Недавно в Армении произошел вопиющий случай, о котором я не могу промолчать и, возможно, это будет впервые за восемь лет существования рубрики «Антитопор», когда мы обсудим не деяния географического восточного соседа, а свои личные деяния. Они порой часто и становятся преградой для армянских внешних связей, из-за чего впоследствии наш народ удивляется отсутствию каких-либо союзников. На этот раз речь пойдет о Махатме Ганди, памятник которому осквернили в Ереване.
АРМЯНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ
Нам и врагов не нужно, мы сами их создадим. А причина в том, что мы отвыкли думать, читать хорошие книги, быть дальновидными, и, главное, мы отвыкли быть дипломатами. А ведь были времена, когда дипломат был синонимом армянина на Востоке. И если армянская дипломатия уступала какой-либо профессии, то только купечеству. Для ряда стран представители армянской национальности были даже законодателями дипломатии. Почти каждый второй дипломат Османской империи в Европе были армянином. В этом легко убедиться, если заглянуть в историю османской дипломатии. Также добавлю, что первыми дипломатами Эфиопии были армяне, в Египте один из первых министров иностранных дел, армянин Богос Юсуфян в Британской Мьянме… В числе первых советских послов были армяне-дипломаты. Даже в сложных регионах, где дипломаты имеют особый статус, и там армяне-дипломаты. Например, исторически послами США в Израиле назначаются граждане США еврейского происхождения. Исключение было лишь однажды, в 90-х гг., когда американский дипкорпус в Израиле возглавил армянин Эдуард Джереджян. Или подобный пример с палестинцами: послами Палестины всегда были сами палестинцы, но и в этом случае сложилось исключение в 2015 г., когда Палестину в Великобритании представил Мануэл Гасесян…
А как вам американо-мексиканские вечно напряженные связи? В самые громкие периоды именно армяне представляли Мексику в США и США в Мексике. Сначала это произошло в 1861 году, когда президент США Авраам Линкольн назначил армянина Томаса Корвина своим министром в Мексике, а так как Корвин был противником Американо-мексиканской войны, то заслужил уважение местного мексиканского населения, и, несмотря на войну, построил хорошие отношения с соседней страной. Позже, уже в «нулевых», когда американо-мексиканские сношения снова были близки к кризису, Мексику в США представил Чрезвычайный и полномочный посол, армянин Артуро Сарухан. Он пробыл на посту мексиканского посла в США с 2006 по 2013 год, за эти годы ему удалось искоренить спорные моменты в непростой истории мексикано-американских связей.
СЕГОДНЯ
Но что с нами происходит сегодня? Почему мы, вместо того, чтобы обзаводиться друзьями и союзниками, ищем себе новых врагов там, где их нет? Недавно в Ереване осквернили памятник индийскому национальному лидеру Махатме Ганди. Памятник был поставлен на средства Посольства Республики Индия в Армении год назад. Из соседнего государства пустили утку, что Ганди, дескать, поддерживал Ататюрка в Геноциде армян. Армянские собиратели сплетен, не вдаваясь в подробности, пошли войной на памятник. Выдрали таблицу и, что называется, отомстили каменному Ганди. Причем депрессивно-доблестная армянская журналистика почти неделю молчала о происшедшем. Зато активно проявили себя азербайджанские журналисты, написавшие об этом и подкинувшие информацию коллегам в Индии.
И вот, не дожидаясь от армянской стороны оправданий, ведущие индийские СМИ написали о кощунстве над памятником Ганди в Армении. Это были самые главные издания Индии — Hindustan Times, The Indian Express и The Statesman.Учитывая, что Азербайджан в тесном содружестве с Пакистаном, — главным врагом Индии и врагом Армении, — нам бы наоборот усилить армяно-индийские связи, а мы их разрываем собственными же руками. К тому же в то самое время, когда Армения в коллапсе после известных событий. Да и когда эти вандалы находят время на памятники, коль границы Армении сейчас в опасности и каждый день приходят сводки о нарушении границ со стороны азербайджанской армии? Не проще ли отправиться на границу и защищать Отечество от вражеских сил, нежели воевать с памятниками? Я понимаю, что ответа на этот вопрос не последует, т.к. варвары не читают газет. Но все же возьму на себя ответственность и вкратце расскажу о Ганди, его отношении к Геноциду армян. Может, кто-то из читающих передаст громилам эти строки.
Итак, начну издалека, чтобы прояснить картину. Настоящее имя Махатмы Ганди — Мохандас Карамчанд Ганди. «Махатмой», «Великой душой», его назвал индийский писатель и поэт Рабиндранат Тагор. И неспроста. Образ жизни, как и философия Ганди, были вегетарианскими. Он боролся против насилия, войн… Он даже в мухах видел особую миссию в творчестве Бога.
Многие гении порой сравнивали Ганди с христианскими святыми, хотя сам Ганди был индуистом… Тот же Тагор, осудивший Геноцид армян, сравнил Ганди с Буддой. А Эйнштейн сказал: «Будущие поколения, возможно, и не поверят, что такой человек во плоти и крови ходил по земле».
Ганди одинаково уважительно относился ко всем религиям. За это и был убит фанатиком-индусом. В 1947 году, перед тем, как Индию покинул последний британский солдат, Лондон решил отомстить индийцам за свое изгнание из колонии, натравив индусов на мусульман и создав ажиотаж вокруг раздела Индии на два государства — индуистского и мусульманского. Ганди пытался помешать этому. Призывал и индусов, и мусульман не поддаваться на провокации и сохранить Индию целостной страной. Иначе говоря, Ганди был против становления государства Пакистан на земле индийской. Но конфликт нарастал с новой силой. При поддержке англичан Индия раскололась. И не на два, а на пять государств — Индию, Пакистан, Восточный Пакистан (Бангладеш), Мьянму и Бутан. И если сейчас с большинством соседей у Индии сложились вполне комфортные отношения, то с Пакистаном отношения до сих пор взрывоопасны из-за территориальных споров вокруг Кашмира. Так же не секрет, что Пакистан был и остается единственным государством, которое не признало Армению, находясь в тесном содружестве с Азербайджаном. Армении стоило бы тесно сотрудничать с Индией во всех областях. И это подсказывает даже последняя война в Арцахе, в которой были задействованы Азербайджаном и пакистанские отряды… Но вернемся к историческим фактам.
Вандалы, осквернившие памятник Ганди, оперируют тем, что, он, дескать, дружил с Ататюрком. Поспешу заметить, что Ататюрк не входил в 1915 году в триумвират, по чьему приказу был совершен Геноцид, и, главное, Ганди не дружил с Ататюрком. Эту «дружбу» приписали индийцу из-за писем, которые он писал Мустафе Кемалю. Но они никогда не встречались. Пацифистская позиция Ганди заставляла его идти на переговоры хоть с Дьяволом. Но не для того, чтобы сотрудничать с ним, а чтобы указать на его ошибки, образумить. Например, известно, что Ганди дважды писал письма Гитлеру, обращаясь к нему со словами «Дорогой друг, Гитлер». Индиец искренне полагал, что любовью и уважением можно одолеть зло. Но стоит ознакомиться с содержанием письма, как становится понятен мирный посыл Ганди. В Израиле или России могло бы кому прийти в голову снести памятник Ганди из-за этого письма? Отнюдь! Точно так с почтением он писал и Ататюрку. Да, Ганди был против раскола государств, так как видел в каждом из них пример Индии. Соответственно, Ганди был против раскола и самой Османской империи. Что касается «армянского вопроса», то в письме к христианскому миссионеру Эндрю Ганди писал, что «Османская империя должна быть восстановлена с учетом самоопределения арабов и армян». Также сказал, что он ничего не знает об Армении, но что он бы не хотел, чтобы Армения прекратила существование. По словам Ганди, «армяне имеют полное право иметь автономию как внутри империи, так и вне ее».
Вот что с нами делает банальная неосведомленность. Порой мы сетуем на соседей, разрушающих наши памятники, но в собственном глазу бревна не замечаем. Врага можно вылепить из чего угодно, а вот обрести верных и надежных друзей — это дорогого стоит. Здесь нужны усилия. Индия тянется к Армении. Почему же мы столь нехотя протягиваем руку? Чтобы вы понимали, Ганди для Индии — это как Ленин для СССР, как Ататюрк для Турции, как Гейдар для Азербайджана, как Боливар для Латинской Америки или Фидель для Кубы. С той лишь разницей, что в Индии с этим без фанатизма. Его просто почитают как великого индийца, отца современной Индии. Поэтому, оскверняя памятник Ганди, мы оскверняем армяно-индийские отношения, идущие из глубины веков. Стоит над этим задуматься.
Вадим АРУТЮНОВ,
автор и ведущий рубрики «Антитопор»