В самом конце 70-х годов ушедшего века в Государственной картинной галерее Армении экспонировались работы великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского. Среди известных морских пейзажей художника невозможно было не обратить внимания на погрудный портрет мужчины с характерной восточной внешностью. Живо, достоверно, с потрясающим мастерством и артистизмом художник воссоздал образ неординарного человека с удивительно мужественным характером. Это портрет Артемия Павловича Халибяна – крупного коммерсанта, градоначальника Ново-Нахичевана, уполномоченного по церковным делам.
Образ, переданный художником, полон динамики, в нем все взаимосвязано: характер, костюм, передающий особенности модели, напряженный взгляд, в котором ощущаются сила и страсть натуры. Эта картина, бесспорно, принадлежит к числу лучших произведений портретной галереи художника, которая, как известно, не очень велика: это портреты А. Казначеева, баснописца И. Крылова, адмирала Нахимова, портрет бабушки художника Ашхен, его жены Анны Бурназян, брата Габриэла, Католикоса Мкртыча Хримяна, государственного деятеля М. Лорис-Меликова, российского архимандрита Х. Степаняна.
Портрет А. Халибяна украшает и обложку книги, посвященной этому крупному государственному деятелю. Небольшая по объему книга под названием «Арутюн Халибян» открывает серию «Жизнь замечательных нахичеванцев». Она вышла в издательстве ООО «Ковчег» Ростова-на-Дону. Ее авторы – М.Г. Багдыков, Г.М. Багдыков, Т.М. Багдыков.
Минас Георгиевич Багдыков – заслуженный врач, известный краевед, патриот. Не менее известен и его сын Георгий. Он врач-уролог, автор более сорока книг по популярной медицине, краеведению, художественной прозы (сборники рассказов и новелл, а также ряд монографий по специальности).
Этот труд не просто биография одного из жителей Ново-Нахичевана, переименованного в 1928 году в Пролетарский район города Ростова-на-Дону. Его цель – не предать забвению, а удержать в памяти людей все то лучшее, что было сделано для армян Дона, нашедших здесь свою вторую родину. Читатель узнает многое об истории города, его людях, о том, как развивался город, кто его строил, какие изменения он претерпевал на пути своего становления. В книге анализируется также деятельность А. Халибяна в качестве градоначальника, руководившего армянским самостоятельным городом Ново-Нахичеван более 20-ти лет, внесшего огромный вклад в становление и развитие торговли, ремесленничества, просвещение родного города. Ведь в том, что современники называли Нор-Нахичеван одним из лучших городов юга России, есть и большая заслуга героя этой книги.
Авторы книги с примерной основательностью на протяжении многих лет поисков и изучения истоков зарождения самобытного культурного наследия одаривают нас не только историческими фактами, но и более важными знаковыми явлениями, а также великими именами тех, кто неустанно творил это бесценное достояние. Ее читатели становятся очевидцами повседневной жизни города, волнующих, иногда драматических событий на пути его развития. Искренность, достоверность – свойства, рождающие безусловное доверие к авторам книги. И, быть может, особенно примечательно, что в каждой главе при строгой объективности авторов и аскетической сдержанности письма мы всегда ощущаем личности людей, безраздельно любящих свой город и преданных ему.
Время помогает отделить существенное от случайного в истории прошлого, корректирует оценки исторических явлений, данные в пору их рождения: одно зачисляется в сокровищницу народа, другое запоминается потому, что сыграло важную роль на том или ином этапе развития, третье заслуженно забывается.
Фигура градоначальника, воссозданная авторами книги, воспринимается в историческом контексте времени, нисколько не теряя при этом своей индивидуальности. Как отмечают авторы, Халибян был выдающейся личностью, но оставил после себя противоречивую память. С одной стороны, во время Крымской войны он безвозмездно передал Черноморскому флоту 10 тысяч пудов антрацита. При нем инициировался вопрос о расширении Нахичеванской пристани. За свой счет он основал в Феодосии школу для мальчиков, пожертвовав 20 тысяч на духовную семинарию в Нахичевани. «Список заслуг Халибова (Халибяна) перед Россией и Нахичеванью можно продолжить… Но, с другой стороны, стараясь выслужиться перед властями, боролся за введение обременительной для горожан подушной подати. Халабов выжил из города Г. Патканяна (Габриэл Патканян был священником Нор-Нахичеванского кафедрального собора и одновременно преподавал в образованной им же частной школе. В числе его учеников были самые известные впоследствии нахичеванцы – его сын Рафаэл Патканян и Микаэл Налбандян. Между Г. Патканяном и А. Халибяном неоднократно возникали конфликты. – Н.Г.), а также всячески преследовал М. Налбандяна».
Но какие бы суждения ни вынести о деятельности А. Халибяна – от восторженных до скептических и осуждающих, – остается очевидным, что он занимает в истории Нахичевана-на-Дону особое и чрезвычайно значительное место. Его не обойдешь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее и твердо закрепленное влияние на развитие и становление города.
Каким же был Халибян и каков его вклад в развитие своего города? «Как выдающийся купец, меценат, успешно сочетавший в себе коммерческую деятельность с общественной, Халибов в начале 1830-х годов XIX века был заметной фигурой в самоуправлении армянской колонии и ее общественной жизни. В жизни города Нор-Нахичеван в первой половине XVIII века среди многочисленных купцов различного ранга Артемий Павлович выгодно отличался своими деловыми качествами, успешным сочетанием в себе коммерческой деятельности с общественной… Находясь на посту городского головы, А. Халибов стал наиболее влиятельной личностью в общественно-экономической жизни армян Дона. Он был жестким, требовательным, целеустремленным государственным деятелем, восприимчивым к разного рода новациям, успешно шел в ногу с современностью, занимался большой коммерческой деятельностью, лично отстаивал интересы города».
Однако, как отмечают авторы, его правление не было безошибочным, неограниченная власть создавала условия для порождения грубых, нелепых поступков. Так, в главе «Криминальная история» читаем: «…Вскоре появились свидетели, утверждающие, что Г. Патканян намеревается убить А. Халибяна. По просьбе последнего в Нахичеван из Таганрога прибыл начальник жандармской команды барон Клейст. Была организована провокация: двух жандармов и одного гражданского человека переодели в разбойников. Они должны были встретиться с Г. Патканяном на кладбище, где он передал деньги для разбойного нападения на Халибова… После того как «разбойники» получили деньги, Халибов и жандармы появились, и Патканян был задержан. За организацию покушения на городского голову Халибова с целью убийства Г. Патканян был осужден на 10 лет. По настоянию Николая I Патканян был лишен духовного звания. Только после многочисленных просьб жителей Нор-Нахичевана император Александр II в 1876 году издал указ «О полном монаршем помиловании Патканяна».
С интересом читаются страницы книги, посвященные И. Айвазовскому, его письма (их около семи), адресованные Халибяну и свидетельствующие о том, что художник очень тепло и дружески относился к Артемию Павловичу.
Эти письма художника к Халибяну очень важны, давая ключ к пониманию личности мецената, вводя в круг его знакомств, деловых отношений и связей. Они приоткрывают завесу над жизненными трудностями, которые художнику приходилось преодолевать в те годы. Дружескими были и отношения брата художника – архимандрита Габриэла Айвазовского с Халибяном. Как отмечают авторы книги, в те годы в Нор-Нахичеване было социальное напряжение, бурлили страсти. А. Халибяна обвиняли в злоупотреблении церковными деньгами. «Противниками городского головы была молодая, прогрессивно настроенная интеллигенция. Архимандрит Габриэл приложил большие усилия для усмирения противоборствующих сторон, и ему удалось заключить примирение между ними».
В 1857 году братья Айвазовские с помощью Халибяна и крымской армянской общины учреждают в Феодосии армянскую школу и типографию, в которой печатался журнал «Масяц ахавни», издание которого Габриэл Айвазовский возобновил после небольшого перерыва. Он же руководил и школой, где учились 150 мальчиков из разных мест.
Особенно примечательна глава «Не базар, но рынок», где говорится о внимании Халибяна к развитию торговли на нахичеванском базаре. Вот что пишет об увиденном в Нахичевани французский геолог Гомер де Геле: «И вдруг видишь – встает перед тобой город Нахичевань, белый город, город армян с его преогромным базаром, где замечаешь сверкание солнца в стеклах местной самодовольной архитектуры и особенно на красивых азиатских лицах, которые встречаешь, продвигаясь вперед…
Лавки ломились от самых разнообразных товаров. Мы увидели, что армяне прекрасные мастера по обработке серебра… Нахичеванцы находят источники дохода и, где бы они ни поселились, своим присутствием сразу дают толчок развитию торговли. И так среди безлюдной донской степи поднялся город Нахичеван – типичный торговый город… Лишь армяне способны так вести торговлю…
Что касается обычаев нахичеванцев, то они так же, как у армян, проживающих в других местах Армении, могут сменить страну проживания, форму одежды, однако их нравы и обычаи не подвержены никакому изменению».
Можно с уверенностью сказать, что эта небольшая, но емкая книга станет надежным подспорьем для дальнейшего изучения истории края, сослужит добрую службу в первоначальном знакомстве с прошлым этого края всех, кому оно интересно и дорого. «Память – это сохранение прошлого, это забота о вечности и форма воплощения вечности в преодолении времени» – эти слова выдающегося ученого Д.С. Лихачева, на высокой ноте завершающие книгу, как нельзя лучше выражают и чувства авторов этого патриотического труда.
Наталия ГОМЦЯН,
«Голос Армении»