Все человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость.
Семья является одним из самых замечательных установлений Божиих. Это единение нескольких душ, родственно связанных друг с другом, и по плоти и по духу не могло быть создано людьми и, конечно, людьми не может быть прекращено, уничтожено. В глубокой древности так же, как и в наши дни, семья стоит как бы нерушимо в океане бушующих кругом нее извращенностей жизни.
Семья была установлена Богом в раю и супружеская жизнь Адама и Евы получила Божие благословение еще до их грехопадения, как написано: «и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог: плодитесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте».
Семья, которую Бог поставил, как твердыню земного человеческого благополучия и порядка, утратила эти драгоценные дары и всю свою небесную чистоту. Но и в нынешнем трагическом состоянии семья пребывает тою же твердыней общечеловеческой жизни. Были, есть и будут попытки отнять у семьи всю значительность ее роли. В ходе человеческой истории, от истоков времени до наших дней, люди старались заменить семью каким-то фиктивным единением людей. Все эти попытки, однако, терпели и терпят полную неудачу. В преобразовании общества, исправлении общественных нравов, установлении твердых баз, на которых бы мог быть основан государственный порядок, люди производили различные, иногда очень тяжкие, болезненные опыты. Опыты оказывались совершенно неудачными и люди приходили, в конце концов, к неизменному заключению, что семья является одной из самых органических форм человеческого общежития, что такой она была всегда и всегда будет. В наши дни подобные опыты производятся с особой настойчивостью, но, конечно, приведут к тем же неизбежным выводам. Не эти опыты, а Опыт всей жизни человеческой подтверждает, что если в семье, крошечной общественной ячейке, искажена основная сущность ее мыслимой идеальной формы, то сколько бы ни творили мы потом искусственных форм, они не спасут семьи, не оздоровят жизни современного общества. Без идеально устроенной семьи не мыслимо строение твердого общественного и государственного порядка. Империи погибают почти всегда в силу многих общественно-политических неурядиц, пороков государства. И особенно ярко проступают наружу эти пороки, когда подорвана и уже разлагается семья.
Не следует никогда забывать, что единственным источником семейного счастья и супружеской любви является Любовь Божия. Если муж и жена любят Господа от всего сердца и если их жизнь всецело предана Богу, человеческая любовь таких супругов будет только укрепляться и освящаться. Решившие жить жизнью христианской, жизнью посвященной и полностью принадлежащей Богу, всегда могут рассчитывать на все благословения семейной Жизни. К такому посвящению себя Богу необходимо время от времени возвращаться, мыслями и чувствами души своей проверять себя и постоянно поддерживать радостное сознание неизменяемой близости Божией, Его верной защиты и попечения.
Трудно найти более нерушимую связь, чем связь христианской семьи с Церковью и Церкви с христианской семьей. Христианство начинается в семье. Христианство первых веков было христианством «домашним», когда каждая христианская семья являла собою «домашнюю Церковь». Домашней Церковью называлась та христианская семья, где Имя Божие призывалось и святилось, где Слово Божие читали на дому, воплощали в жизни, где соблюдался день Господний, первый день недели, и все члены семьи «ходили в истине», «пребывали в страхе Господнем».
Святость брака — это не личное дело двух людей, как может показаться некоторым. С христианской точки зрения, когда два человека, мужчина и женщина, решают создать семью, когда они соединяются не просто, как люди, которые симпатизируют друг другу, как мужчина и женщина, но соединяются именно как христиане, то они должны вспомнить слово, которое сказал Господь Иисус Христос: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я пребуду среди них». В христианском браке всегда присутствует Иисус Христос, и поэтому уже не двое, а трое присутствуют вместе, и не властны муж и жена, считать это только своим личным делом.
В христианской семье Христос является истинным, незримым главой дома. Там, где Христос главенствует, семья будет счастливейшей семьей в мире.
Но даже и с точки зрения общественного сознания, семейная жизнь не является только частным делом только двух людей. Каждая семья — это клеточка всего нашего огромного общественного организма. Разрушится она или сохранится, будут ли в ней созидаться любовь, мир, будет ли эта клеточка, порождающее новое поколение, которое станет носителем идеалов добра и справедливости, или окажется местом, где преобладают вражда, ссоры, эгоизм, разрушение, извращение, а не созидание. Мы за все это несем ответственность не только друг перед другом, но и перед Богом и перед обществом.
Жены всегда должны помнить слова апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужам» (Еф. 5:22), «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор 11:8-9). Речь, конечно, не идет о каком-то унизительном страхе наказания, а о том, чтобы первенство мужчины в христианском браке сохранялось и уважалось женщиной. Тогда муж будет ответственен и за свои слова, и за свои решения, потому что в этом случае он знает, что они будут воплощены в жизнь его семьей, его женой в первую очередь.
Мужи должны осознавать всю ответственность, которую они несут за свои слова и поступки, за свою семью и близких людей, за свой народ и страну. Когда Иисус Христос говорил о необходимости прощения, то он имел в виду прощать личные обиды, а если стоит угроза безопасности народу, стране, обществу или семье, то в этом случае мужчины должны сделать все возможное, чтобы обезопасить и сохранить семью и народ от угроз.
В основе брака должно лежать желание сделать своего партнера счастливым. И решимость эта должна простираться в вечность. Во время венчания люди дают обещания перед лицом Бога, оставаться вместе всегда, навечно.
Также, не следует забывать, что у каждого народа есть свои национальные особенности и менталитет: традиции, язык, культура, история, вера, которые не должны утрачиваться не при каких обстоятельствах. К примеру, армяне, проживающие за пределами Армении и разбросанные по всему миру должны бережно хранить свое многовековое культурное наследие, которым восхищаются многие народы.
В деле сохранения национальной идентичности ключевую роль играет семья! Именно в семье происходит формирование личности, что делает ее важнейшим институтом общества. Если в семье, не культивируется необходимость сохранения своей национальной идентичности за пределами национального государства, то это приводит к ассимиляции, т.е. дети просто растворяются в стране проживания, не сохранив при этом своих национальных особенностей, своего собственного «я». Ведь если Бог создал человека армянином, русским, греком, французом и т.д., то он должен им оставаться всегда и при любых обстоятельствах, где бы он не жил и в каком бы окружении не находился. Важно не путать понятия адаптация и ассимиляция. Если, например, армянин проживает в России или любой другой стране мира, то он должен с уважением относится к России, и ее жителям, и быть законопослушным гражданином этого государства. Он должен быть полноценным россиянином, но при этом оставаться армянином и не забывать, что его историческая Родина — Армения, даже если он и родился за ее пределами. Армения — Родина всех армян.
Особенно важно воспитание в семьях, проживающих за пределами исторической Родины — Армении, где вопрос сохранения национальной идентичности стоит наиболее остро. Необходимо с малых лет прививать детям необходимость изучения родного языка, истории, традиций, литературы и других основ национального самосознания. Дабы они оставались тем, кем их создал Бог, независимо от географии проживания.
Народ растет, когда его обычаями охраняются вера, честность, целомудрие, человеколюбие, гостеприимство. Народ обречен на исчезновение с лица земли, когда в его обычаи вторглись безверие, разврат, своекорыстие, хищничество, грабежи, разбои и тому подобное.
Как бы не преуспевало государство внешне, но если семейная жизнь его граждан оставляет желать лучшего, такое благополучие государства призрачно. С состоянием семьи, как правило, связаны многие проблемы общества и государства, однако не все институты общества и государства в должной мере прониклись проблемами семьи. По-прежнему средства массовой информации беспрепятственно пропагандируют все виды смертного греха, бесстыдную наживу, насилие и разврат, продолжая растление человека и разрушая традиционные семейные устои, тем самым усугубляя нависшую над народом реальную угрозу вымирания. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Когда разрушатся семьи — падут города и низвергнутся государства». Как будто к нашим современникам обращен голос святого отца древней Церкви!
Согласно святым отцам, семья — это не сообщество, созданное для выполнения различных социальных, экономических, физиологических и репродуктивных функций, это — священный союз, благословленный Богом. Если семья перестает восприниматься как духовное сообщество, если святость и нерушимость брака начинает подвергаться сомнению, если наблюдается отход от христианских норм в устроении семейной жизни — это неизбежно ведет к ослаблению и к разрушению института семьи.