Как было обещано в прошлом номере, мы публикуем интервью нашего корреспондента в Сирии с главой Армянской Апостольской церкви Дамаска Армашем Налбандяном.
– Ваше Святейшество, в России бытует мнение, что над старейшей в Сирии армянской общиной нависла угроза исчезновения. Действительно ли это так?
– Сирия для армян – начало новой жизни. В том смысле, что когда-то армяне, избежавшие геноцида, начали здесь новую жизнь. Армянская община Сирии занимает особое место и значение во всей истории нашей диаспоры. Мы называем нашу общину в Сирии – «материнской общиной», так как отсюда началось формирование диаспоры после геноцида. А нынешние реалии таковы, что под угрозой находятся все человеческие ценности. Под угрозой находятся существование и устои сирийского толерантного общества. В этом, конечно, большую роль играет Турция, которая создает повод к беспокойству для местного населения и тем более для армянской общины. Из-за всех этих опасных факторов под угрозой находится вся Сирия, а вместе с ней и сирийское армянство. Не думаю, что армянская община Сирии исчезнет. Я не пессимист. Скорее, оптимист. Без сомнений, армянская община сохранится, но, чем дольше длится этот кризис, тем сложнее сказать, в каком именно количестве и качестве она сохранится. Сможем ли мы в будущем с такой же силой сохранять и защищать наши национальные ценности? Я считаю, что перед лицом новых испытаний мы должны находить новые решения. Как это было 100 лет назад после геноцида. Конечно, мы озабочены нынешней ситуацией и в нашей озабоченности нет страха.
– Полтора года назад внимание армян всего мира было устремлено в Кесаб, который был захвачен террористами Джабхад ан-Нусра (террористическая организация, запрещенная в РФ). Нынче город освобожден. Какова сейчас там обстановка и судьба самих армян Кесаба?
– Нападение на Кесаб было в марте 2014-го года. Три месяца город находился в руках террористов, которые оскверняли и разрушали все, что им попадалось под руку. В июне 2014-го года, после освобождения Кесаба, я там побывал и увидел вдохновленные лица людей, вернувшихся туда. Последний раз я там бывал неделю назад, где снова увидел, как народ заново обустраивал жизнь. Хочу уточнить одну вещь: Кесаб – это не просто сирийский городок, коих в стране десятки. Кесаб это, прежде всего, армянский городок. Это сохранившийся до наших дней армянский колорит, часть нашего Киликийского царства. И он пользуется уважением всего армянства из-за того, что до сих пор сохраняет свою идентичность. Местное население не переселенцы. Они автохтоны этих мест и связаны с этой землей, являясь ее хозяевами. Их присутствие там настолько укоренено, что самая древняя армянская церковь в Сирии, Сурб Степанос, находится именно в Кесабе и ее постройка датируется 980-м годом. Исходя из нынешней ситуации, людей заботят перспективы своего будущего. Пребывают в раздумьях о том, как будут обустраивать торговлю и зарабатывать на хлеб насущный. Да и вообще о будущем. По данным на прошлый год, примерно 70% жителей вернулись в Кесаб и хотели бы восстановить свое имущество, хозяйство… Основной уклон, конечно, в земледелие. Нужно восстанавливать все то лучшее, что было у них до взятия города террористами. Неделю назад стали функционировать школы, люди постепенно возвращаются к прежней жизни.
– Какова нынче судьба армянских храмов Сирии?
– В разных районах Сирии у нас примерно 32 церкви. Это только Армяно-Апостольские. Плюс еще Армяно-Католические и Армяно-Евангельские церкви. В основном, располагаются на западе страны и в Кесабе. В Дейр эз-Зоре церковь была взорвана, в Маккаде, Хомсе осквернили, в Гасуране храм цел и невредим, в Алеппо, к сожалению, нашу церковь сожгли. Она находилась в очень опасной зоне. В Кесабе тоже были сожжены и осквернены несколько храмов… Надеемся, что в районах, где сейчас идут бои за освобождение, вскоре наступит мир и мы сможем восстановить пострадавшие наши храмы. К западу от Алеппо также имеются полуразрушенные армянские церкви. Но должен заметить, что, к счастью, нет полностью разрушенных церквей. Они, конечно, осквернены, частично разрушены, но не до основания.
– Известно, что Армения распахнула свои двери для соотечественников из Сирии. Сколько человек среди беженцев воспользовалось этим?
– Вообще сложно сказать, сколько людей покинули Сирию за четыре года войны, но, по данным министерства диаспоры, примерно 14-15 тысяч сирийских армян переселились в Армению на постоянное место жительство. И могу сказать, что примерно 15 тысяч сирийских армян живут в Армении, пользуясь всеми юридическими, человеческими свободами армянского государства, включая медицинское обслуживание.
– Знаю, что за два часа до моего приезда к вам в этом районе были перестрелки. Случалось ли вам вести переговоры с бандитами и можно ли сказать, что они вообще против какого-либо христианского присутствия в Сирии?
– Армянские, христианские и мирные районы всегда подвергаются нападениям. Это было и сегодня, и два дня назад, и неделю назад… И вообще нападения имеют место быть. Две недели назад был убит армянин в Дамаске. Эти люди не имеют никаких политических взглядов и революционной идеологии. Для меня они хулиганы и убийцы. Хотят ли они, чтобы мы тут остались? На мой взгляд, эти нелюди против всего и всех. Они даже против тех, кто не принадлежит их стае. И мы часто слышим, что их зверства направлены не только против армян, христиан, но также против исламского населения. Они атакуют и разрушают церкви, мечети, школы, дома… Любого вида строения. Это значит, что ни к одной определенной группе людей они не принадлежат. С такими как они мы не можем общаться. Тем более, они настолько разделены, что у них нет руководства, с кем можно было бы установить связь и начать переговоры. С кем говорить о проблеме и обсуждать ситуацию, не понятно. Их позиция состоит в принуждении к принятию ислама и подчинению. Или, в лучшем случае, они действуют, отпуская нас, чтобы мы ушли куда подальше. Они готовы нас убивать, так как мы не собираемся им подчиняться. И вообще мы носители другой веры, идеологии и культуры.
– Недавно в интервью российскому телеканалу президент Сирии Башар аль-Асад заявил, что армяне, как и все остальные народы Сирии – полноценные граждане сирийского общества, коренные жители этой страны. Хотелось бы знать статистику: сколько процентов армян нынче в рядах вооруженных сил Сирии воюют против террористов?
– Как я говорил, после геноцида Сирия стала для нас новым началом. Конечно же, нашей исконной родиной является Армения, но Сирия стала для нас родиной жизни. Здесь мы начали новую жизнь, спасаясь от погибели. Поэтому Сирия для нас – особая Родина. Я отвергаю такую мысль, как «армянство в Сирии». Сирийские армяне интегрированы в сирийскую реальность и пользуются всеми благами в рамках своих прав, являются полноценными гражданами, что очень важно. Оценка со стороны президента Сирии абсолютно справедлива. Мы являемся хозяевами нашей жизни, отстаиваем свои права и по этой причине мы ответственно относимся к нашим обязанностям. Мы внесли большой вклад в дело процветания и развития Сирии. До войны в Сирии насчитывалось 110 тысяч армян. Когда люди вынужденно покидают свои дома и города, они не всегда в состоянии известить церковь или общественную организацию. Поэтому, не имея достаточных данных для корректных расчетов, могу отметить, что примерно 15 тысяч сирийских армян уже обосновались в Армении, более 15 тысяч в Ливане и несколько тысяч в западных странах. И по этим расчетам, примерно 40 – 45 тысяч армян покинули Сирию в надежде, что при стабилизации ситуации опять смогут вернуться обратно. Алеппо покинули примерно 60% армян, Дамаск – 45%. 60% сирийских армян стали переезжать из одного района в другой, или из одного города в другой, или же вовсе уезжают из Сирии. Не правильно говорить, что сирийские армяне на стороне сирийского правительства или против. Мы не хотим, чтобы нас относили к какой-либо стороне. Наша позиция заключается в следующем: мы за мир и стабильность в Сирии. Наша община желает иметь стабильное и сильное государство. И сейчас таковым является правительство Башара аль Асада. Мы знаем, что в этой системе есть серьезные проблемы и многое нужно менять. Однако никогда не станем разговаривать языком оружия и убийств, как разбойники ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ). Одно дело свой голос донести и совсем другое – взять в руки оружие. У нас нет армянского военного подразделения, которое воюет на стороне правительственных войск. У нас есть молодые люди, которые несут свою службу и отдают долг сирийскому государству как граждане Сирии. И они в рамках своих обязанностей выполняют приказы по защите своего Отечества. Также армянская община Сирии никаким образом не может принять разрушительную политику ИГИЛ, тем более, оказывать вооруженное содействие их зверствам. И тут должен отметить, что в составе ИГИЛ нет армян. ИГИЛовцы лишены идеологии и являются террористами.
Вадим Арутюнов,
Дамаск, Сирия