nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

Имя и творчество М.С. Сарьяна (1880-1972) известны всему миру и неотделимы от достижений цивилизации нашего столетия. В своем искусстве он искал синтез европейской и восточной культур, идя к цели собственным или открытым путем. Предки будущего художника были армянами-переселенцами из Крыма, принесшими на Дон вместе со своими традициями, обычаями высокую самобытную культуру.

Вскоре после рождения сына отец перевозит семью в маленький степной хутор, что приютился среди разнотравья и камыша у речки Самбек. «Здесь именно, в природе, провел я свои лучшие детские годы. Отсюда, быть может, моя любовь к природе…», — напишет впоследствии художник в книге воспоминаний.

После окончания в 1895 году Нахичеванского городского училища с поощрения опекавшего его старшего брата Ованеса и желая осуществить свою мечту стать художником, Мартирос поступает в 1897 году в лучшее российское художественное учебное заведение — Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проходит прекрасную профессиональную школу замечательных русских художников нового поколения — В. Серова и К. Коровина.

Глубокое, неизгладимое впечатление на Сарьяна произвела Армения, в которой он впервые побывал во время летних каникул в 1901 году, очаровавшись волшебной природой этой древней земли, которая теперь всегда будет присутствовать в его мыслях, думах, тревогах. После этой и последующих поездок в Армению и Закавказье молодой художник создает свой первый значительный цикл произведений — «Сказки», в которых тонко и чувственно сплелись поэзия и музыка, царящие в фантастическом мире природы.

Большую роль в творческой эволюции художника сыграли его поездки в Константинополь (1910 г.), Египет (1911 г.), Персию (1913 г.), откуда он привез холсты с таинственными египетскими масками, знойные пейзажи с финиковыми пальмами, портреты задумчивых персиянок с миндалевидными глазами. С его холстов пахнуло жаром красок того загадочного Востока, что своей пленительной тайной притягивал к себе многих художников, живших в России. Сарьян приобретает известность, его работы закупает Третьяковская галерея, он экспонирует свои произведения на выставках таких крупнейших творческих объединений начала XX века, как «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства».

В 1917 году вместе с семьей М. Сарьян возвращается на землю, где родился, — в Новый Нахичеван. Там, наряду с творчеством, много сил и времени он будет отдавать культурному строительству на Дону. В том же году будет написан по-сарьяновски неподражаемо красивый «Портрет Н. Комурджян». По пластическому совершенству и цветовой изысканности, по присущему только сарьяновским образам обаянию это произведение можно сравнить с портретом ростовской актрисы А. Хумашян, созданным художником в Ереване. В 1919 году Сарьяном был исполнен «Портрет Мариэтты Шагинян», вместе с которой он будет преподавать в нахичеванской художественной школе имени М. Врубеля. Мартирос Сарьян принял самое непосредственное участие в создании открывшегося в Ростове в 1920 году Донского областного музея искусств и древностей и входившей в него картинной галереи, а также Краевого армянского музея древностей и искусств. М.С. Сарьян являлся членом Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, игравшего значительную роль в культурной жизни Дона в первые десятилетия нового века, на выставках которого он показывал свои произведения.

В 1921 году Сарьян, теперь уже навсегда, переезжает с семьей в Ереван, где назначается директором Государственного музея Армении. Начинается новый этап в творчестве — он продолжает писать пейзажи, жанровые композиции, натюрморты, сотрудничает с театром, и все, чего касается неповторимая сарьяновская кисть, несет в себе особую светоносность, солнечность. Без эпитета «солнечное», говоря об искусстве Сарьяна, обойтись невозможно. Выдающийся русский поэт и художник Максимилиан Волошин в 1913 году писал: «Звуки, из которых составлено его имя, выражают все его искусство. Корень «сар» на многих восточных языках обозначает желтый цвет, то есть полноту цвета, солнечный ореол — царственное облачение мира…».

В 1928 году в Париже, в галерее Жерар, состоялась персональная выставка работ Сарьяна, в 1937-м он удостоен Гран-при на Всемирной выставке во Франции, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе награжден золотой медалью.

Сколько прекрасных людей, чистых и честных, видел, и знал, и написал за свою более чем 90-летнюю жизнь этот великий мастер: академик И. Орбелиани, поэты Е. Чаренц, А. Исаакян, А. Ахматова, балерина Г. Уланова, писатель И. Эренбург, кинорежиссер С. Эйзенштейн, композитор Д. Шостакович… Очень точно сказала о художнике-гуманисте искусствовед Г. Игитян: «Сарьян за свою большую жизнь не создал ни одного портрета плохого человека. Люди, которых он писал, стали символом нашей эпохи».
Валерий РЯЗАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *