Уже больше двадцати лет в центре внимания мирового сообщества находится единственная в кавказском регионе атомная электростанция – Армянская (Мецаморская) АЭС. Азербайджан и Турция активно пытаются добиться закрытия станции, мотивируя это опасностью, которую представляет АЭС всему региону. Особенно болезненно восприняли наши соседи намерение армянских властей построить новый энергоблок станции.
Армянская АЭС, расположенная возле города Мецамор (примерно в 30 км к югу от Еревана), была введена в эксплуатацию в декабре 1976 года. Из двух энергоблоков станции (типа ВВЭР, водо-водяной энергетический реактор) сейчас действует лишь второй – мощностью 407,5 МВт, введенный в эксплуатацию в январе 1980 года. В среднем в год АЭС производит 2,2–2,5 млрд кВт*ч электроэнергии, что составляет примерно 29% от общего производства электроэнергии в Армении.
В марте 1989 года деятельность АЭС была приостановлена из-за Спитакского землетрясения, однако острейший энергетический кризис в Армении в начале 90-х годов вынудил власти вновь начать ее эксплуатацию в ноябре 1995 года. После повторного пуска АЭС выбросы в окружающую среду уменьшились в 2,5 раза по сравнению с периодом до 1989 года. Это обстоятельство объясняется тем, что в период подготовки к повторному пуску на Армянской АЭС огромное внимание уделялось безопасности станции, в частности радиационной безопасности.
Основными аргументами, которыми оперируют Азербайджан и Турция, являются такие, как расположение АЭС в опасной сейсмоактивной зоне, устаревшие оборудование и техника, отсталость от мировых стандартов, отсутствие ресурсов для полноценной эксплуатации станции и надежных механизмов предотвращения аварий. Перечисленные факторы, по их мнению, создают огромную опасность для всего региона. Однако при всей этой «озабоченности» безопасностью АЭС в Азербайджане регулярно выступают с угрозами нанести по ней же военный удар. Так, 21 ноября 2012 года директор азербайджанского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу заявил, что «азербайджанские ракеты долетят до Мецаморской АЭС и хранилищ ядерных отходов за несравнимо быстрый срок, чем тот, который необходим для признания государства под названием Нагорный Карабах со стороны любого правительства». Господин Ахмедоглу, вероятно, забыл об основных поражающих факторах ядерного взрыва, в особенности о радиоактивном заражении территории, которое будет иметь место не только на территории Армении, но и на значительной части Азербайджана.
Что ж, попытаемся внести ясность в данную проблему. С 16 мая по 2 июня 2011 года по просьбе правительства Армении комиссия OSART, действующая под эгидой Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) провела углубленную проверку Армянской АЭС. Эксперты из восьми стран, в том числе США, Великобритании, Франции, Венгрии и Финляндии, пришли к выводу, что «риск, который представляет Армянская АЭС, является приемлемым». 7 апреля 2014 года станцию посетил глава департамента по борьбе с терроризмом с применением оружия массового поражения Госдепа США Джеффри Адлам. «Обеспечение безопасности на Армянской атомной электростанции очень обнадеживает», – подобную оценку дал он в интервью радио «Азатутюн». «Мы очень довольны обеспечением безопасности на Армянской АЭС. На станции используется низкообогащенный уран, и он находится под очень строгим контролем. Власти Армении очень хорошо хранят эти вещества», – сказал Адлам.
Пытаясь опорочить Армению в глазах мирового сообщества, Азербайджан и Турция тем самым дискредитируют сами себя, поскольку своими заявлениями в адрес Армении они демонстрируют недоверие, в первую очередь, к международным структурам и их компетентности. Что же касается самой Армении, то все свои программы по ядерным вопросам она координирует с международным агентством по ядерной энергии.
Еще одним поводом для нападок, особенно со стороны Азербайджана, является факт якобы наличия у Армении ядерного оружия и ракет с ядерными боеголовками, способных «разрушить» Азербайджан и еще больше дестабилизировать ситуацию в регионе. Но здесь стоит честно сказать, что Армения действительно обладает возможностями создания ядерного оружия. Известно, что топливо в ядерном реакторе выгорает далеко не полностью. Более того, в реакторах происходит процесс воспроизводства отдельных изотопов. А это означает, что Армения обладает возможностью начинять свои ракеты радиоактивными компонентами.
Азербайджан и Турция утверждают, что Армения обладает ракетами с ядерными боеголовками и атомными бомбами. Однако если даже эти утверждения неверны, то глупо было бы пытаться оспорить возможности Армении «загрязнить» радиоактивными отходами огромные территории. Достаточно взорвать в атмосфере ракету с радиоактивными отходами, чтобы лишить жизни территорию в сотни квадратных километров. Прелесть этого приема заключается в том, что применение противником самых современных средств ПВО способно лишь изменить зону поражения, но никак не последствия. Но в любом случае Армении не обязательно разрушать Азербайджан, достаточно на несколько десятков, а то и сотен лет, превратить его в безлюдную зону, или, как известно, в зону отчуждения.
Таким образом, если даже Азербайджан и Турция ошибаются и у Еревана нет ракет с ядерными боеголовками, то создать ядерное оружие для Армении не составляет особого труда. Учтем также, что отработанное ядерное топливо Армянской АЭС хранится не менее пяти лет в самой Армении. Это означает, что в Армении постоянно присутствуют огромные запасы отходов радиоактивного топлива.
Сказанное, конечно же, не означает, что Армения и НКР могут или готовятся применить это оружие против потенциального противника. На сегодня у Армении и НКР один выявленный враг, не скрывающий своих территориальных притязаний на армянскую землю, – это Азербайджан. Однако с этим государством армянская армия способна справиться и без того, чтобы прибегать к крайним методам. А наличие у Армении возможности применить против врага тактику выжженной (зараженной) земли должно стать сдерживающим фактором для потенциальных союзников потенциального агрессора.
Сурен АРАКЕЛЯН,
спецкор ИАПС «Антитопор»
для «Нахичевани-на-Дону»