nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община
Герб города Нор Нахичевана

Современный Ростов-на-Дону объединяет два ранее самостоятельных города: Ростов-на-Дону (ведет свое летоисчисление с 1749 г.) и Нахичевани-на-Дону (Нор Нахичеван), строительство которого крымские армяне начали весной 1780 года, официальная дата основания города 14 ноября 1779 года.

Значимым явлением в истории Донского края и России в целом стало переселение армян из Крыма на Дон в 1779 г. и появление Нор Нахичеванской армянской колонии, занимавшей в ряду армянских колоний на территории России особое место. Она возникла в конце XVIII века благодаря организованному Российской империей переселению крымских христиан. Целью переселения было ослабление Крымского ханства, заселение и экономическое освоение Новороссийского края.

Высочайшие решения

В рескрипте графу Румянцеву от 9 марта 1778 года императрица Екатерина II писала: «Из последних донесений ваших относительно до Крыма усмотрели мы, что сделали вы с своей стороны предписание генерал-поручику князю Прозоровскому, чтоб он старался склонить живущих там греков и других христиан к переселению их в Россию».

В указе, датированном тем же числом и адресованном князю Г. Потемкину, императрица предписывает: «Данным сего числа нашему генерал-фельдмаршалу Румянцову-Задунайскому рескриптом, повелели мы, живущих в Крыму греков, грузин и армян, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и поселиться в Новороссийской и Азовской губерниях, оных <…> принимать со всею ласкою и вспомоществованию к препровождению их…».

Важную роль в организации и проведении переселения армян на Дон сыграли архимандрит Петрос Маркосян и прославленный полководец Александр Васильевич Суворов.

Ованес (Иван) Абрамов. Фотокопия н. ХХ в.

16 июля 1778 г. архимандрит Петр Маркосов (Петрос Маркосян) из Бахчисарая от имени и по поручению крымских армян обратился к Императрице Екатерине II с просьбой о переселении.

18 августа 1778 года в путь отправились 3896 человек. Второй караван выступил в Екатеринославский уезд 22 августа, а третий и последний — 18 сентября 1778 года.

Поиск новой родины

Переселенцы достигают Днепра и, к удивлению для себя, выясняют, что равнины между реками Днепром, Самарой и Орлом (Арель, Орель), т.е. обещанная им территория, заняты и свободных земель уже нет. О сложной ситуации для новых подданных Российской империи сообщает 2 августа 1778 года в своем рапорте Азовский губернатор генерал-поручик Чертков генерал-поручику Суворову: «…Просимого ими для поселения в Екатеринославе с уездом его, а равно и земли между реками Днепром, Самарою и Орелью, дать невозможно по причине, что, иные, а паче при тех реках частью издавна заселены, а частью вновь заселяются государственными и владельческими слободами, так что совсем уже пустых мест нет…».

Продолжение истории узнаем из перевода «доношения, писанного к генерал-поручику и кавалеру Суворову от общества армянского» 18 апреля 1779 года: «Ваше высокопревосходительство! При выводе нас из Крыма, кроме 14 пунктов, обещать нам изволили, что на место оставленных наших домов, дадутся таковые же построенные; места по желанию нашему отведутся и жалование и провиант производим будет.<…> желаем мы поселенными быть у берегов Азовского моря около крепостей, тамо построенных, по способности для коммерции водяной и чтоб хлебопахотные люди не далее от нас были как за 5 верст.<…> Когда ваше превосходительство представительствовать о нас не будет, то должны мы денно и ночно (вместо радости, о которой мы при выезде помышляли) проливать слезы; теперь всю надежду полагаем на Бога, а потом на ваше превосходительство».

Пригласительный билет на открытие памятника Екатерине II и колонны.

Армянские переселенцы из Крыма формируют делегации, деятельность которых должна была изменить сложившуюся ситуацию. Первая отправляется к императрице в Санкт-Петербург для получения высочайшей грамоты на право поселения в пределах Российской империи.

Задача второй — поиск земель, пригодных для основания колонии. Выбор пал на территорию, расположенную рядом с крепостью Святого Димитрия Ростовского.

Нор Нахичеван

Жалованная грамота вышедшим из Крыма Христианам Армянского закона была подписана российской императрицей Екатериной II 14 ноября 1779 г.

Город Нор Нахичеван был основан на месте форштадта, именуемого жителями «Полуденка» или «слобода Полуденка», т.к. армянам были дарованы избранные ими земли. Жители слободы переселяются в иные места.

Основанный крымскими армянами город был назван Нор Нахичеваном (Новый Нахичеван). В 15-20 верстах к северу и западу от него основываются села. Жизнью города и сел управлял магистрат. Его первым председателем был избран капитан Ованес (Иван) Абрамов.

В 1811 г. императором Александром I утверждается план города и герб.

В 1834 году Новый Нахичеван был причислен к Екатеринославской губернии, а с 1 января 1888 г. присоединен к Области Войска Донского.

В 1838 г., в связи с расширением границ Российской империи, во избежание недоразумений из-за существования двух одноименных городов, Нахичеван переименовывается в Нахичеван-на-Дону (в дальнейшем в официальных документах город именуется Нахичевань-на-Дону), в отличие от Нахичевани в Эриванской губернии.

Центром культурной жизни, просвещения армянских переселенцев стал монастырь Сурб Хач (Святой крест), на территории которого существовала первая на юге России типография.

Действительный статский советник, дипломат А.Н. Демидов, совершавший путешествие по югу России в 1837 г., писал: «Нахичевань — город замечательный по своей странной наружности, свидетельствующей, впрочем, о господствующей здесь торговой деятельности. Народонаселение Нахичевани отличается смышленостью и ловкостью в торговле».

Архиепископ Иосиф Аргутинский. Т. Рязанова

Одной из важных отраслей хозяйственной жизни Нахичевани были ремесла, такие, как ювелирное дело, изготовление медной посуды, вышивка золотой и серебряной нитью, виноделие, изготовление табачных изделий.

Нахичеванские купцы принимали активное участие в торговле в XIX–

ХХ веках на ежегодных ярмарках не только в Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, станицах Елизаветинской и Кагальницкой, посаде Азов, но и на всех значимых торгово-выставочных площадках Российской империи. Представители нахичеванского купечества вели торговые дела в Ставрополе, Георгиевске, Моздоке, Пятигорске, Армавире, в Крыму.

Так, купец II гильдии Григорий Христофорович Бахчисарайцев имел сады и контору в Симферопольском уезде.

Имена предпринимателей Поповых, Чорчоповых, Когбетлиевых, Чайлаховых, Сармакешевых, Титровых были известны в деловых кругах страны и за ее пределами.

В селах основным направлением сельскохозяйственной деятельности было производство зерна, разведение крупного и мелкого рогатого скота, обработка шерсти, овощеводство.

Стремление жителей города к сохранению традиционной культуры, к достойному воспитанию молодежи вызывало неподдельное уважение.

В 1887 году в городе была создана первая платная библиотека, составленная по просьбе нахичеванской общественности из лучших отечественных изданий исключительно мировой классики. В 1903 году открылась первая общественная библиотека — имени Пушкина. В городе выходили периодические издания «Нор-Кянк», «Луйс».

В 1879 году в Нахичевани было официально учреждено «Общество любителей драматического искусства». Во многом по инициативе Общества в Нахичевани-на-Дону появляется городской театр.

Прогресс в общественной жизни и культуре города способствовал развитию изобразительного искусства. Многие уроженцы Нахичевани-на-Дону стали признанными деятелями российской и мировой культуры.

Печать (муляж) к Жалованной грамоте вышедшим из Крыма Христианам. 14 ноября 1779 г.

Новая Нахичеванская армянская колония становится значимым экономическим и культурным центром на юге России. В конце XIX века и начале ХХ города Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону, формально являясь самостоятельными городами, имеют неразделимые экономические, культурные связи. В декабре 1928 года принимается решение об объединении двух городов в один. С января 1929 года Нахичевань-на-Дону становится районом Ростова-на-Дону.

История Новой Нахичевани никогда не забывалась на донской земле, оставаясь объектом исторических, этнографических, филологических, фольклорных исследований.

Основатели Ново-Нахичеванской колонии и их потомки всегда помнили о своей малой исторической Родине — Крыме. Воспоминания о Крыме находили свое отражения в традиционных праздниках нахичеванцев, в образовательных программах, в политических речах и детских сказках, в творчестве художников, писателей, поэтов.

Маргарита СОКОЛОВА

Гимназист Г.И. Шилтов. Ростов-на-Дону. В будущем известный итальянский художник Gregorio Sciltian.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *