nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Для одних Египет — это Хургада, Шарм аль-Шейх с их теплым Красным морем, для других Египет — это пирамиды, фараоны, легендарный Нил. Конечно, о вкусах не поспоришь. Но лично для меня Египет это не только пирамиды и теплые моря, но и легендарная армянская община, проживающая уж несколько столетий в этой стране. К ним я и отправился… к легендарным.

АЛЕКСАНДРИЯ — ГОРОД АРМЯНСКИХ УЧЕНЫХ

Свой египетский маршрут по армянским следам я начал с Александрии не случайно. Именно отсюда, из Александрии, исходят корни армянской диаспоры Египта, о которой упоминал уже в I веке нашей эры римский историк Саллюстий. Это теперь Александрия — второй после Каира по численности населения и экономическому значению город Египта. А в старину она была первой.

И, возможно, даже во всей Африке. За исключением Карфагена. Город прославился уже вскоре после своего основания. Цари из династии Птолемеев в III веке до н.э. построили здесь уникальную библиотеку и приглашали в город всех наиболее значимых ученых и литераторов своего времени. К примеру, в IV в. в Александрии учились Месроп Маштоц, Саак Партев, Егише. Позже Мовсес Хоренаци и Давид Анахт. Последние двое учились в знаменитой богословской школе у Кирилла Александрийского. К сожалению, от строений той античной библиотеки ничего не осталось. Гибель корпусов происходила не сразу: главная библиотека погибла в 273 году, когда император Аврелиан разрушил и сжег Брухейон при взятии Александрии, подавляя мятеж царицы Зенобии; часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена, вероятно, позднее. Время окончательной гибели библиотеки точно не установлено, однако, известно, что в 391 году в Александрии произошли волнения и конфликт между язычниками и христианами, который длился до 410 г.

Примерно в этот период и были разрушены последние останки корпусов. Далее, приблизительно до VIII века, небольшая часть сохранившегося фонда располагалась в отдельных учебных заведениях. Из этого следует, что только Маштоцу и Партеву посчастливилось совершенствовать свои знания в настоящих корпусах библиотеки. А вот годы работы и учебы остальных их армянских соотечественников, — Егише, Хоренаци и Давида Анахта — прошли уже вне стен античного книгохранилища…

Прогуливаясь по набережной проспекта аль-Гейш, я добрался до студенческого городка, где и расположена нынче Александрийская библиотека на месте прежней. Идея возрождения мегачитальни была выдвигнута в 1974 году. На эти цели Египет выделил четыре гектара земли для строительства и учредил Национальную Высшую комиссию для Александрийской библиотеки. Курировал процесс глава государства Хосни Мубарак. В 2002 году строительство было завершено. С тех пор «Библиотека Александрина» функционирует как современная библиотека и культурный центр, в память о первоначальной Александрийской библиотеке. Стены облицованы асуанским гранитом, с высеченными на нем графемами из 120 различных человеческих письменных систем, в т.ч. армянской. Вокруг здания толпы студентов, спешащих «погрызть гранит наук». Молодежь в Александрии коммуникабельная. Даже чересчур.

К примеру, когда я шел по тротуару, мимо меня проехал автомобиль, затем, резко затормозив, автомобиль сдал назад. Из открытого окна высунулся молодой человек, улыбаясь, обратился ко мне:

— Йа баша (уважительное обращение к мужчине в Египте, от османского «паша»; прим.авт), у нас с вами одинаковая футболка.

Я сравнил свою футболку с той, что на парне. Они действительно были один в один. Честно говоря, я не знал, как я должен был на это отреагировать. Мало ли, кто во что одет.
— Бывает, — все, что мне пришло в голову для ответа.

Смуглый египтянин снова обнажил свои белоснежные зубы, надавил на газ и был таков. А я до сих пор думаю, каковы должны были быть мои действия в таких случаях, что я должен был сделать. Странные эти «фараоновы дети».
КАРАБАХСКИЙ ГЛАВА ЕГИПТА
В истории этой страны не раз бывали случаи, когда Египтом руководили представители армянской национальности. Причем начиная со средних веков и до конца XIX века. О некоторых из них я расскажу в последующих главах. А пока остановимся на Нубаре-паше (Нубар Нубарян), который стал первым премьер-министром Египта и оставался на этой должности 17 лет (1878-1895 гг). В официальной биографии сказано, что Нубар Нубарян родился в 1825 году в семье армян из Смирны (ныне Измир, Турция; прим.авт.), что является действительностью. Однако корни отца Нубара Мкртича исходят из Карабаха. Прадед Мкртича был армянский полководец Давид Бек, разбивший османскую армию в Закавказье и получивший позже признание иранского шаха Тахмаспа II и владычество над Сюником.

Нубар рос смышленым и любознательным мальчиком. Вопреки своему далекому предку, был далек от военного дела, но имел тягу к языкознанию и гуманитарным дисциплинам. Вскоре родители отправили ребенка учиться сначала в Швейцарию, затем во Францию. А в 17 лет Нубар вернулся в Смирну блестяще образованным юношей. Его возвращение из Европы удачно совпало с визитом в Константинополь министра иностранных дел Египта Богос-бея Юсуфяна, который являлся и родным дядей Нубара — братом мамы мальчика. Во время визита Богос-бей решил навестить родных в Смирне. Увидев образованного племянника, египетский чиновник уговорил сестру и зятя отпустить Нубара вместе с ним в Египет, устроить на работу в МИДе. Вскоре юноша стал секретарем дяди, а уже через три года и вовсе был назначен личным сек-ретарем вице-короля Египта Аббаса I

Хильми. Карьера молодого человека росла из года в год. Дошло до того, что Нубару давали дипломатические поручения: например, в Вене ему удалось заключить сделку на строительство железнодорожного полотна Каир-Суэц.

А в 1866 г. уже новый правитель Египта Исмаил-паша направил Нубар-бея в Константинополь, чтобы убедить султана Абдул-Азиза в необходимости выделить на строительство Суэцкого канала баснословную сумму. «Постройка канала между Средиземным и Красным морями была бы самым важным событием века!» — гласил султанский фирман.

Удовлетворенный результатами визита Нубар-бея к султану, Исмаил-паша поручил ему взять в свои руки завершение работ по Суэцкому каналу (христианам-неиностранцам подобное доверяли редко). Нубар-бей съездил в Париж, чтобы уладить спорные вопросы между Египтом и французской Компанией Суэцкого канала. Решение вопроса было вынесено на арбитраж императора Наполеона III. Египту это обошлось в 4 миллиона фунтов стерлингов. По возвращении из Парижа Нубар-бей занял кресло министра общественных работ и был удостоен титула паши. А вскоре он стал премьер-министром. Замечу, что, несмотря на высокую должность, Нубар-паша возглавлял также армянскую диаспору на Ближнем Востоке. Кстати, и сына своего, Погоса, Нубар-паша воспитал в любви к армянскому и египетскому народам. Что тоже сказалось на карьере Нубара-младшего: много лет он был директором железных дорог Египта, основал омнибусную компанию в Александрии. Эти машины и сегодня популярны в этом городе. А в 1906 году, вместе с Ервандом Агатоном и Якубом Артином, открыл Всеармянский благотворительный союз (AGBU), действующий и сегодня более чем в 30 странах мира.

И в Александрии, и в Каире имеются улицы имени Нубара-паши. Египтяне с теплотой относятся к своему первому премьер-министру, так как с его именем связаны многие преобразования в этой стране. И не случайно у входа в Александрийский оперный театр чинно восседает в кресле каменное изваяние Нубара-паши, подарившего городу этот театр. Политик был весьма одаренным человеком. Поэтому автор памятника изобразил Нубара-пашу и как справедливого юриста, при котором были заложены основы первой египетской конституции. Под правой рукой своего изваяния скульптор изобразил первую египетскую конституцию, а в левой руке Нубара-паши щит с надписью «Справедливость — основа всего правительства».
АРАКЕЛ НУБАР — СПАСИТЕЛЬ ЧЕРНОКОЖИХ КРЕСТЬЯН
Кстати, мне довелось побывать и у могилы Нубара-паши. Почему-то ряд источников сообщает, что он похоронен в районе Гелиополиса. Что неверно. Нубар-паша хоть и скончался в Париже, но захоронен в саду Армянской Апостольской церкви Александрии. Здесь я встретился и с настоятелем храма отцом Григором.

— Мы очень гордимся нашей церковью, так как она не только одна из старейших в Александрии, но и руку сюда приложили величайшие сыны Армении и Египта, — говорит священник. — В Египте 10 тысяч армян. Из них три тысячи проживают в Александрии. Среди них есть наши, православные армяне, есть армяне-католики, есть и атеисты, но подобные разделения их не сдерживают. Все они с удовольствием приходят сюда, так как именно с этим местом связаны имена великих армян Египта, некоторые из которых тут и похоронены.

Отец Григор прав. Здесь же, в саду храмового комплекса, похоронены воистину достойные сыны как армянского, так и египетского народов. Например, тот самый дядя Нубара-паши, о котором я выше упоминал — Богос Юсуф-бей. При жизни он был не только министром иностранных дел страны, но и достаточно богатым человеком, умершим в нищете. Ибо за несколько месяцев до смерти все свое состояние завещал на нужды будущего армянской общины Египта. Так и сказал, умирая: «Я пришел в этот мир голым. Голым и уйду». Кстати, с именем Богос Юсуф-бея в арабской филологии связан один из известных цитрусовых плодов — мандарин. На арабском языке «мандарин» — «аль-юсфи». И так его назвали не случайно: до того как Богос Юсуф-бей стал чиновником, он занимался международной торговлей. Однажды Богос Юсуф привез с острова Мальта в Египет саженцы мандаринов и посадил их в саду египетского вали (губернатор; прим. авт.) Мухаммеда Али. Последнему понравились душистые деревца и сочные плоды, доселе не известные египтянам. Мухаммед Али назвал их аль-юсфи (юсуфики) в честь первооткрывателя плодов Богоса Юсуф-бея.

Чуть левее от могилы Богос Юсуф- бея есть еще одно любопытное надгробие, под которым покоится губернатор Хартума (совр. столица Судана; прим. авт) Аракел-бей Нубар. Его могилу украшают сфинксы, стерегущие покой почившего. А над надгробием скульптура склонившего голову фелляха (арабский крестьянин; прим.авт). Он здесь неспроста. Дело в том, что Аракел Нубар был добрым правителем этой африканской страны и обеспечил равноправие между разными социальными слоями населения. Именно при правлении Аракела Нубара в Хартуме и далее по всему Судану было отменено крепостное право в 1854 году. Заметьте, в африканском Судане это произошло на семь лет раньше, чем в России. Вот вам и Африка! Кстати, когда Аракел губернаторствовал в Хартуме, ему не было и 30-ти. Да и умер он рано, в 32 года. В память о себе он оставил не только любовь к нему простых крестьян, но и школу для армянских детишек Александрии, которая выпустила тысячи детей, в т.ч. ставших мировыми знаменитостями. Например, Александр Рубен Куюмджян (сценический псевдоним Алек Р. Костандинос), написавший для Демиса Руссоса шлягер Souvenirs…

К вечеру отец Григор вызвался меня лично проводить до моего отеля. Мы сели в его авто и поехали то вдоль, то поперек узких александрийских улочек района аль-Лабаан. Ехали не более 40 км в час. По пути встречались какие-то рабочие-арабы, с поднятой рукой приветствующие отца Григора.

— Вас в этом районе все знают? — с удивлением спросил я у священника.

— Так весь этот район принадлежит нам, армянам, — как ни в чем не бывало ответил отец Григор. — Все эти люди арендуют здесь помещения под мастерские, торговые лавки, автомойки и платят нам. Ведь эти помещения на нашей земле, оставленной нам богатыми армянами XIX-XX вв. Деньги поступают в Фонд. А уже оттуда на нужды египетских армян. По этой причине армянином в Египте быть удобно. Армянские дети учатся бесплатно в школе. После окончания школы могут поступить в любой вуз мира и продолжить обучение. Опять же Фонд оплачивает. Также и медицинские услуги оплачиваются Фондом.

— Так вы здесь шикуете? — удивленная гримаса все никак не сходила с моего лица.
Отец Григор улыбнулся.

— Можно сказать и так! Все эти блага от наших ушедших соотечественников. В основном, от Нубара, Аракела, Богоса, Тиграна… Большую часть своего наследства они завещали армянам Египта. Чтобы наша нация в этой стране имела будущее и ни в чем не нуждалась. Вот мы и пожинаем плоды, но и сами не являемся только потребителями. Стараемся тоже приумножать на будущее наших детей, внуков. Ведь и им дальше жить в этой стране.

Много любопытного поведал мне отец Григор. Вся эта история напомнила мою поездку в Индию, в которой у армян не меньше благ от почивших армянских богачей прошлых веков и тоже имеется Фонд. Разница только в том, что в Египте все по-честному, а индийских грабят… Об этом можно прочитать в моей заметке «По индийским следам Микаэла Налбандяна».

— Здесь имеются и смешанные семьи, — продолжил отец Григор. — Например, армяно-коптские.

Но и в этих семьях дети записаны исключительно «армянами». Даже если отец копт. Потому что, как вы понимаете, коптам в Египте сложно живется, а армяне могут пользоваться Фондом. Вот они и становятся «чистокровными» армянами, учатся в армянской школе, говорят по-армянски, носят армянские фамилии…. Да что там смешанные семьи! Коптская церковь находится на земле, принадлежащей нам…

В номере моего отеля я оказался уже достаточно поздно вечером. Я распахнул окно с видом на Средиземное море, заварил кофе и, смакуя напиток, устремился мыслями куда-то вдаль.

Смотрел и думал: «А ведь египетские армяне — достойный пример для подражания всем нам. Они живут сегодня, но думают и о завтрашнем дне. И это самое «завтра» касается не только их семьи, но и всех соотечественников в Стране Пирамид. Они живут одной большой семьей.

Армянской семьей. И при всем этом активно принимают участие в строительстве Египетской Арабской Республики. Их имена связаны и с Суэцским каналом, и со строительством Асуанской плотины, городов, и с орошениями сложных участков Сахары… Армяне Египта воистину заслуживают уважения не только среди своих соотечественников, но и среди всех египтян».
Время неумолимо. К сожалению, у меня не нашлось времени, чтобы посетить Армянское кладбище и Армянскую католическую церковь. Оставлю эти визиты на будущее. А пока в Каир!
Вадим АРУТЮНОВ

(Продолжение в следующем номере)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *