Донская культура уникальна своей многонациональностью. Ярким представителем этой культуры был известный художник-пейзажист Илья Маркович Хашхаян, столетие которого недавно отметили ростовские любители живописи.
У нас в квартире, в Нахичевани, на видном месте в зале висит картина, которую подарил Илья Маркович моему отцу. Они с моим отцом, заслуженным врачом России, краеведом Минасом Георгиевичем Багдыковым нередко общались по-соседски, были в хороших отношениях.
Мы жили в Нахичевани на 23-й линии. И Хашхаяны были нашими соседями. Кстати, сын Ильи Марковича Христофор Ильич Хашхаян тоже известный у нас на Дону художник. Я помню, как мы с моим старшим братом Тиграном залезали на забор и смотрели, как Христофор Ильич творит. А он, видя, что это нам интересно, выносил из дома стулья и устраивал для нас выставки своих картин. Это было незабываемо. А однажды к нам в дом пришел Илья Маркович и подарил папе картину, которая теперь стала нашей семейной реликвией.
Надо особо отметить, что Илья Маркович Хашхаян прославился работами, которые воспевали красоту донской природы. Свой творческий путь он начал в послевоенные годы. Илья Маркович ездил по казачьим станицам и писал картины. Перечислю наиболее известные его произведения того периода времени: «Дорога в село», «Баркасы на Дону», «Голубой закат», «Первый снег», «Голубое небо», «Начало весны», «Разлив на Дону», «Окраина станицы Пухляковской», «На полевом стане», «Скошенное поле».
Можно также сказать, что плодотворной для Ильи Марковича Хашхаяна стала работа в творческой группе художников-маринистов «Река-море-1978», в которой художник выступил в новой для себя ипостаси. Известны его работы «Гурзуф», «Чеховская бухта», «Весна в Крыму», «Судак», «Генуэзская крепость» и другие.
Поездки по хуторам и станицам позволили художнику еще лучше познать природу донского края и стали темой для новых сюжетов. Это его картины «Усадьба Шолохова», «Зима в станице Еланской», «Хутор Костомарово», «Осенние туманы», «У хутора Лебяжий», «Вешенский дуб».
В своем творчестве Хашхаян касался и армянской тематики, изображая как Мясниковский район (он родился в селе Большие Салы), так и ставшую впоследствии ему родной Нахичевань. Я бы отметил такие работы Хашхаяна, как «Сурб Хач — источник», «Домик в Чалтыре», «Дворик в Нахичевани», «Память о Налбандяне».
Илья Маркович Хашхаян принимал активное участие в различных выставках российских художников, которые проходили в Японии, Германии. Его работы были высоко оценены в Гере и Дортмунде (Германия).
Ныне многие картины Хашхаяна хранятся в Ростовском областном музее изобразительных искусств, Таганрогской картинной галерее, Азовском музее краеведения. Хашхаян был лично знаком с великим художником Мартиросом Сергеевичем Сарьяном. И некоторые искусствоведы считают, что Хашхаян продолжал творческое направление Сарьяна в живописи.
Мне также приходилось сталкиваться с тем, что Хашхаяна некоторые считали ярким представителем соцреализма. Но я в этом не вижу ничего плохого. В советское время в другом направлении, кроме соцреализма, творить было практически невозможно.
В Википедии можете прочитать, что социалистический реализм — главенствующее художественное направление литературы и искусства в СССР и других социалистических странах, представляющее собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Выражаясь проще, в тот период времени надо было прославлять человека труда и достижения социалистического государства.
Говорят, что социалистический реализм стал официальным термином в 1934 году, после того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде советских писателей. До этого термин «соцреализм» тоже использовали, но неофициально. Конечно, самой яркой иллюстрацией соцреализма для меня стала кинокартина «Цирк» режиссера Григория Александрова. Этот фильм заканчивается следующими кадрами. Идет демонстрация людей в белых одеждах с сияющими лицами под песню «Широка страна моя родная». То есть всему миру показывается, как хорошо жить в Стране Советов.
Но не все так однозначно было в соцреализме. В этом направлении творили и очень талантливые люди, которые создавали шедевры, выполняя госзаказ. Именно к таким одаренным людям я бы отнес Илью Марковича Хашхаяна. Он был ветераном Великой Отечественной войны, немало лет отдал службе в Советской армии. Был человеком, который не понаслышке знал, что такое труд, умел воспеть мирную жизнь и красоту донской природы. Когда рассматриваешь картины Хашхаяна, то чувствуешь, с какой любовью и трепетом он относился к нашему донскому краю.
У него было немало учеников. Но самое главное — он сумел воспитать сына, тоже ставшего прославленным донским художником, Христофора Ильича Хашхаяна, который недавно отметил свой 65-летний юбилей.
В соцреализме воспевали людей труда. И это хорошо. Вот именно поэтому мне хочется вспомнить замечательного художника Илью Марковича Хашхаяна. Он был ярким представителем многонациональной культуры Дона, настоящим человеком труда. Вот о таких людях и надо писать очерки. Именно на примере жизни таких людей и следует воспитывать наших детей.
Георгий БАГДЫКОВ