Армяне в Грузии живут давно, очень давно, и это наложило отпечаток на облик грузинской столицы, бывшей некогда культурным и административным центром Кавказа. Сейчас, по прошествии 80-ти лет, об армянском наследии Тбилиси, да и всей Грузии, помнят только сами армяне, вернее, та часть, которая не утеряла своих корней и предков. Но с каждым годом армяне все больше и больше ассимилируются, и если дело пойдет так и дальше, лет через 50 в Тбилиси не останется армян. Нет, конечно, армяне будут, но под грузинскими фамилиями, что мы видим и сейчас. По рассказам самих армян, в Грузии очень легко поменять фамилию, особенно если ты армянин и хочешь стать грузином. О тбилисских армянах мы поговорим чуть позже, а пока – Джавахк. Там армяне составляли почти 94% населения.
Сегодняшний Ахалкалаки, несмотря на бодрые заверения властей Грузии и программу «Вызовы тысячелетия», направленную на строительство дорог, ничем не отличается от того, что здесь было 20 лет назад: разбитые дороги, бедность, безработица, массовый отток работоспособного населения в Россию. Все свои надежды местное население связывало с 62-й российской военной базой, которая под давлением Совета Европы была вынуждена уйти. Армяне остались без работы… Закрытие базы стало последним «вкладом» Эдуарда Шеварнадзе в постсоветскую Грузию. Но в Джавахке уверены, что русские все равно вернутся. «Когда они уходили, командующий базой сказал: мы уходим тихо, но вернемся с грохотом. Мы очень на это надеемся», – говорят армянские активисты. Есть еще одно: если Тбилиси продолжит свою политику по выдавливанию армян из своей родины, Джавахк пойдет на крайние меры вплоть до отделения. Но пока единственное требование армянского населения заключается в предоставлении автономии в составе Грузии, разрешении вести делопроизводство на родном языке, развивать культуру и литературу. Но именно этого официальный Тбилиси предоставить не может и не хочет.
C уходом военных на родину потянулись и духоборы. Сегодня в регионе осталось всего 300 человек, которые тоже скоро уедут.
Грубо говоря, положение армянского населения в Джавахке можно сравнить разве что с ситуацией в Нагорном Карабахе до 1988 года. В городе Ахалцихе, центре региона, армян почти не осталось. Зато есть турецкий университет, несколько строительных компаний с совместным капиталом. Все государственные учреждения Самцхе-Джавахети находятся в Ахалцихе, кроме управления по нацбезопасности Грузии. Оно находится в Ахалкалаки и, как рассказывают, следит за всеми активистами. А так как последних в Ахалкалакском районе слишком много, то в ход идут постоянные угрозы, запугивание, шантаж.
Во времена Саакашвили, да, наверное, и сейчас тоже, на армяно-грузинской границе были списки граждан Армении и России, въезд которым в Грузию запрещен. В списке депутаты, общественные деятели, эксперты, такие как депутат от правящей Республиканской партии Армении Ширак Торосян, глава джавахской диаспоры России Агаси Арабян и многие другие. Также на границе изымается любая литература на армянском языке. Да и на русском тоже.
Еще одно соображение. Почему-то, когда армяне начинают защищать своих соотечественников за рубежом, сразу же поднимаются разговоры о том, что «армяне, компактно проживающие на территории данного государства, хотят присоединиться к Армении». Начало этому абсолютно неправильному и абсурдному суждению положили азербайджанцы, для которых уже само слово «армянин» является ругательством. Не раз писалось, что Армения не имеет никаких территориальных претензий к Грузии. Но в последнее время армянская община Тбилиси и особенно Джавахк стали предметом спекуляций со стороны лиц, явно заинтересованных в ухудшении армяно-грузинских отношений. Возможно, эти люди живут в Баку или Анкаре.
Тбилиси
Но есть еще одна проблема, которая стала в последние дни актуальной: перестройка исторического района центра Тбилиси – армянского квартала Авлабар. По словам проживающих в Авлабаре армян, правительство Грузии решило стереть исторический армянский район Тбилиси с лица земли. Правительство предупредило местных армян, чьи семьи жили в Авлабаре на протяжении веков, о том, что им будет выплачено примерно $906 за кв. метр и они будут переселены на окраины Тбилиси. В случае отказа жители Авлабара не получат ни копейки и будут переселены насильно. Проблема Авлабара в том, что это исторический район, который нуждается в реконструкции. После того как значительная часть исторического Тбилиси – Ваке, Сабуртало, Сололаки – была перестроена, пришла очередь Авлабара. Это исторический район, где всегда жили армяне, но армяне бедные – и дома там соответственные, чего нельзя сказать о других армянонаселенных районах Тбилиси. В принципе, Авлабар – фасад Тбилиси, но очень уж он непривлекательный…
Напомним, что в XIX веке армянское население Тбилиси составляло 60%, то есть было самым многочисленным этносом. Благодаря именно армянам Тбилиси (Тифлис) стал тем, чем он был на самом деле – столицей наместника Кавказа. Почти все армянские промышленники и деятели культуры были родом из Тифлиса: Александр Манташев, Микаэл Арамянц, Мелик-Газарянц, писатели, поэты, художники. Эти люди составляли цвет тифлисской интеллигенции. Только в Тбилиси действовало 28 армянских церквей и всего две-три православных.
Сейчас положение с армянскими храмами удручающее. По соглашению, подписанному еще Эдуардом Шеварнадзе и Католикосом-Патриархом Всея Грузии Илией II, Грузинская православная церковь получает абсолютное право решать все церковные проблемы, включая вопросы тех конфессий, которые не принадлежат к православию. И что мы видим? Авлабарская церковь Св. Карапета переделана в грузинскую, Ванкский собор, Дзорабашская церковь Св. Георгия, Джиграшенская церковь Св. Благовещения, Камояна церковь Св. Георгия, Кукийская церковь Пресвятой Богородицы, Навтлугская церковь Св. Георгия, церковь Св. Архангелов, церковь Св. Георгия Просветителя, церковь Зркинянц, церковь Камянц, церковь Св. Карапета, церковь Св. Саркиса – все они снесены в разные годы после установления Советской власти в Грузии. От Шамхорской церкви Пресвятой Богородицы остались развалины. Остальные или переделаны в грузинские, или не действуют. После провозглашения независимости Грузии в 1990 году был взорван храм Кармир Аветаран (Красное Евангелие), из-за того что это был армянский храм. Церковь Мугни Сурб Геворг тоже на грани исчезновения. В ближайшем будущем оставшиеся развалины превратятся в кучу строительного мусора, а на фундаментах армянских храмов будут строиться грузинские, что, впрочем, уже делается. Сейчас главной задачей Грузинской православной церкви (ГПЦ) является попытка присвоения храмов Сурб Ншан и Норашен – прекрасных памятников армянского архитектурного зодчества. Сегодня в Тбилиси осталось пять армянских церквей: Св. Эчмиадзин, где находится резиденция главы Грузинской епархии, Св. Геворг, при входе в которую похоронен Саят-Нова, Сурб Ншан, Мугни Сурб Геворг и Церковь Благовещения Богородицы «Норашен».
Главным камнем преткновения является церковь Благовещения Богородицы «Норашен» – самая красивая армянская церковь Тбилиси. Вернее, она была самой красивой, с фресками Овнатаняна. С 1994 года периодически предпринимаются попытки «огрузинить» Норашен, уничтожаются армянские надписи, фрески, хачкары.
Конечно, самой трагичной была участь армянского кладбища Ходживанк, которое сносили бульдозерами, чтобы построить на его месте храм Святой Троицы. Храм построен и действует, а армянские захоронения свалили в кучу и засыпали землей на территории армянского Пантеона, где похоронены Раффи, Габриел Сундукян, Чаренц, Ованес Туманян, Нар-Дос, Газарос Агаян, Григор Арцруни… От некоторых могил остались только надгробные камни, стоящие у стены Пантеона.
Но самое главное то, что за всем этим наблюдала армянская община, и только единицы спасали хачкары, мраморные плиты от уничтожения. На сегодняшний день армянская община Тбилиси – это более десятка разобщенных организаций, зачастую открыто враждующих между собой. Не было ни одного заседания, на котором участники не разругались бы друг с другом. Причем что интересно: армяне в основном всегда голосуют за правящую партию – будь то Гамсахурдиа, Шеварнадзе, Саакашвили или Иванишвили. Но никто из президентов Грузии, кроме заверений в «вечной дружбе», ничего не делал.
Армяне – грузины: дружба или противостояние
Вообще, политика Грузии в регионе порождает у армянской стороны массу вопросов, самый главный из которых: кто нам христианская Грузия – дружественная страна или нечто другое? Армения и Грузия нужны друг другу. И в первую очередь, для противостояния пантюркизму. Однако Михаил Саакашвили явно руководствовался сиюминутными выгодами. Между тем нелишне заметить, что из-за открытой границы с Турцией грузинская экономика впала в коллапс.
Грузия стремится в НАТО, и это, в принципе, неплохо и для Армении. Грузия в силу некоторой равноудаленности от Армении и Азербайджана может сыграть свою роль в установлении стабильности на Южном Кавказе. Правда, нерешенные конфликты и довольно напряженная ситуация в армянонаселенном регионе Самцхе-Джавахети создают определенные трудности для этой роли. Не меньшую озабоченность вызывает государственная политика Тбилиси в отношении нацменьшинств и репатриация турок-месхетинцев. Все это не может не служить негативным фоном для развития отношений двух стран.
Больным местом в межгосударственных делах стало обучение детей в Джавахке, да и в Тбилиси, родному языку. Политика властей Армении по этому поводу оставляет желать лучшего: каждый год правительство РА буквально умоляет Грузию разрешить привозить учебники для армянских школ. И каждый раз сталкивается если не с полным отказом, то с безразличием. Ничего не делает в этом направлении и посол Армении в Грузии. И в нынешнем году происходит то же самое: вот уже два месяца ученики армянских школ Грузии ждут свои учебники по армянскому языку и литературе. В Министерстве образования и науки Армении заверяют, что они своевременно обратились к своим грузинским коллегам с официальным ходатайством для получения разрешения поставлять школьные учебники для армянских учеников, но разрешение до сих пор так и не получили. Пока идет переписка между образовательными ведомствами двух соседних стран, армянские школьники Грузии вынуждены изучать свой родной язык и произведения армянских писателей по старым, непригодным учебникам. А ведь есть межправительственная договоренность между Арменией и Грузией, согласно которой Министерству образования и науки Армении предоставлена возможность снабжать армянские школы Грузии учебниками по армянскому языку и литературе. Но, увы, воз и ныне там.
Но есть надежда. С победой Георгия Маргвелашвили грузино-российские отношения медленно, но все же могут нормализоваться, а выиграют от этого как Армения, так и армяне Грузии. Но надо сказать, что это последняя надежда. К сожалению. Азербайджан будет делать все для того, чтобы Грузия и Россия остались если не врагами, то равнодушными друг к другу государствами. А для Армении, которая все же надеется на открытие абхазского участка железной дороги, это очень плохо. В данном вопросе роль общины в Грузии могла бы быть более действенной, нежели пассивное наблюдение и сведение счетов друг с другом. Армяне Грузии до сих пор помнят, как некий политический деятель собрал банду уголовников, примкнул к «Мхедриони» и воевал против армянского батальона в Абхазии. Такое не забывается. И ничего, что этот политик сейчас подвизается в команде Иванишвили, – завтра он будет там, где будет выгодно. В этой связи хочется также вспомнить еще одного предателя армянских интересов. Армянин Ван Байбурт, экс-советник президента Грузии по национальным вопросам, с пеной у рта доказывал, что будущее Армении не с Россией, а с… Грузией, пояснив, что имеет в виду Турцию.
Ноемзар САРГСЯН,
http://russia-armenia.info/