nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община

В ноябре 2023 года исполнилось 90 лет со дня рождения уроженца хутора Красный Крым Мясниковского района Ростовской области, героического летчика, удостоенного звания «Лучший по профессии» Ашота Агоповича Хаишбашева.
По окончании школы девятнадцатилетний Ашот начал задумываться о будущей профессии. Среди вариантов были моряк, железнодорожник. Но однажды в Ростове ему на глаза попалось объявление о наборе в летное училище. И решение было принято моментально.
В 1952 году Ашот поступает в Краснокутское летное училище Гражданского воздушного флота СССР в Саратовской области. Он всегда с теплотой вспоминал о годах учебы как о самом счастливом послевоенном времени и о том, как их гордо звали «сталинскими соколами». В 1954 году он выпускается из училища пилотом 4-го класса ГВФ и приходит работать в Ростовский аэропорт пилотом на ПО-2 — возит почту и пассажиров на местных авиалиниях.
Ростовский аэропорт постоянно расширял географию полетов, получал современную авиационную технику. Ашот Агопович прошел много курсов переобучения и повышения квалификации, освоил пилотирование в качестве второго пилота, а затем командира АН-2, ИЛ-14, АН-10, АН-12, ТУ-134, ТУ-154.


Был в летной карьере Ашота Агоповича неординарный случай. 3 июля 1971 года обычный рейс АН-10 Москва-Ростов-на-Дону. Вот уже виднеются строения родного аэропорта. Самолет идет на снижение, как внезапно отказывает левое шасси. Попытки его выпустить оказываются тщетными. Нужно принимать срочное решение. Посадить самолет на «брюхо»? Нет — это небезопасно. А тем временем на взлетную полосу были стянуты машины скорой помощи, пожарные. Все аэродромные и инженерные службы внимательно следили за движением самолета. Командир экипажа принял решение использовать последнюю возможность — выпустить шасси вручную, параллельно выжигая топливо, кружа над аэродромом. Пассажиры начинают волноваться. Проходит около 20 самых страшных минут, прежде чем удается осуществить маневр совместными усилиями членов экипажа и пассажиров. Наконец АН-10 благополучно садится на взлетную полосу. За находчивость и отличное выполнение служебных обязанностей члены экипажа приказом по Северо-Кавказскому управлению гражданской авиации были награждены ценными подарками. Ашоту Агоповичу Хаишбашеву вручили наручные часы.
А сколько таких ситуаций случалось в летной карьере Ашота Агоповича? Его экипаж был включен в группу, осуществлявшую полеты в Афганистан в самые тяжелые дни войны.
Ашот Агопович в сложных метеоусловиях летал на Север и Дальний Восток, в страны социалистического лагеря. Как лучший пилот ростовского авиаотряда, в составе делегации Советского Союза, побывал в Париже.
В 1978 году ему было присвоено звание «Лучший по профессии».
Скончался Ашот Агопович в возрасте 85 лет и похоронен на кладбище родного хутора Красный Крым.
Имя Ашота Агоповича Хаишбашева увековечено в книге «Известные армяне Ростовской области», которая вышла в свет в январе 2023 года.

Яков ЧУБАРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *