Историко-этнографическому музею Мясниковского района исполнилось 30 лет
Это знаменательное событие не только в жизни донских армян, села Чалтырь, но и всего донского края. За эти тридцать лет музей посетило большое количество почетных гостей — политических и общественных деятелей, президентов, премьер-министров, писателей, журналистов, художников и актеров.
Напомню, что Историко-этнографический музей Мясниковского района был создан в далеком уже 1992 году. Надо отметить, что сбор экспонатов начали еще в 1988 году по инициативе местных краеведов Мкртича Амбарцумовича Пудеяна, Аведика Хачехпаровича Хурдаяна и Георгия Рубеновича Люледжияна.
На мой взгляд, уникальность музея в том, что он рассказывает не только об истории создания Мясниковского района. В этом музее отражена история донских армян, рассказывается подробно о переселении армян с полуострова Крым на Дон в конце восемнадцатого века по указу Екатерины Великой. Здесь вы можете узнать и об армянских поселениях на Дону, которым более двух сотен лет. Ведь именно тогда, в 1779 году, по указу императрицы Екатерины II были основаны город Нор Нахичеван (впоследствии ставший Нахичеванью-на-Дону) и пять сел — Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала (Большие Салы), Султан Сала и Несветай.
А еще этот музей интересен тем, что в нем отражена не только история и культура анийской ветви армянства, но и показаны наряду с армянским бытом домашняя утварь тех лет, сельскохозяйственные орудия труда, изделия декоративно-прикладного искусства, а также картины армянских живописцев, уроженцев Мясниковского района.
Когда-то известный донской искусствовед, автор фундаментального труда о донских армянских художниках «От первого приюта до наших дней» Валерий Васильевич Рязанов сказал мне, что не каждая европейская страна может похвастаться таким количеством известных художников, какое подарили миру Мясниковский район и Нахичевань-на-Дону. И этим фактом мы по праву можем гордиться.
Как я уже писал, в экспозиции музея представлены традиционные костюмы и предметы одежды донских армян.
А еще создана при Историко-этнографическом музее уникальная фольклорная группа «Цахкепунч», выступления которой проходят не только в залах музея, но и на открытой площадке, где установлена армянская дворовая печь (пур). Кстати, во дворе, недалеко от музея, располагаются также уникальные исторические экспонаты — древние армянские хачкары (камни-кресты). Напомню, что хачкары нередко называют молитвой Господу, отраженной в камне. Настолько хачкары были важны армянам, что они их привезли с собой из Крыма. Конечно, и сегодня армяне устанавливают хачкары в память о каких-то важных событиях. Хачкары — это поистине уникальное наследие донских армян.
Историко-этнографический музей давно стал центром притяжения донской интеллигенции, центром культурной жизни Дона. Здесь проводятся различные фестивали, этнографические мероприятия, концерты.
Пожалуй, самый известный праздник, который отмечается в Мясниковском районе, это фестиваль, посвященный пирожкам с лебедой. Эти пирожки давно стали брендом донских армян. Многие ростовчане, жители Ростовской области и гости нашего края специально приезжают в Чалтырь, чтобы попробовать эти вкусные армянские пирожки. Не говоря уже о том, что Чалтырь давно в нашей стране признали шашлычной столицей юга России.
Конечно, о самобытной кухне донских армян можно говорить долго. Но важно то, что традиции народа бережно хранят и популяризируют в Историко-этнографическом музее Мясниковского района.
Когда меня спрашивают, в чем смысл жизни, то я отвечаю, что в преемственности. Должна существовать преемственность поколений и добрых традиций. Иначе теряется смысл нашего существования. Кому будут нужны знания, если они не передадутся последующим поколениям?
Помните, как писал выдающийся советский поэт Владимир Маяковский? Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Те исторические знания, те экспонаты, которые хранятся в Историко-этнографическом музее, не просто кому-то нужны, они важны для будущего нашего народа, для будущего всего донского края.
Ведь за годы своего существования Историко-этнографический музей Мясниковского района стал важнейшим культурно-просветительским центром донских армян. Но самое главное заключается в том, что вся деятельность музея направлена на формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к своим корням, к культуре и историческому наследию донских армян, а также на укрепление взаимопонимания и дружбы между народами, живущими на Дону.
Какова роль личности в истории?
С моей точки зрения, личность в истории играет пусть не определяющую, но немаловажную роль. Конечно, несомненная заслуга в том, что Историко-этнографический музей Мясниковского района стал центром притяжения интеллигенции Дона, принадлежит работникам этого учреждения. Нельзя не отметить подвижническую деятельность и лично заведующей Анаит Суреновны Даглдиян. Анаит Суреновна смогла создать особую творческую и доброжелательную обстановку в музее. Именно она встречает дорогих и уважаемых гостей. И именно она, как руководитель, находит общий язык со многими руководителями района и области. Кстати, следует отметить, что администрация Мясниковского района и села Чалтырь всегда с большим уважением относятся к деятельности Историко-этнографического музея, всячески поддерживая его просветительскую деятельность.
Когда-то наш знаменитый земляк и художник Мартирос Сергеевич Сарьян заботился о том, чтобы у нас на Дону появился музей, рассказывающий о культуре и истории донских армян. Он писал художнику Сейрану Хатламаджияну:
«…Меня очень интересует Мясниковский район: как там идут дела? Что там думают об открытии музея? И кто может конкретно заниматься этим делом?».
Уверен, что великий художник был бы рад, если бы узнал, кто сегодня работает в Историко-этнографическом музее и как там обстоят дела.
Как верно заметил в своем выступлении на торжественном вечере в Детской школе искусств имени М. Сарьяна в селе Чалтырь, посвященном юбилею Историко-этнографического музея, священник, настоятель армянского храма Сурб Амбарцум (Во имя Святого Вознесения) Тер Тадеос, музейные работники близки к людям, к своему народу. Ведь когда рассказывают об этом учреждении, то всегда произносят «наш музей». А это говорит о многом, прежде всего о людском признании, об уважении и любви соотечественников.
Японцы говорят: «Тигры умирают и оставляют свои шкуры; люди умирают и оставляют свои имена». А у музея важная миссия — хранить память о достойных людях. И эти люди, примеры их достойной жизни всегда будут с нами. Пока мы помним о них.
Выдающийся литератор и академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что «память преодолевает время». По-моему, сказано очень точно.
Я не сомневаюсь, что с помощью Историко-этнографического музея Мясниковского района мы будем преодолевать время, сохраняя традиции и культуру предков.
Хочу также от себя лично поздравить работников Историко-этнографического музея с юбилеем. Пожелать процветания и творческих успехов.
Георгий БАГДЫКОВ.
Фото Хевонда ГАЙБАРЯНА и Историко-этнографического музея
Мясниковского района РО