Армянам до боли знаком термин «геноцид». Однако, за свою историю, этот народ подвергся не только геноциду, но и этноциду. Эти два термина лежат на одном отрезке и являются его противоположными осями: если геноцид ориентирован на полное уничтожение (национальную, этническую, расовую или религиозную группу), то этноцид — это политика уничтожения самоназвания народа, ее культурного наследия, ее исторического прошлого. Иными словами, лишающий нацию будущего «геноцид» и лишающий нацию прошлого «этноцид» – и есть те самые два полюса одной прямой… «Алиевский» слоган в отношении азербайджано-турецких отношений «Два государства – одна нация», удачно вписывается в эту цитату. Эти две страны действительно дополняют друг друга, если учитывать, что Турция учинила геноцид армян, Азербайджан же занимается этноцидом армян.
Каждый из нас не раз сталкивался в азербайджанских СМИ с тем наглым тезисом, что хачкары – древние памятники зодчества албан – и к армянам не имеют отношения. Сразу хотелось бы оговориться: «А какое отношение албаны имеют к тюркам и современным азербайджанцам?» Для начала давайте рассмотрим хачкары, их происхождение и предназначение.
В каждой культуре есть самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются хачкары – «крест-камни» – памятники Армении, не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» – крест и «кар» – камень.
Хачкары стали резать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство. Вместо языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века – изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили знаками и, очень часто, могильными памятниками. Армяне вообще любители увековечивания в камне по любому поводу или просто увековечивают как дань уважения к близким. В современном Ереване, например, такими каменными памятниками почти в каждом дворе служат цайтахпюры – фонтанчики с питьевой водой. Их обычно посвящают своим родителям, друзьям, соседям. И вечно, и полезно. Любой, кто подходит наклониться, чтобы попить воды, заодно и отдает дань уважение мастеру.
Но не будем отклоняться от темы. Центральный символ любого хачкара – распустившийся, подобно дереву или цветку, крест – символ новой, вечной жизни. Также, кроме самого креста, персонажами могут служить христианские апостолы и ангелы. Но при этом армяне часто и свои языческие символы изображают, отдавая дань дохристианскому прошлому, – это природные стихии, животные, солнце (аревахач), напоминающее свастику. Мастеров-камнерезов, создающих хачкары, называют варпетами. И их искусство живо и востребовано по сей день.
Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории – самые древние из камней датируются VIII веком. И вообще считается, что в Армении около пяти тысяч хачкаров. И все они не похожи друг на друга. Хачкар выделяется западными исследователями как архитектурный эндемик Армении с ярко выраженной национальной принадлежностью. Тем не менее Азербайджан, занимаясь этноцидом, с пеной у рта доказывает своим гражданам, что хачкары это не армянское, а албанское наследие. Слава богу, что такая ахинея рекомендуется для внутреннего потребления. Кое-кто забывает, что христианство на Кавказ и Закавказье стало распространяться с юга на север, а не наоборот. Именно благодаря принятию Арменией христианства в качестве первой государственной религии христианство стало распространяться и в той же Кавказской Албании. Ну не могли миссионеры миновать Армению на пути к Кавказской Албании, распространить там христианство, затем снова вернуться назад и установить христианский догмат уже в Армении. Это уже не апостолы, а Иваны Сусанины получаются. Невозможно было попасть в Кавказскую Албанию ни с юга, ни с запада, миновав Армению. И AZAL (Азербайджанские авиалинии) тогда не летали. Всей мировой науке известно, что Кавказская Албания была закреплена Армянской апостольской церковью. Более того, армянином Месропом Маштоцем был создан албанский алфавит для чтения Библии албанов на родном языке. Лишь только хачкары так и остались армянским наследием, и албаны их не вырезали из камня. И на этот счет есть целый ряд доказательств:
1. Как уже говорилось выше, хачкары для армян были не столько предметами искусства, сколько своеобразными памятниками, ритуальными надгробиями. Как и большинство индоевропейских народов дохристиан-ских времен, в традициях армян было захоронение умерших в землю… Кавказские албаны же, как и народы–автохтоны Большого Кавказского хребта, а также тюрки, не имели традиций захоронения тел в землю. Большая часть из них хоронила покойных либо в курганах, либо совершался обряд воздушного захоронения, как это было у колхов в Грузии, адыгов, вайнахов. Ритуал албан совершался путем подвешивания тела умершего на дереве, с целью предания тела умершего воздуху, духу, свету. Лишь только с принятием христианства кавказцы-албаны не только уверовали в Христа, но и подобно армянам-индоевропейцам стали хоронить умерших в землю. И никаких хачкаров при этом на могилу не ставилось. Ограничивались деревянными крестами.
2. Ландшафт. Сравните каменную Армению, которая словно выпестована из сплошного монолита, и зеленые луга Кавказской Албании, имевшей вершины лишь на севере государства. Граница между Арменией и Албанией Кавказской проходила по Куре и Кура-Араксинской низменности. Дальше луга и пастбища. Еще дальше – прикаспийская низменность. Учитывая, что албаны никогда не были горными жителями, то и с камнем почти не приходилось сталкиваться.
3. И, наконец, главное: если бы албаны творили хачкары или нечто подобное, то хачкары были бы распространены по всей территории современного Азербайджана и юга Дагестана. Но этого нет. Обратите внимание, где расположены хачкары. Они имеются по всему периметру армян-ского государства – от Западной Армении (вилайеты Карс, Ван, Артвин, Муш, Эрзрум) до современной Республики Армения и Арцаха (Карабаха). За кура-араксинской низменностью нет хачкаров и никогда не было. Попробуйте их найти в Баку, Яламе, Закаталах, Белоканах, Губе… А ведь все эти города находятся на территории исторической Кавказской Албании. Что ж получается, албаны вырезали хачкары только на территории Армении?
4. На территории современного Азербайджана, в Нахиджеване, бывшем армянском крае, было расположено крупнейшее средневековое армянское кладбище, о котором упоминал в 1648 году французский путешественник Александр де Род, посетивший эти места. На момент Советской власти в этом обширном пространстве некрополя насчитывалось до 5000 хачкаров с армянскими орнаментами и письмом. Кладбище находилось близ Джульфы. В январе 2003 года иранским пограничникам удалось заснять вопиющий случай вандалима – азербайджанские солдаты с помощью лома и лопат ломали хачкары один за другим. Заметая следы, разбитые творения зодчества погружались в грузовой железнодорожный состав и отвозились восвояси (https://www.youtube.com/watch?v=KaP6hd5LzE0). Подобный акт вандализма – еще одно свидетельство, что Азербайджан – государство, живущее с чувством страха за свое прошлое. Если, как они сами говорят, хачкары это азербайджанское, албанское наследие, то почему они уничтожают их? Только выживший из ума народ может лишать себя культурного наследия. По сему вывод: Азербайджан уничтожает именно армянскую культуру. Ибо хачкары были свидетелями этих земель, которые всегда принадлежали армянам. Вот вам и албаны!
Вадим АРУТЮНОВ
автор и ведущий рубрики «Антитопор»