«Если разделить на отдельные фрагменты все трагедии, которые пережило человечество на всем протяжении своего существования, то самым ужасным среди них, несомненно, является мученичество армянского народа».
(А. Барбюс).
Сегодня Республика Армения составляет лишь малую часть, менее одной десятой, исторической Армении. Государство армян, как называли ее древние: Armenia Maior (Великая Армения), простиралась на Армянском нагорье к северо-востоку от Анатолии, и занимала площадь более 400 000 кв. км, которая довольно четко со всех сторон была ограничена реками и озерами. На востоке – Каспийским морем, на севере – рекой Курой, на западе – Евфратом, на юге — частично Тигром, частично – озером Урмия. Почти в центре этой обширной территории величественно возвышаются две вершины Большого и Малого Арарата (5165м и 3925м), к склонам которых по библейскому преданию и причалил Ноев ковчег.
«И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Бытие 8: 4-5).
К западу от этой территории, по ту сторону Евфрата, между городами Себастия на севере и Мелитена на юге, простирается область, именовавшаяся древними Armenia Minor (Малая Армения). Не следует эту древнюю Малую Армению смешивать с армянским государством в Киликии, существовавшим на берегу Средиземного моря с 1080 по 1375 годы, которое также называют Малой Арменией.
Помимо этого, в Библии неоднократно упоминаются «горы Араратские» и «Страна Араратская». Таким образом, Армения и ее народ еще задолго до принятия христианства оказываются, связаны с самым началом истории спасения.
Итак, по окончании всемирного потопа Ноев ковчег причалил к Арарату. С ним с ковчега сходят три его сына: Сим, Хам и Иафет. У Иафета семеро детей, в числе которых Гомер; Гомер, в свою очередь, родит Фираса; сыном Фираса был Форгом/Фогарма (Торгом) (Бытие 10:1-3). А от него родилось множество детей, положивших начало кавказским народам и их соседям; среди них был и hАйк прародитель армян.
Согласно истории Мовсеса Хоренаци, hАйк, не желая покорствовать Нимроду (Быт. 10:9), который хотел, чтобы все жители земли поклонялись бы ему как богу, после рождения сына своего Арменака в Вавилоне, отправляется в землю Араратскую (где Ной, после потопа сделал первое жертвоприношение Живому Богу), что в странах севера, с сыновьями, дочерьми и сынами своих сынов, людьми сильными, числом около трехсот, в сопровождении своих домочадцев и людей пришлых, присоединившихся к нему со всем своим имуществом. Нимрод же утвердив владычество свое над всеми, отправляет на север одного из сыновей своих в сопровождении верных людей с предложением hАйку покориться ему и жить в мире. «Ты поселился, — говорит он hАйку, — посреди холодных ледников! согрей, смягчи холод оцепенелого, гордого твоего нрава и, покорившись мне, живи в тишине в обитаемой мною стране, где только будет тебе угодно». Но hАйк отослал послов Нимрода суровым ответом.
Тогда Нимрод, собрав воинскую силу, приходит на север в землю Араратскую. Мудрый, разумный исполин с густыми кудрями, поспешно собрав сыновей своих и внуков, людей мужественных и искусных стрельцов, числом очень ограниченных, так же присоединив к ним и людей, находившихся под своей властью, говорит им: «…Или умрем, и все домочадцы наши поступят в рабство Нимроду, или же, показав на нем меткость перстов наших, рассеем его полчище и одержим победу»… Войско Нимрода потерпело поражение, а сам Нимрод был убит hАйком (в этой битве и будет заложена судьба армянского народа). После чего hАйк со своим народом утвердился в этой земле. И поэтому, страна наша называется hАйк или hАйастан, по имени родоначальника нашего.
По равнинам Армянского нагорья, расположенным на стыке Европы и Азии, неоднократно проходили кочевые племена и народы, монгольские орды и войска Тамерлана, их пересекали арабы и туркмены, разрушая, грабя и разоряя все вокруг. Армения с самого начала своей истории была театром непрерывных воин. Окруженная недружелюбными соседями, которые стремились ее захватить и положить конец не только ее государственности, но культуре, и даже самому народу, она часто оказывалась яблоком раздора между велики державами. Так, армяне испытывали на себе гнет многих властителей (в том числе и христианских), неоднократно деливших между собой их землю: Селевкидов и персов, парфян и римлян, византийцев и сасанидов, арабов и сельджуков, монголов, туркменов и османов…
Армянский народ за свою историю пережил горький опыт потери государственности, депортации, рассеяния, чудовищного геноцида в 1915 году, семидесятилетнего господства коммунистического режима… И уже в последние годы – землетрясения 1988 года, блокады и мрака, голода и холода, Арцахской войны и хаоса…
«Таким образом, большая книга истории Армении насчитывает много страниц страдания. И, тем не менее, несмотря на все эти испытания, которые могли всерьез угрожать выживанию народа, армяне не только пережили все перипетии своей истории, но и создали одну из самых своеобразных и интересных цивилизаций»1.
Из книги Гевонда Вардапета «Григорий Татеваци и его нравоучение»
1 — 1700 лет верности. Д. Гуайта Москва 2002