nnao
Нахичеванская-на-Дону армянская община
На презентации своей книги «Мир армян Александра Ерканяна» в Ростове-на-Дону

В прошлом номере нашей газеты мы написали о презентации книги «Армянский мир Александра Ерканяна». Сегодня мы предлагаем вам интервью с автором. О добре и зле, месте армян в мире — Александр Ерканян.


— Александр Леонович, каждый из нас, армян, наряду с болью за происходящее на нашей исторической родине, в Армении, сегодня особенно чувствует свою ответственность перед будущим народа в целом. В вас она, должно быть, отзывается особенно остро, ведь вы наследник сразу нескольких славных армянских родов. Расскажите о них, пожалуйста.


— Да, вы правы, моя родословная ко многому меня обязывает. По линии отца я родом из Эрзерума — армянского города, находящегося на территории Западной Армении, входившей в состав Османской империи. Но во мне также течет кровь таких известных арцахских родов, как Мелик-Пашаевы, Авакяны-Агамаловы и Авакяны-Ханферянцы, чем я немало горжусь.


Отец мой был юристом, профсоюзным деятелем, известным и уважаемым человеком в Ереване. Среди Ерканянов было немало людей, чьи имена можно найти в энциклопедических справочниках не только Армении и России, но и мира. Моего деда Тирана Ерканяна называют одним из выдающих армянских зодчих. Его родной брат Ваге Ерканян был известным революционером, его именем названа одна из улиц грузинского города Ахалциха. Среди родственников отца были и есть известные историки, композиторы, дирижеры, пианисты. Но, пожалуй, самой яркой личностью в нашем роду был легендарный Арам Ерканян. После произошедшей с нашим народом в Османской Турции трагедии, он, будучи довольно молодым человеком, стал участником операции «Немезис» («Возмездие») и первый привел в исполнение заочный приговор Стамбульского трибунала в отношении главных убийц нашего народа — самых кровавых лидеров партии младотурков. Перебравшись потом в Румынию. он начал издавать газету «Армения». Затем, эмигрировав в Аргентину, написал книгу воспоминаний «Так мы отомстили», рассказывающую об операции «Немезис». Его имя высоко чтут армяне всего мира, а его могила в Кордове является местом паломничества латиноамериканских армян.

В городе Владимир у памятника-родника, посвященного памяти карабахского села Чайлу


Не менее интересна история рода моей матери. Благодаря ей я нахожусь в родстве с классиком армянской литературы Александром Ширванзаде (Мовсисяном), одним из руководителей советской нелегальной разведки Рубеном Агамаловым, выдающимся армянским художником-портретистом Степаном Агаджаняном, известным армянским актером и театральным деятелем Ованесом Абеляном, тесно, кстати говоря, дружившим с Федором Шаляпиным. Девичья фамилия моей мамы Мелик-Пашаева. Она принадлежит к одному из самых именитых княжеских родов Арцаха (Карабах). Как и в случае с моим отцом, в роду у мамы много известных профессионалов своего дела — ученых-нефтяников, военных, врачей. Но самым, пожалуй, знаменитым из Мелик-Пашаевых стал троюродный брат мамы Александр Шамильевич, признанный в свое время одним из самых выдающихся дирижеров мира.


— Впечатляющий список имен и деяний вы сейчас представили. Однако, перечисляя имена предков, вы забыли рассказать о самом близком человеке, о своей маме Нине Ованесовне Мелик-Пашаевой, выпускнице МГУ, одном из ведущих лингвистов-русистов Армении.


— Почему же забыл?! Память о маме во мне неизбывна. Прекрасно помню я и те строфы, которые посвятил ей великий Расул Гамзатов в поэме «Я влюблен в сто девушек» в главе «В купе»:

С легендарными супругами — разведчиками Геворком и Гоар Вартанянами


Не позабыть, пока живу,
Мне девушки одной,
Что как-то ехала в Москву
В одном купе со мной.
Спасибо, дорогой кассир,
Что дал места нам рядом,
Что с ней в одно окно на мир
Одним смотрели взглядом.
Так, рядом с ней, вдвоем, без слов
Всю жизнь я ехать был готов.
Да, моя мама действительно была в молодости очень красивая. Но мои родители были красивы и душой. Оба ушли из жизни довольно рано — в конце 1990-х годов. Конечно, мне их очень не хватает, но в последнее время думаю о том, что хорошо, что они не видят, как рушатся все те идеалы, на которых они опирались всю жизнь.


— Трудно в этом признаваться, но вы, видимо, правы. Произошедшее с нашей с вами прародиной Арцахом невероятной болью отзывается в сердцах. Любя своих родителей бесконечно, я тоже думаю о том, что Господь избавил их от этого испытания — знать, что земля, на которой наши предки жили со дня основания мира, отобрана у арцахцев в результате коварных и кровавых игр сегодняшних вершителей мира. В этой связи хочу спросить у вас как у человека мудрого, многое испытавшего и понявшего: как нам дальше жить, на какие ценности опираться? Что, в конце концов, делать?


— Что и говорить, каждый из нас тяжело пережил случившееся. Когда произошел исход нашего народа с коренных наших земель, в которых армяне, согласно многочисленным древним источникам и материальным артефактам, жили с незапамятных времен, у меня, признаюсь, случился сердечный приступ. Но я вот что думал и прежде в дни прошлых наших трагедий, и сегодня: видимо, Бог решил, что, кроме нас, никто больше не выдержит таких тяжких испытаний. Своими страданиями мы искупаем грехи нашего мира. Я историк и хорошо знаю, какую огромную роль в формировании и становлении современной европейской цивилизации сыграли армяне. Ведь, по сути, в основе ее лежит тот ментальный, культурный, интеллектуальный фундамент, который был заложен протоармянами, жившими много тысячелетий назад на Армянском нагорье. Именно эта земля и является своего рода праматерью, откуда пошли европейские народы. Как и своего рода матерью для христианской Руси стала юная армянская принцесса Анна, выданная ее венценосным византийским братом Василием II за будущего крестителя земли русской Владимира Красное солнышко.
Относительно вашего вопроса, с которым живем мы, армяне, не только сегодня, но и с тех пор, когда по воле наших жестоких гонителей нам пришлось рассеяться по миру, скажу так. Вопреки всем и всему мы будем продолжать жить, творить, любить, вопреки всему и всем останемся армянами, людьми сострадательным к чужой беде, трудолюбивыми и по сути своей мирными. Покинув, увы, вынужденно свою родину, будем честно и благородно служить той стране, тому государству, в котором живем. При этом не забывая о своих корнях, о том, откуда мы родом. Многие из армян, о которых рассказал я в своей книге, живя в самых разных уголках мира, никогда не были в Армении, не знают армянского языка. Но все они не только не отрекаются от своего армянства, но и гордятся своей причастностью к нашему народу. И делают это по праву. Земля наша, как ее ни крути, круглая. Историческая правда, уверен, восторжествует. Выдержав, преодолев все испытания, верю, мы выйдем победителями в этой битве Добра со Злом. Наш армянский мир — это мир добра, света, созидания. С этим убеждением я и живу. Доказательством правоты этих слов может служить и моя книга «Армянский мир Александра Ерканяна». Прочитав ее, думаю, вы и сами в этом убедитесь, станете моими единомышленниками.

Нонна МИРЗАБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *