Несколько месяцев назад я познакомился с молодым и талантливым хореографом, руководителем школы армянских этнических танцев «ЗАРК» Гургеном Норояном, чтобы взять интервью, и благодаря нашей встрече мне стали известны ответы на многие вопросы, касающиеся армянских танцев.
— Гурген, как вы пришли в мир танца и есть ли в вашем роду танцоры?
— Здравствуйте. В мир танца я пришел в возрасте 19 лет, это довольно уже взрослый возраст. Но я хочу сказать, что я потомок мушских, сасунских и хутских армян, для которых танец является важной составляющей жизни. Поэтому конкретно танцоров, кто занимался именно танцами как основной деятельностью, я не знаю, но уверен, что все танцевали. Поэтому, думаю, что мне это тоже передалось с молоком матери, можно сказать.
— Разделяет ли супруга ваше увлечение?
— С супругой мы вместе занимались в ансамбле «Звартноц» где я начинал свой путь как танцор. На данный момент она мне очень помогает во всех организационных вопросах и, конечно же, она тоже «горит» армянскими традиционными танцами. Поэтому я точно скажу, что разделяет.
— Как возникла идея основания школы армянских танцев «ЗАРК» и когда?
— Наш коллектив очень молодой, нам всего 1,5 года.
Я всегда увлекался традиционными танцами, а друзья, зная это, просили что-то рассказать, показать, научить, и так постепенно у меня накапливался опыт преподавания.
Как-то раз на одном из мероприятий Донского союза армянской молодежи (ДСАМ) ребята попросили меня поставить танец. По окончании выступления мне предложили и дальше выступать при ДСАМе. Я тогда воспринял это скептически, потому что не видел себя настолько далеко, чтобы столько времени уделять этому. Но рискнул. Мне это очень понравилось, ребятам тоже. Это 2019-2020 годы. Тогда школа танцев называлась «Ахпюр». Она была именно при ДСАМе, мы занимались раз в неделю, и таким образом я набирался опыта. Но потом начался COVID, нельзя было проводить массовые мероприятия, поэтому занятия мы отменили. А уже через два года мы открыли школу танцев «ЗАРК».
— «ЗАРК» с диалекта донских армян — это «ударь». Именно так на самом деле переводится и название вашего ансамбля?
— «ЗАРК» — это, скорее, «удар» или «хлопок». Мой любимый танец — «Ярхушта», мужской боевой танец, где танцоры бьют по ладоням друг друга, звучит хлопок. Отсюда и название «ЗАРК». И также в название я вкладываю такой смысл, что происходит возрождение армянских традиционных танцев.
— Есть ли у вашего коллектива награды?
— У нас много благодарственных писем. Мы часто выступаем на городских мероприятиях, различных мастер-классах, где обучаем, показываем, рассказываем про танцы.
По традиционным танцам очень редко проводятся конкурсы. Жаль, что нет большой конкурсной базы, но у нас есть немалый опыт выступлений, где мы всегда стараемся ярко подать нашу культуру.
— Как вы подбираете свой репертуар и каким танцам отдается предпочтение?
— Все традиционные тан-цы — это наш репертуар. В основном, мы танцуем танцы мушских, сасунских армян, потому что в этом регионе культура ярче выглядела и можно сказать, что больше была развита танцевальность и сохранена до прошлого столетия.
— В чем отличие традиционных танцев от сценических?
— Это вопрос, на который можно отвечать очень долго, но если взять основные моменты: традиционные — это танцы, которые танцевали на-ши предки тысячелетиями и в каждый танец вкладывали свой смысл. То есть боевые — перед боем или после победы. Есть танцы тотемные, чтобы зарядить новое начинание на успех, на то, чтобы все плохое убрать из семьи, язык танца безграничный, и идет он из глубины веков.
Хочу отметить, что традиционные танцы — это двигательный язык армянского народа, они как армянская речь, письменность. Поэтому если все эти танцы вместе взять и рассмотреть, то они имеют определенную закономерность. Яркий пример — это движение вправо. Когда ряд танцоров движется вправо, то они движутся в сторону благого. Всем известно, что Вселенная движется по кругу против часовой стрелки, поэтому люди зная это, понимали, что движение против часовой стрелки ведет к благому. Одна из особенностей армянских традиционных тан-цев — это то, что здесь все движения естественны.
Сценические же танцы несут под собой базу балета. В советское время армянские традиции убирались как основа, ею ставился балет, где преобладали вытянутые движения ног, рук, то есть механика совсем иная, не соотносящаяся с внутренним миром людей, которые живут в основном в горах.
— Вы были знакомы с руководителем ансамбля «Карин» Гагиком Гиносяном. Что вы у него переняли?
— Я хотел бы сказать, что господин Гиносян танец использовал как инструмент передачи армянского духа, гена, идеологии. Он мне говорил: «Гурген, наши танцы — это танцы со смыслом. И при их постановке в первую очередь нужно опираться на смысл». Смысл каждого движения танцев — это то, что я перенял от господина Гиносяна.
— Как можно стать участником вашего коллектива и с какого возраста?
— У нас есть несколько групп: детская — от 7-8 до 14 лет, старшая — от 14 до 35 лет, и самая старшая – 35 лет и выше.
— Танец для вас — это наслаждение, искусство или профессия?
— Все эти пункты для меня танец. Но первостепенно я получаю удовольствие от дела, которым занимаюсь. И готов это делать, сколько даст Бог.
P. S. 13 июля 2024 года в Ростове-на-Дону на сцене Зеленого театра состоялся первый сольный концерт ансамбля «ЗАРК». Поздравляю ребят и их талантливого хореографа с этим значимым событием и желаю новых успехов.
Яков ЧУБАРОВ