республикой, в начале XIX века после подписания с Персией Туркманчайского договора. До подписания Гюлистанского и Туркманчайского договоров Закавказьем владели персы, а Дербент, считавшийся раньше «дверью Ирана» (Darband на фарси и есть «врата», «двери»), больше не служил границей России и Ирана. Тогда и стали появляться русские колонии на Абшеронском полуострове и Ширване. Это были Пришиб, Ивановка, Николаевка, Вель, Привольное, Артем и т.д. Примечательно, что в те годы русские почти не сталкивались с закавказскими татарами (совр. азербайджанцы), т.к. оные вели кочевой и полукочевой образ жизни вдоль Кура-Араксинской низменности. В Баку проживали оседлые зактатары, но не в большом количестве. Это были, как правило, богатые беи с семьями. Русские если и контактировали с туземцами, то это были, как правило, ираноязычные таты, жившие по всему побережью Абшерона. От татов осталась даже топонимика на полуострове, но сам народ в последующем растворился частично в азербайджанцах, частично в других мусульманских народах. Даже в начале ХХ в., когда Баку посетил Сергей Есенин, этноним «азербайджанец» не был известен поэту.
Отсюда и стихотворный цикл свой литератор назвал «Персидскими мотивами».
После нефтяного бума на Абшеронский полуостров из России стало прибывать все больше русских. Это были инженеры, рабочие, предприниматели. И не только русские, но и другие народы Российской империи. В Баку образовался интернационализм. Чем нынче и хвастают в Азербайджане, причисляя себе заслугу в мультикультурализме, упуская из внимания факт того, что большая часть народов сегодняшнего Азербайджана образовалась задолго до того, как азербайджанцы стали азербайджанцами и утвердились в качестве стержневой нации в своем регионе. К примеру, еще в начале ХХ в., исходя из переписи 30-х гг., русских было свыше полумиллиона. Нынче и 80 тыс. не наберется. Из них в Баку 10 тыс. Основной исход русских пришелся на конец 80-х гг., когда в республике начались антиармянские погромы. Многие русские в то время также стали покидать Азербайджан. В частности, Баку. Далее тысячи русских покинули Азербайджан уже в 90-х и «нулевых». Этнические русские, проживающие нынче в Азербайджане, это, как правило, люди, которым некуда ехать, пенсионеры, не желающие покидать обжитые места и живущие на деньги детей, перебравшихся в Россию. В стране также имеются общины молокан. Эту этно-религиозную группу русских еще в царские годы массово переселяли в Закавказье. Так и живут с тех пор в своих селениях в Азербайджане, Армении и Грузии. Только в отличие от двух последних стран, где молокане продолжают ревностно оставаться этно-религиозной общиной, в Азербайджане им пришлось стать азербайджанским антиармянским рупором, вовлеченным в политику. Даже несмотря на то, что молоканам традиционно возбраняется какое-либо участие в политике и, тем более, в войнах. Также в качестве информационного оружия Баку привлек и Русскую Православную церковь. Здесь прошли молебны поминовения… шахидов.
Тем не менее, отпевание шахидов в церкви может показаться легкой шалостью клирикалов, если сравнить это с более чем абсурдным явлением — жертвенностью крови священника в память имама Хуссейна. Напомню вкратце предысторию: в исламе есть день в году, называемый Ашурой. В отличие от суннитов, шииты по-своему отмечают этот день самоистязанием. Учитывая, что Азербайджан страна шиитская, то и день Ашуры отмечается согласно шиитской идеологии. Ведь эта дата для шиитов еще и является днем поминовения имама Хуссейна. Он умер мучительной смертью от множества ран. В день Ашуры шииты проводят шествия, на которых мужчины занимаются самобичеванием — этот обычай символизирует страдания Хусейна перед смертью. Истязают себя плетью, цепями, лезвиями… Всем чем придется. Главное — пролить собственную кровь… В этом решил поддержать шиитов и архиепископ РПЦ Бакинский и Азербайджанский Александр. Правда, истязать себя не стал. Сделал это в клинике, стерильно, с помощью шприца. Думаю, в истории РПЦ это уникальный случай, когда представитель церкви, причем не рядовой представитель, а целый глава, проливает свою кровь в память имама Хуссейна. Вопрос в другом: осознанно ли батюшка делает это или лебезит перед «султаном Ильхамом», зарабатывая дивиденды? Впрочем, куда лучше пролить собственную кровь в клинике под наблюдением врачей, чем кровь чужую и насильственно. Ведь в рядах священнослужителей бакинской РПЦ служит батюшка, проливший кровь чужую. Причем братьев во Христе. Речь об отце Виталии — священнике и портном бакинского епископа. Виталий азербайджано-курдского происхождения, уроженец Сумгаита. В 1988 году был одним из участников антиармянских погромов. Сам не громил, но известен был тем, что раздавал громилам адреса армян. С годами решил «прийти к Богу», приняв христианство «алиевского толка» (иначе не назовешь), а позже и сан священника.
ПОДКУПЫ И ПОДЛОГИ
Теперь, когда силами азербайджано-турецкой коалиции война против маленького Арцаха остановлена в пользу оных, бой на информационном поле продолжается. Разница лишь в том, что Азербайджан вышел за пределы своей страны и путем подкупа ведет антиармянскую пропаганду на территории Российской Федерации. Именно по этой причине во многих федеральных изданиях мы часто стали сталкиваться с материалами журналистов, направленными против армянского культурного наследия и истории региона в целом. Основная идея, задуманная Баку, — авторство не под азербайджанскими фамилиями. А подзаработать в условиях коронавирусного кризиса большинство редакций не против. Для начала запускается «утка». В данном конкретном случае — актеры Русского драматического театра Баку, где артисты якобы возмущены «армянским вандализмом» в отношении русской православной церкви в Шуши, которую разрушили… армяне. Затем за дело берется главный азербайджанский правительственный пропагандист Фуад Ахундов, распространяющий эту ахинею с приплатой по российским СМИ. Ряд изданий написали об этом, осудили армян, в т.ч. давнишний проазербайджанский депутат Госдумы Алексей Журавлев. Кстати, я часто задумывался о том, когда же он работает, если ежедневно его можно видеть на записи прямого эфира программы «Время покажет» на Первом канале. Так, в одном из московских изданий, со ссылкой на азербайджанский источник, вышли сразу несколько антиармянски направленных статей. Самые громкие из них были под заголовками «В Карабахе поставили памятник нацистскому преступнику» и «В Карабахе армяне уничтожили русскую церковь». Ни больше ни меньше! Конечно, два ракетных удара по церкви в Шуши и осквернение христианских армянских святынь Арцаха идет вразрез с тем, как представляет себя миру «мультикультурный» Азербайджан, называя уничтожение христианских святынь «мочиловом в сортире». Чтобы хоть как-то отвлечь внимание общественности от деяний собственных вандалов, Баку придумал миф о разрушенной армянами русской церкви в Карабахе, ставя на один уровень армянский народ со своими кровными братьями-турками, на чьей территории камня на камне не осталось от армянских, грузинских и русских церквей по всей Восточной Анатолии. В Баку даже и задуматься не желают, зачем армянам уничтожать русскую сестринскую церковь. Однако против истории не попрешь, если внимательно разобраться: русская церковь в Шуши действительно была. Только разрушили ее еще в 1960-х гг., когда край входил в Азербайджанскую ССР. Это была церковь Великомученика Победоносца Георгия. В 60-х гг. прошлого столетия, когда руководство АзССР приняло решение о сносе русской и одной армянской церкви в Шуши, храмы были разобраны, а на фундаменте русской церкви построено здание Дома культуры. Почти та же судьба постигла и армянскую церковь Иоанна Крестителя в Шуши, которая располагалась в верхней части города. В народе называли ее Кананч Жам (Зеленая церковь). Имеются и документы из Российского государственного военно-исторического архива — фонд 349, опись 44, дело 653…
В Евангелии от Матфея сказано: «Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит». История РПЦ имеет глубокие корни. История ААЦ имеет еще более глубокие корни. Но история не припомнит ни одного случая конфликта между Армянской и Русской православными церквями. И, надеюсь, такого не будет. Как бы ни старался столкнуть лбами армянский и русский народы Азербайджан с помощью своих проплаченных сателлитов за пределами этой страны. Хотя бы потому, что армяно-русские взаимоотношения ковались веками и упрочились задолго до того, как на карте мира появилось государство Азербайджан, а в энциклопедиях статья об «азербайджанцах».
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»