«Арцах де-факто независимое государство. Признают НКР, или не признают, Нагорный Карабах как государство состоялся, несмотря на блокаду, войну и недостаток средств». Такое мнение выразил экс-начальник Аналитического отдела Службы внешней разведки (СВР) РФ, бывший директор Российского института стратегических исследований (РИСИ), ныне глава общества «Двуглавый орел» генерал-лейтенант Леонид Решетников.
– Леонид Петрович, за последние два месяца наблюдается обострение военно-политической ситуации на азербайджано-арцахской границе. Кому-то опять выгодно расшатать ситуацию в нашем регионе?
– Безусловно. Россия сейчас находится под постоянным прессом давления, которое нарастает. Многие политологи считают, что мы находимся в состоянии полугибридной войны. На информационном, экономическом и других фронтах. Такие плохие отношения с США, странами Европы были, наверное, только в годы «холодной войны». И Карабах один из рычагов усиления этого давления. Цель – создать трудности для России, как это было сделано на востоке Украины. Если запылает карабахский фронт, Россия окажется в очень трудной ситуации.
Армения наш реальный союзник, но для России важны и отношения с Азербайджаном. Здесь явно есть не только желание Азербайджана раскачать ситуацию, но и чувствуется присутствие более серьезных игроков, скажем прямо – глубинного мирового правительства, в том числе и США. Нам надо быть бдительными, ведь для тех сил, которые сейчас пытаются установить контроль в Сирии, а мы их останавливаем, следующей точкой в планах станет Кавказ – взрывной, пульсирующей точкой, которая может разгореться и принести крайне негативные результаты для нас. Мы понимаем, что США, прежде всего, и те силы, которые стоят за США, рассматривают Кавказ только в плане противодействия России, и ее возвращению как ведущей силы на мировую арену – а кавказские народы и страны просто станут жертвой этой политики. Всегда для создания проблем для России можно использовать Карабах, Приднестровье, где тоже ситуация ухудшается.
– Как понимать позицию союзников Армении по ОДКБ, или Евразийскому союзу – Казахстана и Республики Беларусь, которые на любых площадках придерживаются откровенно антиармянской линии? Азербайджанцы открытым текстом говорят, что союзник Азербайджана — Беларусь повела себя вот так. Это что, «королевство кривых зеркал»?
– Наверное. У этих стран тоже есть выгода тогда, когда Россия попадает в сложную ситуацию. Тогда легче с нами разговаривать, требовать уступок. Проводя такую политику в отношении Армении, тем самим они считают, что выгодно выглядят перед США, другими странами НАТО. Они не поддерживают ближайшего союзника России на Кавказе, этим демонстрируют дистанцирование от России. Например, показать, что в вопросах отношений с Арменией они независимы от Москвы. Это жест в сторону Запада. В надежде на развитие отношений, на некие преференции. Россия это все терпит по одной простой причине: нельзя создавать новые фронты противостояния. Наш президент всегда ищет варианты договариваться. Но хочу подчеркнуть, для Казахстана и Белоруссии это гибельный путь, и мне кажется, что слишком увлекаясь, они делают грубейшую ошибку. Играть здесь очень опасно.
– Леонид Петрович, последний инцидент связан с тем, что азербайджанские войска дислоцируются в населенных пунктах и ведут оттуда огонь по армянским позициям. Разумеется, в результате ответного огня армянская армия может попасть и в дома, и в другие гражданские объекты. Как армянской стороне разговаривать с государством-провокатором, которое на крови детей старается решить свои проблемы?
– «Плохой мир лучше, чем хорошая война». Надо разговаривать. А что делать, перейти в открытую войну? Сейчас нет другого пути выхода из конфликта, кроме политического. Необходимо продолжать переговоры, пытаться договариваться и находить компромиссы, ведь лучше плохой мир, чем хорошая война. Возобновление боевых действий грозит разрастанием войны, когда будут воевать не только Азербайджан и Армения, но и внешние силы. Вполне вероятно, что и Турция, и Россия, и Грузия будут втянуты в этот конфликт.
– Как Вы считаете, может ли начаться активная фаза войны?
– Только в одном случае: если западный мир примет решение наступать на Россию по всем направлениям. Тогда может вспыхнуть и Карабах, и Приднестровье. Мы сейчас попали в тяжелейшую ситуацию, «благодаря» национальной политике Советского Союза. Несправедливое национально-территориальное размежевание 20-ых годов аукается. Мы как государство должны отказаться от этих антинациональных решений. Они нам мешают продвигаться вперед.
– Леонид Петрович, почему Косово, Абхазии и Южной Осетии можно, а Арцаху нельзя реализовать международное «право наций на самоопределение»? Мы понимаем, почему Армения не признает НКР, а другие? Почему Россия не признает?
– А кто сказал, что нельзя? Карабах де-факто независимое государство. Признают НКР, или не признают, Нагорный Карабах как государство состоялся, несмотря на блокаду, войну и недостаток средств. Есть такое понятие «failed state» («несостоявшееся государство»), и такие государства никто не признает. Карабах же существует и двигается вперед. А признание Россией потянет за собой взаимосвязанный клубок различных противоречий. Мы же с вами аналитики, и понимаем, что это все взаимосвязано. Россия пытается заставить стороны договориться. А это на данный момент практически невозможно. Но это результат неправильно принятых в прошлом решений. Каким образом Карабах, историческая, древняя часть Армении попадает в состав Азербайджана? Это же делалось специально. По поводу Абхазии и Южной Осетии. Вспомним начало августа 2008 года. Я тогда был начальником Аналитического отдела СВР. Ведь никто в Москве не думал, что будет признание. Я был сторонником признания, и мы старались доказывать руководству страны его целесообразность. Но не позволяли геополитические реалии. Но ведь грузины пошли широким фронтом на Южную Осетию, и в результате получили то, что получили. Если бы не было этой войны, была бы такая же ситуация, как с Приднестровьем. Хочу отметить, что армяне – народ, который понимает не только свои интересы, но и понимал, и понимает интересы России, ее трудности. Может, потому, что такая древняя нация, с прекрасной культурой, прошедшая через страшные испытания, с такой судьбой. Во многих постсоветских государствах к России более потребительское отношение.
— Какой Вам видится политика Турции в регионе?
– Понимая интерес Турции к Азербайджану, как к родственной стране, по языку, ментальности, происхождению, надо полностью осознавать, что в карабахском конфликте эта страна не может занять объективную позицию. Турция при нынешнем руководстве может принимать любые решения, в том числе и авантюрные, чему мы свидетели, во время конфликта и в Ираке. О Сирии и о нашем самолете уже и не говорю… Следуя логике, можно от этой страны ожидать всего, что угодно. И в заключение хочу сказать, что воссоединение нации – труднейший процесс, и армянский народ должен быть готов к разным вызовам, которые несомненно будут сопровождать его на этом пути.
Саркис САРКИСЯН
Придёт время и Рф придётся определиться окончательно кто ей ближе исходя из своих интересов