nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община
Николай Козодьян. Автопортрет. 1937г.

Любовь к природе — это замечательное качество человека — приобретает особо ценный характер, когда оно является качеством художника.

(Е.В. Вучетич в статье о Н.Г. Козодове)

Яркий представитель династии Анопьян — Николай Григорьевич Козодьян, известный прежде всего как художник-анималист. Он родился в Нахичевани-на-Дону 3 сентября 1912 года. Отец его, Григорий Николаевич Козодов, был служащим Первого Российского Страхового Общества. Постоянные разъезды и тяжелая работа рано подкосили его здоровье: он скончался, когда маленькому Коле было всего четыре года, его старшей сестре Изабелле — девять, а до появления на свет младшего, Григория, ожидалось через несколько месяцев. Мать, Розалия Яковлевна, урожденная Анопьян, осталась одна с тремя маленькими детьми в самое сложное время — революция 1917 года уничтожила привычный жизненный уклад.

Атмосфера искусства

Мать Николая, Розалия Яковлевна,

происходила из семьи, в которой очень уважали и поощряли занятия искусством. Ее воспитанием занимались родные сестры матери, которая рано умерла от туберкулеза. В семье хранились альбомы рисунков деда и прадеда, все члены семьи пели и умели играть на музыкальных инструментах, принимали участие в домашних театральных постановках. Старшие братья Розалии Оноприос (будущий известный поэт и переводчик) и Григорий писали стихи, рисовали, играли на рояле. Сама Роза, окончив Нахичеванское Гогоевское училище, увлеченно играла на сцене в Нахичеванском обществе любителей драматического искусства. Старшая сестра Николая Изабелла унаследовала артистический талант матери и любовь к театру. Она стала известной актрисой музыкального театра и кино в Ереване.

Маленький Колик, как его называли в семье, рано начал рисовать. Он переписывался и обменивался рисунками с двоюродным братом Арменаком, который был для него примером. Впоследствии Арменак станет известным художником и хранителем наследия династии Анопьян и Кара-Мурза. Живя в такой артистической атмосфере, мальчик просто не мог не связать свою жизнь с искусством.

Художественное образование

В 1933 году Николай заканчивает училище, несколько лет работает декоратором в Ростовском Большом драматическом театре, а затем едет в Москву и поступает на художественно-графическое отделение Московского Полиграфического института. Именно в этот период происходит окончательное становление его как художника-анималиста. Однако заболевание туберкулезом не позволяет ему окончить учебу, и в 1938 году он переезжает в Ереван, к старшей сестре Изабелле, которая взяла на себя заботу о больном. Возможно, именно под влиянием сестры и ее мужа, Гайка Данзаса, народных артистов Армении, актеров Ереванского театра музыкальной комедии, он, от природы обладавший прекрасным баритоном, поступает в Ереванскую консерваторию, и далее путь его лежит на сцену.

Музыкант или художник?..

В разные годы Николай работает артистом хора в Ереванском Театре оперы и балета им. Спендиарова, в Радиокомитете Армянской ССР, а позже, после возвращения из Еревана в Москву, — в Московском Ансамбле песни и пляски ВВС СССР. В 1955 году был принят на должность артиста хора в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и

В.И. Немировича-Данченко, в котором работал до самого выхода на пенсию.

Первое художественное образование Николай получил в Ростовском художественном училище в классе Е.Н. Гольштейна, позднее наставником и руководителем его стал Андрей Семенович Чиненов. Уже в эти годы определилось главное увлечение художника — анималистика. Его близкий товарищ, скульптор Евгений Викторович Вучетич, дружба с которым началась еще во время учебы в Ростове, писал: «…со временем это увлечение стало его художественной потребностью, главным содержанием его самобытного, редкого по особенностям дарования творчества».

Однако рисование по-прежнему ос-тается его любимым делом. В театре он не расстается с блокнотом и карандашом, делает зарисовки сцен спектаклей, наброски портретов артистов, работников сцены, закулисья. Все свободное от работы время проводит в Московском зоопарке, часами наблюдая за повадками животных и создавая наброски. Рисует он животных и в подмосковных лесах, в зоопарках Лейпцига, Будапешта, Вены и других зарубежных городов, где ему доводилось бывать с театром на гастролях.

М. Сарьян и Н. Козодьян. Ереван, 1962 г.

Его дар не остался незамеченным. Проводятся выставки его работ в Ереване, Москве, в других городах СССР. В 1954 году Всероссийское театральное общество организовало персональную выставку рисунков Н.Г. Козодьяна в Московском Доме актера, и, судя по иллюстрациям в сохранившемся каталоге, можно с уверенностью говорить о незаурядности таланта Козодьяна-графика.

Признанием заслуг Николая Григорьевича Козодьяна в конце 60-х годов стало принятие в члены Союза художников (секция МОССХ).

Восхищают иллюстрации Н. Козодьяна к басням И.А. Крылова «Квартет», «Волк и пастухи», выполненные в духе, близком к лучшим традициям анималистики Валентина Серова. Его иллюстрации можно было встретить в журнале «Наука и Жизнь». Работы Н.Г. Козодьяна были приобретены Биологическим музеем и Тимирязевской Академией, Московским зоопарком, ипподромом. Он иллюстрировал и оформлял книги для разных центральных издательств, а также альбомы и настенные календари.

Николай Григорьевич жил очень скромно, свои картины, в основном, пе-редавал в дар музеям и друзьям. Его старший друг и коллега, также уроженец Нахичевани-на-Дону, Мартирос Сарьян, с сожалением говорил: «Николай очень талантлив, но его беда в том, что художники его считают музыкантом, а музыканты — художником».

Зарисовки животных, сделанные карандашом и сепией, необыкновенно точны и выразительны. За каждой работой стоят часы наблюдений. Посетители его персональных выставок в Москве, читатели природоведческих изданий и коллеги-художники неоднократно отмечали, что звери на его рисунках — необычайно добрые. Большое количество рисунков художника хранится в Дарвиновском музее, а также в семейных архивах Козодовых и Анопьян.

Немногие знают, что Николай Григорьевич был также и замечательным портретистом. Среди сохранившихся его работ — зарисовки-портреты поэта Оноприоса Анопьяна, художника Мартироса Сарьяна, многочисленные автопортреты. Особое место в живописном наследии художника занимает «Портрет матери», хранящийся в семейном архиве Козодовых: поражает мастерство, с которым выписано лицо Розалии Яковлевны, как будто светящееся на фоне темно-коричневых основных тонов картины, с теплым спокойным взглядом и загадочной мимолетной полуулыбкой. Запечатлеть движение и тончайшую игру оттенков художнику мастерски удается в картине «Зима» — этот редкий пример обращения художника к пейзажной живописи хранится в Плесском государственном историко-архитектурном и художест-венном музее-заповеднике.

Умение видеть радость

Под конец жизни Николай Григорьевич сдал государству свою однокомнатную квартиру и переселился в Дом ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной.

По воспоминаниям журналиста и писателя Александра Павлова, близко знавшего художника в те годы, «…скучая в комфортабельной отдаленной актерской богадельне, он каждый день приезжал в Московский зоопарк, нацеплял на рукав красную повязку и с хозяйским видом, опираясь на клюку, неутомимо расхаживал в павильоне хищных кошек (их особенно любил), вступая в дружелюбные, веселые диалоги с посетителями…».

В своей небольшой мастерской он учил рисовать детей из ближайших дворов, держал там же птиц в клетках, делая зарисовки, а потом выпуская их на волю… Ходил неизменно в пиджаке, даже в сильную жару, при галстуке и в шляпе… Все эти черточки позволяли коллегам и ученикам с улыбкой называть его «чудаком», но всегда вспоминать о нем с теплом и благодарностью. Примечательно, что сын художника Рубен Каспаров (1940-1967) унаследовал талант отца, но рано ушел из жизни, не успев полностью реализоваться. А родные племянники Изабелла и Виктор Козодовы тоже связали свою жизнь с искусством, став профессиональными музыкантами.

Николай Григорьевич скончался 26 декабря 1992 года и был похоронен на армянском участке Ваганьковского кладбища. Он прожил долгую, по-своему счастливую жизнь одинокого, но углубленного в творчество человека. Поэтому важно сохранить и показать современному зрителю его наследие.

Анна СУХАРЕВА-АНОПЬЯН,
Лариса ЯГУБЯНЦ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *