nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община
Станица Ессентукская. Источник

Летний отдых в 60-90–е годы XIX-го и начале ХХ века у большинства жителей городов-соседей Ростова и Нахичевани-на-Дону ассоциировался с выездом на дачу с конца мая по начало сентября. Но это отнюдь не означало, что все члены семьи могли позволить себе наслаждаться летним сезоном.

Ростовцы и нахичеванцы, будучи людьми работающими, не могли себе позволить длительный отдых. Главам семей необходимо было совместить свои деловые интересы и желание домочадцев провести лето за пределами «жаркого и шумного» города. И в этом им помогали загородные дома, рас-

положенные недалеко от города (их называли дачами). Пока семья отдыхала, ее глава неустанно трудился, изредка навещая своих близких.

Уже в конце XIX века среди объявлений в газетах встречается достаточно много предложений о сдаче загородных домов в аренду в летний период. Но нахичеванцы, не имеющие собственных загородных домов, традиционно отправляли чад и домочадцев на дачу к более обеспеченным родственникам, друзьям и знакомым, о чем свидетельствуют воспоминания, сохранившиеся письма. Сестры Мариэтта и Магдалина Шагинян в подростковом возрасте гостили летом на дачах у своих многочисленных тетушек, как в Области войска Донского, так и за ее пределами. Сохранились письма Мариэтты, в которых она рассказывает о значимых событиях во время летнего отдыха, о занятиях, которым сестры посвящали свой досуг. Ее младшая сестра Магдалина, обладавшая педагогическим талантам, подтягивала своих родственников по ряду учебных предметов, а Мариэтта пробовала свои силы в написании газетных очерков.

Простые и непростые платья

Стереофотография (стереопара) «К.М.В. Кисловодск. «Красные камни»

Заранее, еще до начала летнего сезона, представительницы слабого пола приступали к подготовке гардероба для дачного отдыха и пикников. Шились «простые» платья из полотна или шитья, для «особых случаев» нарядные из фуляра, муслина и т. п. Обязательным атрибутом летнего дамского туалета была круглая соломенная шляпка, которая, по утверждению модельеров того времени, легко снималась и надевалась, не портила прически. Соломенные шляпы украшались цветами, бантами из лент. Кружевные зонтики от солнца и нитяные перчатки цвета слоновой кости, кремового, желтого цветов дополняли наряд.

Маменьки, имевшие детей, проходивших курс обучения в классических, частных гимназиях или иных учебных заведениях, в которых было обязательным ношение форменной одежды, запасались официальными разрешениями на право ношения не форменной одежды во время летнего отдыха.

Дачный отдых не ассоциировался с понятием «блаженного безделья». Хозяйственные маменьки варили варенье, заготавливали лечебные травы, не забывая за хозяйственными хлопотами о непрерывности процесса воспитания чад.

Лето. Застолье в армянском парке. Сурб Хач. 1911 г.

К традиционным развлечениям относились: чтение «полезных книг», музыкально-танцевальные вечера, занятия географией с использованием оптического бинокулярного прибора стереоскопа и стереофотографий (стереопар), создававших иллюзию объемности изображения. С особым удовольствием рассматривались фотографии, выполненные во время путешествий близкими и друзьями.

Кавказские страхи

Событием для многих горожан становились оздоровительно-познавательные поездки на Кавказские Минеральные Воды: Кисловодск, Пятигорск, станица Ессентукская и др.

В Ессентукской можно было приобрести в собственность участок земли со строениями (порой из самана под соломенной крышей) по приемлемой цене, чем и пользовались ростово-нахичеванские обыватели.

Дача. Окрестности монастыря Сурб Хач. 1900 г.

В начале ХХ века одним из популярных туристических маршрутов становится и Военно-Грузинская дорога. В журнале «Всемирный путешественник» за 1887 год для желающих проехать по Военно-Грузинской дороге сообщалась следующая информация:

«Кавказ не имеет веселого, мирного вида европейских Альп: в нем все угрюмо! Вдобавок, Кавказ отличается еще недоступностью своих высоких перевалов, своею непроходимостью. Дороги, ведущие через него, представляют собою лишь невозможные тропинки, и рассказы лиц, проходивших по таким тропинкам, полны поразительными, иногда даже страшными подробностями. Путнику приходится ступать с величайшей осторожностью, ведя лошадь на поводу, по узенькой, скользкой дорожке. С одной стороны у него отвесная горная стена, а с другой обрыв<..>.

Стереофотография (стереопара) «Военно-Грузинская дорога». Н. ХХ в.

Если застигнет на пути густой туман с дождем и снегом, что часто случается и летом в горах, то необходимо остановиться и стоять неподвижно, хотя зубы стучат от холода. Были примеры, что люди, непривычные к горным переходам и впечатлительные, не выносили ужасов подобных тропинок, их нервная система изнемогала под влиянием испытанных потрясений, и они сходили с ума».

Но если судить по значительному количеству любительских фотографий с видами Военно-грузинской дороги, хранившихся в семейных альбомах, ростовцы и нахичеванцы обладали железными нервами.

Своими глазами

В конце ХIХ-начале ХХ ве-ка в ряде учебных заведений Российской империи педагоги осознали необходимость введения экскурсий в программы по ряду предметов, видя в них одну из эффективных форм обучения и важное средство патриотического воспитания. Новация была поддержана классическими мужскими гимназиями, реальными и техническими училищами Ростова и Нахичевани-на-Дону.

Объявление о сдаче в аренду дачных домиков. Напечатано в газете «Приазовский край» от 05.06.1894 г.

На всех железных дорогах Российской империи для групп экскурсантов-учащихся устанавливался удешевленный

проезд в вагонах третьего класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстояние до 50 км предоставлялся бесплатный проезд (специальный тариф № 69009 от марта 1902 года).

В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершающих групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах вплоть до 1917 года.

В газете «Приазовский край» в 1900-1916 годах неоднократно публиковались снимки ученических экскурсий.

Популярный журнал «Русский экскурсант» предлагал организовывать отдых на природе в соответствии со следующими рекомендациями:

«Избрав поживописней место за городом, лучше на берегу пруда или реки <…>. После прибытия на место и необходимого краткого отдыха занимаемся приготовлением неприхотливого завтрака, для чего в специально привезенных с собой котлах учениками варится пшенная каша, картофель и уха, если удалось достать рыбы; на полянке приготовляется чай с бутербродами. После утоления голода вся школа разбивается на группы, из которых каждая занимается, чем хочет. В ходу футбол, лапта, прыгание с крутизны в песок, снятие фотографических групп, собирание на берегу реки ракушек, катание на лодке и т. п. День быстро склоняется к вечеру <…> и все усталые, но веселые и довольные, с музыкой и песнями возвращаются в город».

Наиболее часто ученические экскурсии наведывались в города Области Войска Донского — Таганрог и Новочеркасск, Посад Азов. Экскурсанты знакомились не только с историческими памятниками, но и посещали фабрики и заводы. Обязательными были длительные пешие прогулки.

Ежегодно с конца XIX века группы учащихся из Нахичевани-на-Дону (только мальчики, «показавшие успехи в учебе и поведении») посещали Эривань (Ереван) и Эчмиадзин, поездку оплачивали или городские власти, или благотворители.

Память о счастливых беззаботных летних днях ростовцев и нахичеванцев осталась для нас на фотографиях, бережно хранившихся не одно десятилетие в семейных альбомах, трогательных путевых заметках в открытых письмах и в других личных источниках.

Материал подготовила
Маргарита СОКОЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *