nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Герб Нахичевани был утвержден в 1811 году Александром I. Он представляет собой щит прямо-угольных очертаний; разделен по диагонали на две части; на левой на серебряном фоне расположены в три ряда шесть золотых пчел. Смысл герба несложно понять. Пчелы указывают на трудолюбие народа, а улей – на обретение Нахичеванью и армянами новой родины. По одной из версий число пчел соответствует числу городских приходов – Соборного, Никольского, Успенского, Георгиевского, Федоровского и Вознесенского, образованных армянами, переселившимися из шести городов Крыма. По другой версии количество пчел означает число армянских поселений, а улей означает саму Нахичевань. Серебро в геральдике символизирует чистоту, возвышенность, а зелень – цветение, возрождение, жизнь. Золото означает солнечную силу, мощь, богатство. Полное и правильное геральдическое описание (блазон) герба Нахичевани-на-Дону гласит: «Поле щита скошено слева серебром и зеленью. В серебристом поле шесть золотых пчел (3,2,1). В зеленом поле – золотой улей».
Кстати, герб Нахичевани является «гербом в виде исключения». Интересно, что размещение золотых пчел в серебряном поле является нарушением правила сочетания тинктур, согласно которому металлы – серебро и золото – можно сочетать только с финифтями: это червлень, лазурь, зелень, чернь, пурпур. Гербы, составленные в нарушение этого правила, называют «гербами в виде исключения». И основания для появления такого герба должны быть весомыми. В свое время для Нахичевани было сделано такое исключение. Любопытно, что наиболее известным гербом этого типа является герб Иерусалима, составленный крестоносцами и представляющий собой крест иерусалимский в серебряном поле. Конечно, никто не собирается сравнивать Нахичевань-на-Дону с Иерусалимом, но история обретения новой родины для целого народа вполне достойна «герба в виде исключения» и уважения потомков.
Герб Мясниковского района представляет собой геральдический щит четырехугольной формы, заостренный внизу, окантованный и разделенный по диагонали слева направо на две части золотистой полосой.
В правой верхней части щита на голубом поле, означающем небо, шесть золотистых пчел (по количеству населенных пунктов, основанных армянами на Дону), символизирующих трудолюбие донских армян. Пчелы были изображены и на гербе города Нахичевани-на-Дону, поэтому правая часть щита отображает крымско-нахичеванский период истории донских армян.
В левой нижней части щита – анийский барс золотистого цвета, гордо шагающий вперед, в будущее. Приподнятый хвост барса символизирует уверенность, свободолюбие и независимость армян. Фигура барса, являвшаяся в свое время гербом средневековой столицы армянского царства Багратидов, символизирует анийский период истории донских армян, прародина которых – город Ани.
Над фигурой барса – контур родника Мец Чорвах (желтого цвета): исторический центр Чалтыря. В центре контура родника – круг Солнца: традиционный символ вечной жизни. Шесть дугообразных лучей знака развернуты против часовой стрелки: именно в таком направлении вращаются вокруг своих осей Земля, другие планеты и Солнце.
Солярный знак – символ благополучия, богатства, изобилия, бесконечного развития, ведущего к процветанию народа. Четное количество лучей означает женский род и символизирует вечный источник жизни и долголетия.
Все фигуры в левой части щита расположены на фоне кладки армянского туфового камня цвета красной охры, из которого были сооружены постройки и крепостные стены города Ани. Поскольку туф – строительный материал, его можно считать символом созидания и мирного труда. Щит герба окаймляет полукруг из колосьев золотистой пшеницы, которые показывают принадлежность к сельскому району. В самой нижней части герба расположена гроздь винограда золотистого цвета – символ богатства и плодородия.
Щитодержатель – двуглавый орел, на каждой из голов которого малые короны, – увенчан посередине одной большой короной с золотыми лентами. Изображение двуглавого орла с тремя историческими коронами символизирует принадлежность района к Российской Федерации. Автор герба – художник С.А. Килафян.
Георгий БАГДЫКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *